1 апреля. Interfax-Russia.ru - Стивидорные компании готовят ответ на инициативу по редевелопменту территорий Большого порта Санкт-Петербург с переносом портовых мощностей за пределы города и настаивают на участии в ее обсуждении, сообщили "Интерфаксу" представители отрасли. Они обращают внимание на то, что реализация проекта негативно скажется на экспортном потенциале РФ, повлечет другие экономические и социальные проблемы, а реальная его стоимость окажется существенно выше заявленных 440 млрд рублей.
Проект редевелопмента территорий порта Санкт-Петербург, который предполагает перенос портовых мощностей в порт Усть-Луга (Ленинградская область) и строительство на освобожденных территориях жилого и делового района, предложил президент "Трансмашхолдинга" Андрей Бокарев. Документ, из которого это следует, был опубликован в отраслевом телеграмм-канале. Его подлинность "Интерфаксу" подтвердили в T.A. Management (транспортный холдинг Владимира Лисина) - там получили от Ассоциации морских торговых портов (АСОП) материалы для подготовки предложений.
"Трансмашхолдинг" является крупнейшим в РФ производителем подвижного состава для рельсового транспорта и ранее не занимался проектами в портовом бизнесе или в сфере девелопмента.
В ТМХ "Интерфаксу" сообщили, что "совместно с причастными ведомствами взаимодействуют по вопросу подготовки позиции по теме редевелопмента".
Министерство транспорта РФ изучает вопрос редевелопмента территорий Большого порта Санкт-Петербург, сообщили ранее в пресс-службе ведомства. "Позиция ведомства будет представлена в правительство РФ в установленном порядке", - сообщили в министерстве.
Правительству Ленинградской области эта инициатива известна, но в настоящий момент совместно с администрацией Санкт-Петербурга мы анализируем представленные предложения, говорится в совместном комментарии пресс-службы губернатора и правительства Ленобласти.
"Строительство новых терминалов возможно только с учетом природоохранных ограничений и проработки грузовой базы. Кроме того, стратегия предлагает вынос предприятий, который требует отдельного анализа и тщательной проработки", - сообщили власти Ленобласти.
Для реализации проекта Бокарев планирует создать ООО "Корпорация развития портов Северо-Западного региона". Как следует из данных аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", такая компания пока не зарегистрирована.
Согласно опубликованному документу, площадь высвобождаемых территорий - 600 га. Общая площадь жилой и коммерческой застройки на высвобождаемых территориях в Санкт-Петербурге составит 4,8 млн кв. м. Объем инвестиций в проект оценивается в 440 млрд рублей, в том числе 6 млрд рублей инвестиций от операторов проекта.
Данный проект был подготовлен без участия стивидорных компаний, говорят их представители.
"Мы озадачены позицией авторов инициативы не привлекать к обсуждению собственников и эксплуатантов инфраструктуры, бизнеса, непосредственно расположенного на территории портов, о которых идет речь. Такой подход вызывает настороженность, а сама инициатива - много вопросов, которые пока остаются без ответа. Считаем, что дать оценку инициативе в текущем виде в силу нехватки деталей невозможно", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Global Ports, крупнейшего оператора контейнерных терминалов в РФ.
"Вопрос редевелопмента территории порта требует тщательной проработки с учетом привлечения к обсуждению всех заинтересованных сторон. И это не только организации, занимающиеся погрузочно-разгрузочной деятельностью, но и транспортно-экспедиторские, бункеровочные, логистические, сервисные и другие компании", - сообщил "Интерфаксу" председатель совета директоров "Петербургского нефтяного терминала" (ПНТ) Михаил Скигин.
По его мнению, целесообразным было бы создание по этому вопросу рабочей группы для всестороннего обсуждения. В эту группу помимо представителей транспортного бизнеса было бы логично включить представителей администрации Санкт-Петербурга, Росморпорта, морской администрации порта Санкт-Петербург, а также общественных деятелей, считает он.
"Что касается нашей отрасли, то могу отметить, что при переносе из петербургского порта терминалов, связанных с экспортом нефтепродуктов произойдет выпадение перевалочных мощностей более чем на 11 млн тонн в год, что негативно скажется на экспортном потенциале и работе как российских НПЗ, так и компаний осуществляющих перевозку нефтепродуктов", - сказал Скигин.
"Предлагаемый проект редевелопмента территории Большого порта Санкт-Петербург считаем нецелесообразным. Анализ такого проекта должен учитывать не только доходы от продажи недвижимости, но и расходы на создание дублирующей инфраструктуры и перенос перевалки более 60 млн тонн грузов с учетом интересов десятков стивидоров и сотен компаний, осуществляющих свою деятельность в порту, равно как и тысяч работников портов. Полагаем, что затраты на реализацию такого поистине гигантского проекта будут отличаться в разы от озвученных оценок", - заявили в T.A. Management.
"Главным противником данного проекта должен стать город Санкт-Петербург. На территориях, которые планируется отдать под редевелопмент, работают сотни различных терминалов, сорок стивидоров, множество бизнесов, связанных с морским портом, и это не только экспедиторы и агентские компании. Они все потеряют бизнес, люди останутся без работы, город потеряет налоговую базу. Взамен город получает красивый фасад и инфраструктуру в виде школ и детских садов, которые он должен содержать", - считает директор по направлению аналитики и логистики ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин.
Идея переноса портовых мощностей из Петербурга уже обсуждалась в 2018 году. Тогда власти Санкт-Петербурга не исключали переноса 1-го и 2-го грузовых районов Большого порта в Бронку к 2025 году. После этого может быть реализован перенос 3-го и 4-го грузовых районов порта, говорил бывший губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.