Историческое празднование 200-летия Петра I реконструируют на Марсовом поле в Петербурге

Историческое празднование 200-летия Петра I реконструируют на Марсовом поле в Петербурге
фото предоставлено ПАО "Газпром"

Санкт-Петербург. 25 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Выпускники и преподаватели Санкт-Петербургской академии художеств им.Репина создали 16 картин, посвященных жизни Петра Великого, которые станут частью выставки и реконструкции исторического празднования 200-летнего юбилея императора на Марсовом поле летом 2022 года.

Несколько полотен представили в Большом Петергофском дворце в понедельник.

Вместе с 14 работами, которые создавались в 1872 году к аналогичной экспозиции, они составили выставку "30 картин из жизни Петра Великого. 2022". С 9 июня по 9 августа собрание представят на Марсовом поле, где их показывали и 150 лет назад.

Проект приурочен к празднованию 350-летия со дня рождения первого российского императора и представляет собой историческую реконструкцию большого городского праздника, которую воссоздадут с помощью VR-аттракциона.

Двухсотлетний юбилей Петра в 1872 году отмечался во всех городах Российской империи с размахом, и в Петербурге и Москве к торжествам готовились особо. Если в Москве организовали политехническую выставку, чтобы подчеркнуть вклад Петра I в экономическое развитие страны, то в Петербурге попытались показать связь политики правящего императора Александра II с традициями государственного управления, заложенными Петром I.

Празднование началось утром 30 мая с молебна перед гробом Петра Великого в Петропавловском соборе. Следом торжества спустились ближе к Неве, где на площади состоялись парады, а рядом с "Медным всадником" выставили личные вещи Петра.

Во второй половине дня началось народно гулянье на Марсовом поле: там расположили 30 картин о жизни императора. Рядом с каждой находились декламаторы, которые объясняли неграмотной публике, что за сюжет изображен на полотне.

Оригинальные работы создавались наспех, чуть ли не за три недели, сообщила "Интерфаксу" заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова. По сути это был, скорее, просветительский проект, а не художественный.

"Делалось, действительно, очень и очень быстро, к тому же для улицы. Соответственно, надо было выбрать тех художников, кто привык работать быстро. Классические, академические живописцы так быстро, как правило, не работают, поэтому были выбраны театральные художники в основном", - сказала она.

После завершения торжеств картины, вероятнее всего, просто сложили, передали в музей, куда они поступили уже с нарушением красочного слоя. В музее они хранились на валах. В результате 16 картин из 30 были полностью утрачены, другие пострадали. Было решено восстановить их и отреставрировать оставшиеся 14.

Проректор Санкт-Петербургской академии имени Репина Юрий Бобров сообщил "Интерфаксу", что и в этот раз художники тоже работали "в довольно стесненных условиях": ГМЗ "Петергоф" и "Фонд друзей Петергофа" обратился к академии в начале 2021 года, довольно долго шли переговоры, в конце прошлой весны было подписано соглашение, затем были отобраны художники. Работа над эскизами началась в мае 2021 года, работа над большими картинами шла с осени.

"Некоторые из них еще не до конца просохли", - сказал Бобров.

Среди сюжетов - Гангутское сражение, взятие Нарвы, Петр в Архангельске, Петр в Троице-Сергиевой лавре, заботы Петра I о фабриках и сельском хозяйстве, сражение в устье Невы и Полтавская баталия.

"Сразу была поставлена задача не копировать, не повторять исчезнувшие 16 сюжетов, а, сохранив тематику, написать совершенно новые картины. Организаторы нас не ограничили ни в чем, включая стиль, кроме сюжета, а также размеры были оговорены. Каждый писал в своей манере. Определить общий стиль затруднительно, но условно можно сказать, что это современное реалистическое искусство, понимая, конечно, термин "реализм" в духе Роже Гароди как "реализм без берегов". То есть искусство, которое представляет живые образы, а не символы и не концептуальные фигуры", - сказал Бобров.

Он отметил, что в последние десятилетия сложилось представление, что сегодняшнее искусство - непременно концептуальное, то, что называют contemporary art, а реализм остался в XIX веке.

"На самом деле это далеко не так, это одностороннее представление", - убежден Бобров.

В команде проекта работали как маститые, народные и заслуженные художники России, так и недавно отучившиеся, но их объединяет общая школа - все закончили академию им.Репина.

Бобров ожидает, что после выставки картины окажутся в собственности музея-заповедника, по договору музею также были представлены 16 эскизов меньшего масштаба.

С июня по август на Марсовом поле картины будут находиться в экспозиционных павильонах, спроектированных современными театральными художниками и технологами по мотивам сооружений, построенных на Марсовом поле в 1872 году.

Вместо просветительских брошюр XIX века будут созданы видеоролики, повествующие об исторических событиях, изображенных на полотнах. Видео снабжены сурдопереводом и доступны на разных языках.

На выставке будут бесплатно проводить экскурсии для групп школьников, студентов, кадетов, участников исторических кружков и клубов.