Временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области в середине мая назначен Алексей Беспрозванных, работавший ранее в министерстве промышленности и торговли. Сегодня он активно знакомится с регионом, вникает в его проблемы, занимается вопросами, поступающими от калининградцев в социальных сетях. Решение многих из них найти непросто даже при поддержке федерального центра, при этом глава области настроен оптимистично. О своем видении ситуации в области, задачах, которые поставил перед собой и командой, рассказал в интервью "Интерфаксу" на полях ПМЭФ-2024 врио губернатора Алексей Беспрозванных.
- Алексей Сергеевич, вы впервые участвуете в ПМЭФ как руководитель региона. Какие у вас впечатления, какие задачи перед собой поставили?
- На экономическом форуме в Санкт-Петербурге я присутствовал и в прошлые годы, но, правда, в разных качествах: в ранге заместителя председателя правительства одного из регионов, заместителя министра промышленности и торговли. Но в качестве временно исполняющего обязанности главы субъекта, действительно, впервые. И в этом есть особый смысл, так как в моем лице представлена вся Калининградская область, которая активно и ответственно готовилась к форуму. Могу уверенно сказать, что мы подготовились очень хорошо, поставили перед собой амбициозные цели. Мы подписываем крупные инвестиционные проекты, запланировано порядка 12 соглашений на общую сумму около 250 млрд рублей, и мы к этому подходим.
Важно, что наши инвестпроекты из разных направлений, начиная от аграрного сектора, индустрии IT до туристического. Но также для меня важно поучаствовать на этой площадке в новых коммуникациях - для задела на будущее. Поэтому у нас две задачи, и мы пока справляемся. Единственное, чего нам не хватает, - это времени. А так, в целом, мы программу форума выполним.
- Какие вы видите проблемы в регионе сейчас?
- Калининградскую область я посещал несколько раз с рабочими визитами, когда работал в федеральном ведомстве, с рядом проблем уже был знаком. И мы уже решали здесь с моими коллегами разные задачи, связанные в основном с промышленностью. Что же касается первоочередных проблем, которые я для себя отметил уже в качестве руководителя области, это вопросы, связанные со здравоохранением, перевозками и логистикой, а также газификации отдельных муниципалитетов, что имеет важное значение для развития области.
Но самое главное – это повышение уровня и качества жизни населения, поэтому перед нами сегодня стоит непростая задача: вывести регион в десятку лучших в стране по качеству жизни.
- Планируете усилить кадровый состав регионального правительства специалистами из Москвы?
- Меня уже не первый раз спрашивают об этом. Когда мне приходилось менять место работы, я всегда ориентировался исключительно на команду местных управленцев. В Калининградской области я не меняю это правило. Вижу, что здесь работают открытые, целеустремленные и талантливые люди.
В дальнейшем, возможно, если понадобятся какие-либо точечные настройки в работе правительства, в первую очередь, конечно, будем искать среди местных специалистов. Но если в области мы таких не найдем, то, безусловно, будем привлекать людей из других регионов. Это естественный процесс, когда можно усилить местную команду управленцев, вдохнуть в нее свежие силы.
- В министерстве вы занимались, в том числе, промышленными парками. Как, на ваш взгляд, складывается ситуация в Калининградской области в этой сфере?
- Ранее мы плотно сотрудничали с коллегами в Калининградской области, этот вопрос серьезно проработали. На сегодня открыты и успешно работают два парка – "Храброво" и "Черняховск". Там локализованы 37 резидентов, которые уже ввели в эксплуатацию 12 новых предприятий, еще 7 строится. При этом объем инвестиций в рамках этих проектов составляет уже около 35 млрд рублей, создано 1100 рабочих мест. Важно и то, что к этим двум паркам проявляют интерес инвесторы как среднего и малого бизнеса, так и крупного. Индустриальные парки уже вносят реальный вклад в экономику региона. Нарастающим итогом они уплатили в бюджеты всех уровней более 247 млн рублей налогов. Это с учетом того, что практически все резиденты парков "Храброво" и "Черняховск" являются резидентами Калининградской особой экономической зоны и находятся еще в льготном периоде по уплате налогов и социальных отчислений.
Занимаясь государственными парками, мы в свое время не забыли и о частных индустриальных парках, были инициаторами их поддержки властями. В результате они появились и в Калининградской области. Сегодня в регионе работают несколько частных индустриальных парков, имеющих конкретную специализацию. Уже более 16 лет в Гусеве работает "Технополис GS" – первый в России частный инновационный кластер, в котором реализуют полный цикл производства потребительской электроники, разрабатывают и производят микроэлектронную продукцию по уникальным для России технологиям. Выпускает востребованные на российском рынке лекарственные средства парк "Экобалтик", ориентированный на размещение чистых, высокотехнологичных фармацевтических производств. Кстати, этот парк входит в реестр индустриальных парков Минпромторга. Есть частный парк, предоставляющий площадки для предприятий индустрии металлообработки, и ряд небольших хабов. Будем и дальше поддерживать их работу и развитие, окажем помощь бизнесу, который заявит о желании закрепиться в нашем регионе.
- Промышленные кластеры также ваша тема. Есть мнение, что в области реально работают два кластера – янтарный и судостроительный. Как вы оцениваете их деятельность сегодня? Тот же янтарный комбинат имеет хорошую чистую прибыль, а завод "Янтарь", другие судоремонтные заводы находятся в тени…
- Относительно деятельности кластеров отмечу, что их предприятия по отдельности в основном функционируют успешно, однако согласованность действий между ними и уровень внутрикластерной кооперации могли бы быть выше. Будем работать над этим.
Сразу скажу о янтарном кластере, где главную роль играет янтарный комбинат. Его продукция, продукция других предприятия востребована и популярна. Но для того чтобы к этому подойти, мы сделали интересную и простую вещь - обеспечили доступность янтаря хорошего качества для местных производителей. Ранее они говорили, что купить хороший янтарь для качественных ювелирных изделий непросто. Мы эту задачу решили: янтарщики сегодня получают, действительно, качественное и недорогое сырье. Теперь ждем от них обратного шага – повышения уровня дизайна выпускаемых изделий.
Говоря же о судостроительном кластере, сразу отмечу, что здесь также один главный игрок - завод "Янтарь". Но согласиться с тем, что он находится в тени, не могу. В настоящее время на предприятии ведется строительство 10 заказов с положительной динамикой. В 2023 году завод "Янтарь" сдал два заказа - завершил модернизацию СКР "Неустрашимый" и передал заказчику ОИС "Евгений Горигледжан". Также на предприятии было заложено второе многофункциональное аварийно-спасательное судно "Анадырь". В текущем году завод планирует сдать еще два заказа и заложить два больших десантных корабля, о чем говорил президент Российской Федерации в декабре 2023 года.
Действительно, в определенный момент предприятие столкнулось с проблемными вопросами импортозамещения и доставки грузов в наш регион, которые в настоящее время решены.
Основной специализацией "Янтаря" является строительство военных кораблей, но в настоящее время на заводе есть возможности и для гражданского судостроения. В первую очередь это строительство судов в рамках программы по обновлению рыболовного флота. Подтверждением этого является строительство крупнейшего в России БМРТ "Виктор Гаврилов". В сентябре 2023 года был заключен ряд договоров с отечественными предприятиями в рамках импортозамещения, а после внесения корректировок в проектно-сметную документацию строительство судна идет согласно уточненному графику.
Кроме того, в рамках развития гражданского судостроения на заводе начинается развитие линейки маломерных судов. Произведена достройка скоростного катера катамаранного типа "Добрыня" на уникальной цифровой платформе, разработанной силами самого предприятия. Эта платформа позволяет на ее базе строить катера с различными назначениями. Возможно и строительство небольших пассажирских судов типа "Соталия" и "Иния".
Так что у "Янтаря" есть неплохие перспективы. Тем более что при поддержке министерства промышленности и торговли на предприятии начато строительство нового плавучего дока спусковой способностью в 12 тыс. тонн. Он позволит предприятию работать с кораблями и судами большего водоизмещения, что заметно увеличит производственные возможности.
- Есть понимание, что некая закрытость "Янтаря" в последнее время объясняется обострением внешнеполитической ситуации, но гражданские судозаводы этого кластера отмалчиваются…
- Думаю, что на их деятельность и открытость оказывает влияние уже не военная тайна, а коммерческая - конкуренцию ведь никто не отменял. В частности, это относится и к работе завода "Кливер", который также является членом судостроительного кластера. Предприятие известно как производитель морских нефтегазодобывающих платформ и крупных технологических модулей для заводов СПГ. За последние 10 лет здесь построили не только 74 сухопутные буровые установки грузоподъемностью от 200 до 350 тонн. Завод поставил морские технологические модули для заводов Ямал СПГ, Высоцк СПГ и Арктик СПГ-2, а также портовые краны-перегружатели для порта Усть-Луга.
В настоящее время на заводе строится самая большая в истории России и СССР морская стационарная нефтедобывающая платформа для Балтийского моря по заказу ПАО "Лукойл". Ее общая высота от дна до надстройки составляет более 130 метров, что является абсолютным рекордом в освоении шельфа России.
Параллельно на заводе строится морской опорный блок и жилой комплекс для обустройства месторождения Каменномысское-море по заказу ПАО "Газпром". В 2023 году завод получил заказ на два современных рыболовных траулера типа "Пеленг" длиной 70 метров со строительством под ключ, включая ходовые испытания. В рамках концепции развития завод "Кливер" нацелен на расширение направления по судостроению.
Уверен, что у судостроительного кластера области есть хорошие перспективы для дальнейшей успешной работы и развития.
- Сможет ли, по вашему мнению, "Автотор" сформировать вокруг себя ряд предприятий, что позволит говорить о появлении в регионе кластера автомобилестроения?
- Уже сегодня "Автотор" является одним из системообразующих предприятий региона, на котором работает около 3−4 тысяч человек. Это уже достаточно серьезный производственный комплекс с большими планами развития. В 2022 году из-за санкций компания столкнулась с серьезными сложностями, но в целом, благодаря активной позиции руководства предприятия и поддержке правительства Калининградской области, федеральной власти, сейчас выходит из кризиса. Ситуация в российском автопроме непростая, но "Автотор" к ней приспосабливается: быстро нашли новых партнеров и перестроились на китайских автопроизводителей. "Автотор" взаимодействует с несколькими предприятиями из Китая, целенаправленно и постепенно запускает свои новые производства, новые бренды и модели. Это видно по Калининграду: на улицах уже довольно часто можно встретить автомобили, собранные нашим заводом, в том числе электромобили собственного бренда "Амберавто".
А дальнейшее развитие компании связано, прежде всего, с открытием новых заводов по выпуску автокомпонентов. Это 12 проектов, из них несколько мы запустим уже до конца 2024 года. Есть уверенность, что запуск этих новых производств будет способствовать появлению в области предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, которые станут работать в интересах "Автотора". Тем самым в регионе будет постепенно формироваться автомобилестроительный кластер. Поэтому будем и дальше развивать различные компетенции автопроизводства по двум направлениям. Это выпуск автомобилей китайских брендов с постепенным ростом локализации, а также производство автомобилей под собственной торговой маркой.
- Развитие региона напрямую связано с деятельностью строительной отрасли, которая сегодня испытывает проблемы из-за сложной логистики в связи с антироссийскими санкциями. Как вы оцениваете этот сектор экономики?
- Всем понятно, что доставка в Калининградскую область строительных материалов и сопутствующих грузов в основном идет морем, а не транзитом через Литву. Но и в этих условиях строительная отрасль развивается динамично, это показывают конкретные результаты.
На этом форуме я общался с первым заместителем министра строительства России Александром Ломакиным, обсуждали планы дальнейшего развития строительной отрасли. Он обратил внимание, что Калининградская область - один из регионов, где динамично развивается коммерческий сектор строительства, при этом строительство социальных объектов требует повышенного внимания и контроля. Сегодня перед правительством области стоит задача отладить ритмичность и плановость социального строительства. Есть ряд объектов, сдача которых сдвигалась на более поздние сроки, что всегда очень чувствительно для населения. Школы, детские сады, поликлиники и больницы, другие объекты, такие как дороги и мосты, тот же порт в Пионерском, должны строиться без задержек и переносов.
Анализ каждой из таких ситуаций показывает комплекс проблем, имеющихся у строительных компаний. Как правило, это объективные причины, но есть и субъективные. Наша задача - помочь подрядчикам их решить. Мы постоянно помогаем бизнесу наладить и нарастить морские перевозки строительных материалов за счет постановки на морскую линию новых судов и паромов. Сегодня грузы между Калининградом и портами Северо-Запада перевозят 28 судов различного класса и тоннажа, и это число будет расти.
- Сегодня Калининградская область занимает особое место в российском туристическом сегменте. Как вы оцениваете ситуацию с развитием туризма в регионе, какие видите перспективы?
- Ранее мне не приходилось бывать на морских курортах региона, но недавно приехал в Светлогорск, погулял, посмотрел своими глазами, пообщался с местными жителями и туристами. Обсудил эту тему со специалистами и стало понятно, что туристический потенциал в Калининградской области очень высок. Уже сейчас в регионе есть инфраструктурная база для приема определенного потока гостей из других регионов, но перспективы перекрывают существующие возможности. Сегодня в области реализуется несколько крупных инвестиционных проектов, связанных с развитием туризма.
Инвесторы по-прежнему приходят в область, и туризм, связанные с ним отрасли, для них, кстати, один из приоритетов. У нас самый яркий пример, наверное, - это заключенное соглашение на форуме в Санкт-Петербурге по круглогодичному курорту "Белая Дюна". Мы его подписали вместе с госкорпорацией Туризм.РФ, Газпромбанком и ООО "Специализированный застройщик "Гольфстрим". Это самый крупный туристический и санаторно-курортный проект за всю историю региона, в том числе советскую, довоенную. Его масштабы грандиозны. Фактически на берегу Балтики, недалеко от поселка Янтарный на площади 479 га появятся несколько санаторно-курортных и гостиничных комплексов с различными точками притяжения в виде променада, марины и аквапарка.
Планируется интегрировать в проект кластер креативных индустрий и кино для создания полноценной инфраструктуры кинопроизводства. Номерной фонд курорта составит 10 480 единиц, в то время как сегодня в регионе насчитывается немногим более 7 тыс. номеров. Курорт обеспечит работой почти 18 тыс. человек. Объем инвестиций по проекту прогнозируется на уровне 400 млрд рублей, из которых порядка 90% – частные инвестиции. И самое главное в проекте курорта – его всесезонная работа поможет привлечь на калининградский берег Балтики порядка 1,1 млн человек в течение года. И здесь уместно сказать, что по итогам 2024 года мы рассчитываем принять около 2,1 млн гостей.
Кроме того, на форуме подписано соглашение с АО "Волна", которое будет строить рядом с Зеленоградском туристический кластер "Акваполис", где центральным объектом станет крупнейший в Северной Европе и Прибалтике крытый аквапарк площадью около 87,8 тыс. кв. метров со СПА-зоной, искусственной волной, фитнес-центром, подземной парковкой и торговой галереей. Частные инвестиции в этот проект составят 11 млрд рублей.
Так что перспективы у туристической отрасли Калининградской области очень большие. Однако эту тему я хотел бы завершить упоминанием о куда меньшем проекте, который сегодня реализуется, но о котором знают даже за пределами региона. Когда знакомые узнали о моем назначении в Калининград, многие поздравления с высокой должностью заканчивались примерно такими словами: там у вас строится велодорожка вдоль моря от Куршской косы до Балтийской косы, так мы приедем покататься. Отвечал: конечно, приезжайте! Часть трассы уже построена, а до конца августа запустим по ней официальное движение.