Санкт-Петербург. 28 марта. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Конституционный суд уточнил ответственность юридических лиц за допуск к управлению самоходной машиной водителя без прав, сообщается на сайте суда во вторник.
Поводом к проверке статей 2.1 и 12.32 КоАП РФ стала жалоба государственного бюджетного учреждения (ГБУ) Москвы "Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа".
Учреждение было оштрафовано на 100 тыс. рублей, так как его работник водил трактор, хотя был лишен водительских прав тремя годами ранее, что обнаружили сотрудники ГИБДД при проверке документов в апреле 2020 года.
Представители предприятия отмечали, что при приеме на работу сотрудник предъявлял действующее удостоверение тракториста-машиниста, которое, как впоследствии оказалось, не сдал в органы гостехнадзора при лишении его прав. При этом, указал заявитель, проверить его документы без нарушения закона о персональных данных ГБУ не могло. Суды работодателя не поддержали.
Конституционный суд указал, что работодатель обязан проверить наличие удостоверения тракториста-машиниста у нового сотрудника, однако предъявление такого удостоверения не означает, что оно безусловно действительно.
C сентября 2022 года благодаря новой федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, органы власти, МСУ, юридические и физические лица могут бесплатно проверить факт лишения кого-либо права на вождение.
"Однако до ее создания проверка действительности предъявленного работником удостоверения тракториста-машиниста не была обеспечена необходимыми организационно-информационными мерами. С учетом этого до введения в действие данной информационной системы автоматическое возложение на работодателя административной ответственности за допуск к управлению самоходной машиной лица, представившего удостоверение тракториста-машиниста, но при этом лишенного водительских прав, вступало бы в противоречие с Конституцией РФ", - говорится в сообщении.
Суд подчеркнул, что работодателя можно признать ответственным, если он знал об отсутствии у работника прав либо не предпринял доступных мер для проверки удостоверения. В выявленном конституционно-правовом смысле оспоренные нормы КоАП РФ не противоречат Основному закону.
При этом КС указал, что федеральный законодатель вправе конкретизировать обязанности работодателей по контролю за действительностью водительских прав их работников.
Дело ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" подлежит пересмотру.