Законодательное собрание Петербурга в новом созыве отработало первые 100 дней, но уже заметно изменило свой регламент. О планах реорганизации структуры Закса, законотворческой работе в 2022 году и впечатлениях от первых месяцев на посту в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель парламента Александр Бельский.
- Александр Николаевич, одним из первых своих распоряжений на новом посту вы открыли зал заседаний для журналистов, которых долгое время туда не пускали. Это был чисто символический шаг или стоит ждать дальнейших действий в этом направлении?
- Да, мы хотим открыть Законодательное собрание для всех, в первую очередь - для СМИ. Но, по большому счету, мы показали настрой на то, чтобы парламент был все более и более открытым. Для этого уже сделано достаточно: мы обсуждаем все вопросы повестки дня, все партии получают равное количество времени, равные условия, независимо от размеров фракции. Все работают достаточно слаженно. То же касается и всех вопросов, которые возникают у населения. Есть и острые, проблемные темы, требующие обсуждения, например о QR-кодах. Мы ввели поименное голосование, которое подразумевает, что каждый депутат берет на себя ответственность.
- Закс действительно снял многолетнюю анонимность с голосования, но не полностью: осталась лазейка, которой несложно воспользоваться, учитывая размеры фракции "Единой России". Зачем такая оговорка нужна?
- Демократия - это штука такая… Мы должны предоставить все возможности. Не должны, отказываясь от одного порядка, уходить в другие крайности. Возможность такая есть, но необязательно "Единая Россия" будет ею пользоваться. А вот при рассмотрении персональных вопросов закрытое голосование бывает необходимым просто из соображений такта.
- Не планируете ли начать пускать на заседания не только журналистов, но и публику, чтобы, как в Конгрессе США, каждый по паспорту мог выйти на галерею в любое время?
- В Конгресс США мы не превратимся, мы Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Но в целом мы этот опыт изучаем. И в этом году, если позволит эпидемиологическая ситуация, будем работать над тем, чтобы жители города, которые хотят посетить парламент, обязательно в него попали.
- Это и поможет сделать его более открытым?
- Открытый парламент - это не только возможность прийти на заседание, это в принципе открытая работа всех 50 депутатов. Тем более что формы сейчас существуют разные. Мы собираемся вести прямые трансляции не только пленарных заседаний, но и заседаний всех комиссий и комитетов. Кроме того, будем публиковать стенограммы пленарных заседаний на сайте Закса. Депутаты могут взаимодействовать с жителями как через прямые линии вроде тех, что проводят президент и губернатор, но для своего округа, так и через встречи в своих приемных. Сейчас мы составляем план, по которому у меня раз или два раза в месяц будет свой прием. Естественно, мы заранее будем его анонсировать, чтобы жители могли задать вопросы, которые не могут решить на уровне своих депутатов.
- Одна из основных проблем, которую жители после Нового года пытаются решить на любом уровне, это проблема со скопившимся мусором во дворах. Как Закс будет реагировать?
- Мы прекрасно понимаем, что есть много интересантов, понимаем проблемы, с которыми сталкивается региональный оператор, видим противостояние, которое есть на рынке. Кому понравится, что рынок, который в течение 30 лет существовал одним образом, сейчас выстраивается иначе? Очень многие теневые вещи должны легализоваться. Это и налоговые доходы, которые пойдут непосредственно в бюджет города. Кроме того, мы четко будем понимать, куда идет этот мусор.
Понятно, что есть нюансы: уровень противодействия (реформе - ИФ) достаточно серьезный. В целом, если говорить о том, каким образом "Невский экологический оператор" справляется, то проблема не во всем городе, как спел один бывший житель Петербурга (Сергей Шнуров - ИФ). У нас есть проблемы в некоторых районах, органы исполнительной власти их понимают, понимают, как их решать. Но в любом случае реформа не может пройти незаметно, это же не переключатель: нажал, и все произошло. Да, наверняка, есть какие-то упущения, но мы и не каждый год реформируем мусорную отрасль. Поэтому, конечно, что-то учтено, что-то нет.
- То есть надо потерпеть?
- Думаю, что ситуация в ближайшее время изменится. Тем более сейчас, как я понимаю, вывоз более 70% отходов уже налажен. Где не налажено, нужно дать немного времени, и региональный оператор разберется.
- Вы готовы принимать от жителей не только жалобы на проблемы, но и идеи, пожелания в сфере законотворчества?
- Конечно. Есть множество вещей, которые мы могли бы реализовывать благодаря жителям. Начиная от сферы благоустройства, в которой они достаточно давно участвуют, например проект Смольного "Твой бюджет". Также мы обсуждали с коллегами перспективу появления так называемого "народного закона". Мы сейчас вместе со средствами массовой информации запускаем новый проект, суть которого в том, чтобы каждый петербуржец смог участвовать в законотворческом процессе. Гражданам будет предложено отправить в СМИ свою концепцию законопроекта, решающего проблемы города или конкретного района. Потом эти заявки рассмотрят депутаты и самые важные передадут в комитет по законодательству для подготовки законодательной инициативы.
Хотим достаточно серьезно поработать и с молодежью, обсуждаем вопрос появления Молодежного парламента, чтобы ребята смогли обсуждать здесь свою повестку. Возможно, мы упускаем потребности молодежи. Уверен, что и здесь парламент станет более открытым.
- Что касается в целом законотворческих планов Закса, то редко федеральные инициативы, которые поступают из Петербурга, доходят до чтения в Государственной думе, тем более третьего. С чем это связано? Каковы планы по изменению этой статистики?
- У нас есть и положительный опыт, хотя, действительно, не очень многие законы доходят до рассмотрения. Мы слушали отчет нашего сенатора Андрея Кутепова, у него из 46 инициатив 20 дошло. В 11 федеральных законах учтены его предложения. Это хороший показатель. Что касается нас, я соглашусь, мы должны от какого-то хайпа перейти к конструктивной работе. Для этого у нас есть Парламентская ассоциация Северо-Запада России. Во всех регионах разная ситуация: то, что нужно Петербургу в одном формате, другой регион может видеть совершенно по-другому. Мы будем над этим работать и, уверен, показатель рассмотрения инициатив повысим.
- В Заксобрании происходят и другие изменения: анонсирована реорганизация половины структурных подразделений. С чем это связано? Что не устраивает в их работе?
- Мы действительно реорганизуемся. Для меня как для управленца важно наладить работу в таком русле, как удобно мне. Разобравшись в тех отделах и подразделениях, которые у нас есть, я счел, что некоторые можно реорганизовать: какие-то нужно слить в одно управление, в каких-то нужно изменить штатное расписание, какие-то увеличить, какие-то назвать по-другому. Но реорганизуются не все: только управление по информации и общественным связям, управление организационного обеспечения, управление по приему граждан - приёмная Закса, управление документационного обеспечения и управление материально-технического обеспечения. Это нормальная работа.
- Скольких сотрудников коснется реорганизация? Сколько человек предполагается сократить?
- Все, кто будет сокращен со своих должностей, уведомления уже получили. Около 20-25 человек.
- Какова кадровая судьба руководителей реорганизуемых управлений?
- С кем-то будем расставаться, с кем-то нет. Сейчас у нас как раз есть период для того, чтобы понять, сможет ли человек руководить тем или иным управлением. Были одни нагрузки, теперь они могут быть другими. Нужно смотреть, подходит ли человек под новые критерии. Пока еще ни с одним из руководителей управлений я об этом не разговаривал.
- На региональной конференции "Единой России" в декабре бывший спикер Вячеслав Макаров критиковал происходящее в парламенте, назвав это "дележом кабинетов". Насколько, по вашему мнению, адекватна такая оценка?
- Вячеслав Серафимович имеет право на свое мнение, он проработал здесь десять лет. Это он так себе видит. Я ни с кем кабинеты здесь не делю, поэтому вопрос "дележа" не стоит. Все депутаты уже получили рабочие места. Это нормальная ситуация в любом парламенте, какого ни коснитесь, когда одни депутаты уходят и приходят новые. Конечно, неотъемлемая ротация идет и по смене кабинетов. Мы постарались здесь выработать определенный алгоритм, чтобы распределить кабинеты так, как это устраивало бы всех.
- К другим изменениям в работе парламента, которые новый депутатский корпус уже успел провести: может вырасти число постоянных комиссий. О появлении каких именно комиссий может идти речь?
- Мы обсуждаем этот вопрос с коллегами. Думаем, что число комиссий может вырасти до десяти. Появится, скорее всего, комиссия по транспорту: это назревший вопрос, связанный с взаимодействием с Ленинградской областью. С развитием инфраструктуры выпадают многие вопросы, связанные с транспортной реформой, с метрополитеном. Это требует достаточно серьезной проработки, потому должна появиться такая комиссия.
- Планируется ли в текущем году активнее обсуждать перспективу перехода парламента на непрофессиональную основу?
- Пока мы не обсуждали этот вопрос.
- Перемены происходят и в соседнем здании: существенно сменился состав Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Как вы считаете, почему состав СПбИК так или иначе меняется почти после каждого выборного цикла?
- Я бы не сказал, что те люди, которые сейчас ушли из избирательной комиссии, менялись после каждого выборного цикла. Насколько я понимаю, они написали заявления об уходе по собственному желанию, их не увольняли. А сама избирательная комиссия должна обновить состав к лету.
Что касается изменения избирательной системы города, это обсуждалось в том числе и в ЦИК. Да, многие вопросы должны быть переформатированы, в том числе работа с муниципалитетами. Избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО), объективно говоря, должны прекратить свое существование после тех скандалов, которые были в городе. Мы прекрасно помним, как они "закрывались", переезжали и так далее. Мы должны наладить эту работу. Здесь важны и новые полномочия, которые могут появиться у территориальных избиркомов, если они заберут полномочия у ИКМО. Работа ведется.
- По прошествии 100 дней созыва оцените, как строится работа с парламентской оппозицией?
- Я не вижу проблем в работе с оппозицией. В целом она достаточно конструктивная. Работа в комиссиях очень интересная. Да, действительно, может быть, это не так ярко проявляется на заседаниях, но это лишь говорит о том, что вопросы прорабатываются и кулуарно, и в комитетах, комиссиях. И уже когда выносятся на заседания, то учтены мнения всех. Со своей стороны мне комфортно работать с оппозицией. Комфортно ли им работать со мной - вопрос к ним.
- Одним из камней преткновения для оппозиции в последние годы стала последовательная передача полномочий правительству. Как в целом вы относитесь к такой передаче и как думаете, для Петербурга эффективнее, когда парламент выступает единым фронтом с исполнительной властью или оппонирует ей?
- В любом случае мы должны работать на благо жителей нашего города, а это только совместная работа. Я в принципе сам по себе командный человек, поэтому считаю, что у нас должна быть одна команда города, а оппонировать в тех или иных вещах… Можно обсуждать, если есть нестыковки. А просто заниматься тем, чтобы оппонировать чему-то - это деструктивная позиция. Если у нас разное видение по каким-то вопросам, мы должны совместно со Смольным это прорабатывать. Новые комиссии появятся именно для того, чтобы глубже прорабатывать те или иные вопросы, улучшать взаимодействие между Заксом и исполнительными органами власти. Мне кажется, для жителей города это только плюс.
- В ходе предвыборной кампании Вы, вероятно, получили некие наказы от избирателей и раздали обещания…
- "Единая Россия" это делала. Я не баллотировался по одномандатному округу, но все обязательства и наказы, которые на себя взяла партия, мы будем выполнять.
- Если бы Вам в 2020 году сказали, что Вы будете следующим спикером петербургского Закса, поверили бы?
- Нет.
- Вы работали в администрации района, в правительстве и теперь в Заксобрании. Если сравнивать эти службы, где труднее, где не курорт?
- Не курорт - не в Курортном районе.