За последний год полиции Петербурга удалось добиться кратного роста раскрытых преступлений в сфере информационных технологий (ИТ) - это большой успех с учетом сложности таких дел. Особый акцент делается на расследовании дистанционных хищений. Ко дню работника следствия МВД, который будет отмечаться 6 апреля, об актуальных схемах телефонного мошенничества в северной столице и борьбе полиции с ним в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник отделения по расследованию преступлений в сфере ИТ 6-го отдела Следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Антон Горшков.
"Такие преступления с нами навсегда"
- Антон Сергеевич, кажется, будто бы телефонное мошенничество лавиной обрушилось на страну в пандемию. Тогда же эти преступления стали активно обсуждать и предупреждать о них граждан. Что-то изменилось за несколько лет - может быть, таких хищений стало меньше?
- Всплеск телефонного мошенничества действительно пришелся на пандемию, когда все сидели по домам. И тогда же, возможно, об этом стали больше говорить. Но появилось такое мошенничество не в 2020 году, а примерно в то же время, что и сотовые телефоны. Изначально это были достаточно простые по способу совершения преступления - например, аферисты звонили пожилым людям от имени детей или внуков, якобы попавших в аварию, и просили денег, за которыми приезжал курьер. Знакомая схема, да? По-прежнему очень много таких преступлений.
При этом в целом мошенничество, конечно же, становится сложнее, появляются новые подходы, инструменты, схемы. Круг жертв расширяется и молодеет - сегодня это не только пенсионеры. Неизменным остается одно: преступлений все так же много - люди продолжают верить в "безопасные счета" и переводить на них миллионы рублей.
Нужно признать: такие преступления с нами навсегда - так же, как и уличная преступность. Это нужно принять, но не смириться, ничего не делая. Напротив, нужно предупреждать жителей, заниматься профилактикой. В будущем, возможно, телефонные мошенничества будут не совсем телефонные - деньги могут начать похищать с использованием биометрических данных, активно будут использовать возможности искусственного интеллекта.
- Какие схемы телефонных хищений сейчас наиболее распространены в Петербурге? Есть ли новые тренды?
- Бич сегодняшнего дня - сообщения якобы от руководителей, которые под разными предлогами - например, утечки данных - убеждают перевести сбережения на "безопасные счета" или предлагают пообщаться с "сотрудником правоохранительных органов", и уже этот "сотрудник" выманивает деньги. Также в полиции вал заявлений, связанных с потерей доступа к аккаунту на портале госуслуг. Стандартные, широко известные схемы со звонками под видом сотрудников банков, силовых ведомств, налоговой тоже в ходу.
В последние месяцы получило распространение мошенничество под предлогом окончания срока действия договора о предоставлении услуг сотовой связи. Это не секрет, что такие договоры бессрочные, но потерпевших все равно достаточно.
- Все чаще говорят о мошенничестве с использованием нейросетей, когда создаются, например, голосовые дипфейки. Были ли такие случаи в северной столице?
- Пока нет, в уголовных делах такой информации нет. Но я слышал об этом и даже встречал информацию, что преступники могут звонить по видеосвязи, чтобы получить изображение лица жертвы для своих целей. Повторюсь, это не в нашем городе.
- Насколько успешно получается изобличать телефонных мошенников?
- Говорить о ситуации в целом не могу - только о той части, которую знаю по работе нашего отделения. Колл-центры, откуда звонят мошенники, нередко находятся не в России. Проводить следственные действия на территории другого государства мы не можем (в рамках закона, в наших силах направить коллегам соответствующее поручение, но будут ли его выполнять - большой вопрос). Однако это не значит, что в нашей стране нет соучастников. Как минимум, выявляем курьеров, которые приезжают за деньгами, или т.н. "дропов" (люди, которых задействуют в нелегальных схемах по выводу похищенных денег - ИФ). Может показаться, что это мелочь, но нет - без этих "маленьких" людей преступление не было бы совершено.
На территории России тоже есть колл-центры. И методы их выявления существуют. К примеру, в нашем подразделении расследовалось уголовное дело в отношении мошенников, которые продавали пожилым людям БАДы под видом дорогостоящих лекарств (сейчас эта схема не на первом плане, но не факт, что к ней в дальнейшем не вернутся). Преступников изобличил другой отдел нашей следственной части, виновных привлекли к ответственности. А дальше произошла ситуация, которой занимались мы: базы с данными потерпевших оказались у другой группы преступников, и спустя полтора-два года пенсионерам начали звонить под видом сотрудников Центробанка России и обещать компенсации - но, чтобы получить деньги, нужно заплатить "налог", за которым приедет курьер. Выявили всю цепочку, организаторов и исполнителей задержали, привлекли к ответственности, они осуждены к лишению свободы на сроки от трех до семи лет.
- А часто ли удается повторно обмануть тех, кто уже имеет печальный опыт с мошенниками?
- Часто ли, не скажу, но такие случаи бывают. Есть даже отдельные схемы, когда человека, уже обманутого и обратившегося в полицию, снова "разводят на деньги". Например, могут позвонить другие мошенники, уже от лица якобы оперативников, сказать, что нашли похищенные деньги в онлайне и нужно назвать присланный на телефон код, чтобы их заблокировать. У нас был такой случай: потерпевшему дали номера следователя и оперативника, которые занимались делом, просили не отвечать на звонки от неизвестных. Проходят сутки, ему звонят с незнакомого номера - мошенники. Он отвечает и снова верит. В итоге преступникам удалось получить доступ к банковскому счету мужчины и похитить еще более крупную сумму.
- Потерпевшим удается вернуть хотя бы часть похищенных денег?
- Уже наработана схема блокирования и ареста счетов, по которым преступники "проводят" похищенные средства. Сегодня мы можем отследить операции не только "дропов", а всю цепочку. Но здесь важно, чтобы и потерпевший не медлил, быстро обратился и деньги не успели снять (это, конечно, удача) - в таком случае банки идут навстречу и на основании постановления следователя средства могут быть оперативно заблокированы.
Также для возмещения ущерба может быть арестовано имущество обвиняемых, но этого часто недостаточно для компенсации, так что картина не всегда радужная, к сожалению. Но все возможные меры принимаем, конечно же.
- А сотрудники правоохранительных органов попадаются на уловки мошенников?
- Да, такое бывает: мы ведь тоже люди и можем ошибаться. У нас был случай с сотрудницей следствия, которой позвонили якобы из правоохранительных органов и предложили поучаствовать в мегаспецоперации. Она поверила, погрузилась в эту легенду, потом оформила на себя кредит, а деньги отдала. Еще была история с работником суда: преступники взломали аккаунт руководителя в мессенджере, и обманули от его имени.
Мошенники - бессовестные и подлые, но совсем не глупые люди, это хорошие психологи, которые, прежде чем звонить, тщательно продумывают, как побудить жертву отдать деньги, во что она может поверить, какая "легенда" сработает.
Противостояние снаряда и брони
- На ваш взгляд, мобильные операторы делают все, что в их силах, для сокращения числа таких преступлений?
- Компании, конечно же, не заинтересованы, чтобы сим-карты под их брендом использовались в преступных целях, и сотрудничают с полицией. Мы же как правоохранительные органы пытаемся не только получать от операторов нужную нам информацию, но и добиться, чтобы они сообщали о подозрительной сотовой активности в той или иной точке. Нам бы это помогло выявлять местонахождение сим-банков, GSM-шлюзов и таким образом предупреждать преступления. В теории все это можно отслеживать сразу, на практике же происходит постфактум.
Успехи тоже есть. Совсем недавно IP-телефония из-за рубежа была проблемой, а уже сегодня действует административная ответственность для сотовых операторов за то, что такой сигнал не блокируется. Благодаря этому сейчас почти нет звонков с подменных номеров.
- А банки охотно сотрудничают?
- Да, мы все время в режиме взаимодействия. Сейчас стало проще: еще полтора-два года назад, чтобы отследить цепочку переводов похищенных денег, нужно было писать запросы по каждой карте, месяцами собирать ответы банков. Теперь же сразу можно получить информацию о полном "маршруте". Плюс у нас появился доступ к специальной программе, которая позволяет в течение максимум двух часов узнать об операциях по счетам. Также разработаны механизмы криптозащиты, шифрование данных между банком и правоохранительными органами, взаимодействуем с Центробанком России. Все ведь понимают, что вал "цифровой" преступности - как стихийное бедствие, которое не предотвратить, но, если ничего не делать, последствия будут ужасающими.
- Движение денег можно отследить только на территории России?
- Да. Но здесь такая проблема: чаще всего мошенники выводят деньги через криптосчета, и это, к сожалению, пока вне нашего поля зрения. Безусловно, сфера нуждается в дополнительном урегулировании и, думаю, рано или поздно будет решение. Это головная боль для правительств многих стран: с одной стороны, есть свобода предпринимательства, с другой - огромная фактически отрасль экономики, которая позволяет за пять минут перевести деньги за пределы страны, и это вне какого-либо регулирования.
- Если смотреть с точки зрения обывателя, борьба с телефонным мошенничеством выглядит, как игра в догонялки, причём догнать получается нечасто...
- Я бы назвал это вечным противостоянием снаряда и брони. Полиция, банки, сотовые операторы совершенствуют свою работу - мошенники придумывают новые способы обхода. И есть еще один момент не в нашу пользу - не очень высокая цифровая грамотность значительной части населения. При этом мне кажется недостаточным то информирование, которое есть. С учетом обстановки в стране и сумм, которые получают мошенники, нужно буквально кричать ото всюду: не реагируйте, не слушайте, не верьте.
Первое правило - не доверять информации от незнакомцев
- Вы отметили, что сейчас много случаев мошенничества, связанных с доступом к аккаунтам на "Госуслугах". Как преступникам удается туда войти?
- Видимо, утечек из баз данных настолько много, что мошенники без лишних движений узнают номера телефонов и адрес электронной почты. Для входа им нужен только короткий пароль. Его получить тоже несложно: человеку могут позвонить, например, с "Почты России", рассказать о посылке и попросить назвать код якобы для получения. Вот и все - после этого люди узнают, что на них набрали микрокредитов.
Кстати, с такими схемами вместе с сотрудниками УБК - специально созданным ведомством для борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий - активно боремся, выявляем, нарабатываем практику доказывания. Недавно изобличили двух молодых жителей Санкт-Петербурга - понимаем, что преступников гораздо больше, но все же.
- Как защитить свой профиль?
- Не называть никому никаких кодов. И, если меняете телефон или номер, обязательно отвязывайте номер телефона от аккаунта на "Госуслугах" - просто привязать профиль к новому абонентскому номеру недостаточно.
- Есть люди, которые верят телефонным мошенникам, а есть те, кто пытается над ними издеваться. Безопасно ли это? Вдруг преступники захотят отомстить...
- О том, чтобы мошенники мстили тем, кто над ними издевается, я не слышал. Они могут разве что более активно звонить. По поводу издевательств: если времени не жалко - пожалуйста. Вопрос в том, какой смысл тратить время на "разводил". Для мошенников нет ничего святого, их не переубедить, они не раскаиваются; философские, моральные дилеммы их не терзают - эти люди прекрасно понимают, что делают, и просто зарабатывают деньги. Польза может быть разве что только в том, чтобы отвлечь преступника, и он за это время не обманет кого-нибудь еще.
- А вам мошенники звонят?
- А как же? Всем звонят, кажется. Некоторое время назад вообще по три-четыре раза в день набирали. Не выдержал, ответил им: "Ребята, мне точно лучше не звонить, со мной не сработает, зря время тратите. Можете вычеркнуть из всех своих списков". Перестали звонить.
- Как понять, что звонит мошенник?
- Важно помнить, что в России нет возможности на уровне государственных услуг в режиме онлайн коммуницировать сотрудникам банков, правоохранительных, налоговых органов и так далее. То есть если сначала звонят из банка, а затем легким движением переводят разговор на какое-нибудь ведомство, это мошенники, можно смело класть трубку. Плюс реальные сотрудники не будут звонить по таким поводам, они могут ведь просто остановить подозрительные транзакции без вашего участия; даже если присылают фото документов, верить нельзя. В целом не стоит продолжать разговор, если есть хоть малейшие сомнения в собеседнике: лучше найдите официальные контакты органа, откуда поступил звонок, свяжитесь и уточните информацию.
- Давайте кратко сформулируем, как защититься от телефонных мошенников.
- Первое правило - не доверять информации, которую вы получаете от неизвестных собеседников. Также нельзя открывать ссылки от незнакомцев (и от знакомых иной раз тоже не стоит): если подруга просит перейти и проголосовать в конкурсе, перезвоните и уточните, а точно ли это ее просьба. Не сообщайте никому коды и пароли. Перепроверяйте информацию. Предлагают перезаключить договор обслуживания? Кладете трубку и идете уточнять в офис мобильного оператора. Пожилым людям, может быть, вообще не стоит отвечать на звонки с незнакомых номеров.