Санкт-Петербург. 7 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Из дела экс-главы ОАО "Компания Усть-Луга" Валерия Израйлита, которому вменяется многомиллиардное мошенничество при строительстве нефтебазы в порту, пропали вещественные доказательства, сообщил "Интерфаксу" во вторник адвокат Сергей Азаров.
Согласно фабуле обвинения, Израйлиту вменяется поставка 302 некачественных труб на объектах строительства нефтепровода в порту Усть-Луга; обвинение основывается на данных экспертного заключения по 17 обрезкам этих труб, которые в качестве доказательств переданы на ответственное хранение потерпевшему по делу - компании "Транснефть порт Усть-Луга" (участвует в судебном процессе в статусе собственника нефтебазы, строительство которой, по версии обвинения, сопровождалось крупным хищением). Во вторник Смольнинский районный суд Петербурга провел выездное заседание в порту Усть-Луга: участники процесса исследовали обрезки использованных при строительстве труб.
"В ходе заседания я обратил внимание суда, что в наличии только 16 труб вместо 17, заявленных в протоколе; минимум четыре из них не имеют никакой идентификации (то есть не помечено, откуда они отрезаны, не дается никакой их характеристики - ИФ)", - сказал Азаров.
"Также по ходатайству защиты были проведены замеры этих труб и их сравнение с данными в протоколе - из 16 обрезков труб, а по документам, напомню, их должно быть 17, у десяти не совпадает длина. Несовпадение это в среднем в несколько сантиметров", - добавил адвокат.
Он отметил, что из фототаблицы в протоколе следует, что 11 труб из 17 не фотографировались, а не менее половины обрезков имеют технические характеристики, которые не совпадают с обвинительным заключением.
"Эксперты, получается, сделали вывод о некачественных трубах, использованных при строительстве, по объектам исследования, которые к Израйлиту не имеют никакого отношения. Да и вообще природа происхождения их неизвестна", - заключил адвокат.
Кроме того, по словам Азарова, главный инженер объекта Дмитрий Буренин на допросе в суде рассказал, что работы по строительству трубопровода в порту Усть-Луга были завершены в феврале 2011 года. Между тем обвинение заявляет о поставках некачественных труб до окончания июня 2011 года; в то же время в обвинительном заключении обозначено, что преступную деятельность Израйлит якобы вел до декабря 2011 года.
Адвокат Израйлита также рассказал, что в выездном заседании в Усть-Луге пытался принять участие сотрудник ФСБ Шишков, который входил в оперативно-следственную бригаду, проводившей предварительное следствие по делу. Позже судья удовлетворила ходатайство защиты Израйлита и удалила Шишкова. "Сам факт того, что на режимный объект явились люди, которые в течение трех лет проводили работу по формированию доказательств вины Израйлита и продолжают своего рода сопровождение дела, говорит о глубоко сохраняющемся интересе ФСБ к этому делу", - пояснил Азаров.
Пока судебное следствие по этому делу находится на стадии представления доводов обвинения. В деле 150 томов. В феврале минувшего года суд возвращал материалы в прокуратуру для уточнения обвинения, в сентябре дело снова поступило в суд.
Согласно обвинительному заключению, Израйлиту инкриминируются два эпизода мошенничества в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ), незаконный вывод денег из РФ (п.а ч.3 ст.193.1 УК РФ) и легализация денег или иного имущества, приобретенных в результате преступления (п.б ч.4 ст.174.1 УК РФ), которые, по версии следствия, бизнесмен совершил, находясь в должности председателя совета директоров ОАО "Компания Усть-Луга", при строительстве нефтебазы в руководимом им порту. Ущерб от действий Израйлита оценивается в 3,9 млрд рублей.
Дело в отношении предпринимателя было возбуждено на основании изъятой ФСБ налоговой декларации, поданной Израйлитом по закону об амнистии капитала. Согласно этому закону, предприниматели, добровольно задекларировавшие имущество за пределами России, получают правовые гарантии исключения претензий со стороны налоговых и правоохранительных органов.
В сентябре текущего года адвокаты подсудимого подали ходатайство об исключении из дела доказательств, основанных на материалах спецдекларации, в удовлетворении которого суд отказал. После этого защита Израйлита обратилась за разъяснениями в Верховный суд России. Президиум ВС РФ 30 октября в постановлении указал на "категорический запрет" использовать для уголовного преследования участников амнистии капитала тех материалов, которые они сдали в налоговые органы добровольно: сведения в спецдекларации являются налоговой тайной, иные (кроме налоговых) государственные и негосударственные органы и организации не вправе получать к ним доступ. Ходатайство об исключении было заявлено повторно, однако 12 ноября его снова отклонили.
Израйлит находился под стражей с 28 декабря 2016 года. Мера пресечения ему неоднократно продлевалась. В марте суд перевел фигуранта под домашний арест.