Северо-Запад / Новости 28 января 2022 г. 12:44

Фундамент Благовещенской церкви на площади Труда в Петербурге признан памятником

Санкт-Петербург. 28 января. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга включил объект археологического наследия "Фундамент Благовещенской церкви 1844-1849 гг." на площади Труда в единый государственный реестр в качестве выявленного объекта культурного наследия, сообщает пресс-служба ведомства в пятницу.

В сентябре 2021 года городским отрядом археологической экспедиции ИИМК РАН были произведены археологические разведки на площади Труда, в ходе которых и был выявлен объект.

Шурфом удалось зафиксировать фрагмент северо-западной стены в месте её поворота на алтарную часть, юго-восточный угол церкви, фрагмент южной стены с мощением и основанием для крыльца, фрагмент стены и крыльца у центрального, западного входа Благовещенской церкви. Фундамент, сложенный из известняковых плит, уложен на каменные валуны, стоящие на деревянных лежнях.

"В ходе проведения археологических разведочных работ была собрана коллекция находок: медная оплетка для провода, профитка от подсвечника из медного сплава, фрагменты слюды и красноглиняного клейменого кирпича", - говорится в сообщении.

Археологические разведочные работы позволили произвести архитектурные обмеры, уточнить степень сохранности фундаментов, привязать границы памятника к современной топооснове и установить границу его охранной зоны.

Трёхапостольная, величественная, каменная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в русско-византийском стиле по проекту архитектора Константина Тона для лейб-гвардии Конного полка. Храм заложен в 1844 году митрополитом Антонием (Рафальским) в присутствии императора Николая I, на чьи средства преимущественно и строился.

Над храмом возвышались пять куполов. Во внешнем облике его сочетались черты русского стиля и классицизма. В наружной отделке здания были использованы путиловский камень и финский гранит. Фасад украшали барельефы работы художника Николая Рамазанова. Внутри храм был отделан искусственным мрамором, лепные украшения из алебастра местами позолочены. Стены покрывали росписи.

В церкви было три придела. Иконы для храма написали известные профессора Академии художеств Марков, Шамшин, Бруни, Скотти, Шебуев. Запрестольный образ в главном приделе - Богоявление Господне - написал профессор Жеваго. В ризнице храма хранились пожертвования, в том числе императорской фамилии, а также мундиры Александра I и Николая I. В церкви хранились также георгиевские штандарты, высочайше пожалованные полку за боевые заслуги. В ней были установлены бронзовые доски с именами павших под Аустерлицем и на Бородинском поле.

Храм был закрыт в октябре 1928 года, а весной-летом 1929 года снесён как мешавший трамвайному движению.