Вологда в 2027 году отметит 880-летие. В рамках подготовки к этой дате в городе началось строительство Некрасовского моста, идет реконструкция архитектурного комплекса кремля и другие мероприятия. О том, какие еще крупные проекты будут реализованы в регионе в ближайшие годы, о рекордном турпотоке и работе лесопромышленных предприятий в условиях санкций "Интерфаксу" рассказал глава Вологодской области Олег Кувшинников.
- Олег Александрович, каково состояние лесной отрасли Вологодской области? Удалось ли ей перестроиться после кризиса 2022 года?
- Выйти на докризисный 2021 год по объемам производства лесопромышленный комплекс Вологодской области пока не смог. Экспорт в страны Евросоюза, США и Канаду рухнул в прошлом году, когда был введен очередной пакет санкций, и наши предприятия, практически, остановили работу. При этом был выработан комплекс мер господдержки: улучшение транспортной логистики и квотирование железной дороги по отгрузке лесопродукции на восток и на юг взамен северо-западных направлений, интенсификация внутреннего спроса на лесопродукцию, снижение финансово-административной нагрузки на отрасль, решение о реструктуризации задолженности предприятий и переносе сроков реализации приоритетных инвестпроектов. Кроме того, на территории Северо-Запада выросло потребление домокомплектов.
Это все сыграло свою роль, и уже в 2023 году лесопромышленный комплекс перестроил свои логистические цепочки и приступил к наращиванию объемов производства. По итогам года мы не выйдем на уровень 2021 года, но уже видим рост объема производства по деревянным домам заводского изготовления, по бумаге и картону, пиломатериалам. Страны-контрагенты изменились радикально. Теперь ведущие наши партнеры - это Китай, Египет, Казахстан, Турция, Азербайджан, Корея, Узбекистан, Туркменистан, Белоруссия и Индия.
Инвестиционная активность в лесном комплексе сохраняется, 26 проектов по линии Минпромторга находятся в перечне приоритетных, 21 уже реализован, реализация остальных продолжается. В эти проекты вложено более 40 млрд рублей. Вологодская область производит весь спектр продукции из леса. Мы входим в пятерку лучших регионов РФ и по эффективности ведения лесного хозяйства, и по глубокой переработке древесины, и по лесовосстановлению. Занимаем третье место по заготовке древесины.
22 сентября в Вохтоге Грязовецкого района мы открываем крупный фанерный завод ООО "Плитвуд" мощностью 180 тыс. кубических метров широкоформатной фанеры в год. Объем инвестиций превысил 12 млрд рублей. Будет трудоустроено 655 человек.
Реализуют инвестпроекты "Бабаевский леспромхоз", "Свеза", "Березник", "Вологодский лес", "Сокольский ЦБК".
Мы выходим на траекторию роста. Вологодская область продолжает оставаться лидером по реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Я думаю, что к 2025 году мы вернемся к высоким показателям производства лесопродукции. К этому есть все предпосылки.
- А в других отраслях планируются крупные инвестиционные проекты?
- Интерес инвесторов к нашему региону нарастает. В октябре-ноябре "Северсталь" заявит о начале реализации нового крупного проекта. А в начале 2024 года ожидаем, что "Фосагро" заявит о новом проекте на череповецкой площадке. Кроме того, подписано соглашение с "Ростелекомом" по созданию крупного центра обработки данных. Также в Череповце мы делаем апгрейд программы "Синергия роста" - планируется создание с применением кластерной модели развития и всех механизмов господдержки ряда производств для выпуска продукции под требования крупных компаний региона.
Вологодский округ, Сокольский округ, город Вологда сейчас - в активной фазе создания особой экономической зоны. Подписаны предварительные соглашения с шестью резидентами, объем инвестиции превышает 8 млрд рублей. Решение будет принято до конца этого года или в начале следующего. Это позволит дать толчок развития вологодской и сокольской агломерации.
- На каком этапе находится строительство малого транспортного кольца (МТК) в Вологде?
- Сейчас завершается реализация одного из элементов первого этапа проекта МТК - строительство улицы Поэта Романова длиной 2 км с тремя кольцевыми развязками и мостом через реку Шограш. В середине октября эта улица будет открыта для движения. К первому этапу относится также строительство Некрасовского моста стоимостью 5,9 млрд рублей. 1 сентября 2023 года была забита первая свая. Протяженность сооружения вместе с подходами составит 1,6 км, сам мост - почти 250 м. Проект будет реализован в конце 2026 года - как раз к 880-летнему юбилею Вологды.
Интересно, что Некрасовский мост был впервые нарисован в плане-карты Вологды в 1939 году. Получается, вологжане ждали мост 84 года. Сейчас идут археологические изыскания. Ведь сам мост и подходы пройдут по тем местам, где было старинное городище.
Кроме того, в 2024 году мы приступим к реализации второго этапа - объявим конкурс на строительство Белозерского шоссе. Объем инвестиций - более 2 млрд рублей. Дорога нужна, чтобы вывести транспортные потоки из центра города. Также готовится документация по проекту строительства Флотского моста через Вологду.
Третий этап - это реконструкция улицы Кирова, путепровода над железной дорогой в створе улицы Гагарина. Сроки реализации строительства Флотского моста и реконструкции улицы Кирова будут зависеть от подготовки проектно-сметной документации. Думаю, что мы стартуем в 2025 году, дата окончания - 2030-2031 годы.
- Планируется ли реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта "Вологда"?
- В 2007 году аэропорт Вологды был передан из федеральной собственности в региональную. Это решение затормозило развитие объекта на многие годы. Привлечь сейчас федеральное финансирование невозможно. У нас было два варианта развития событий: либо мы за счет средств областного бюджета удлиняем полосу на 1 км - а это колоссальные затраты - и привлекаем сюда авиакомпании-лоукостеры из других регионов; либо заключаем соглашение с ОКБ Ильюшина на поставку трех самолетов Ил-114 новой модификации, которые могут взлетать с полосы в 1,5 км.
Сейчас мы рассматриваем вариант не удлинения, а капитального ремонта взлетно-посадочной полосы, разрабатываем проектно-сметную документацию. Также принято решение о продлении срока службы самолетов Як-40 Вологодского авиационного предприятия до 55 лет. Все четыре самолета будут в эксплуатации минимум до 2029-2030 года. Затем этот устаревший парк заменят новые Ил-114.
- В рамках Петербургского международного экономического форума Вологодская область и "Северсталь" подписали соглашение по климатическому проекту, направленному на сокращение выбросов парниковых газов. На каком он этапе?
- "Северсталь" сейчас анализирует торфяной фонд Вологодской области, чтобы определить степень пожароопасности и потенциал осушенных торфяников с точки зрения выброса парниковых газов. А мы помогаем компании в части выбора нарушенных торфяников на территории региона и своевременного получения необходимых документов для передачи земельных участков в аренду на 49 лет.
После научного обоснования проект будет запущен, компания приступит к обводнению ранее осушенных торфяников, чтобы снизить пожароопасность и уровень выбросов парниковых газов, увеличить биоразнообразие, а также восстановить экосистему болот, нарушенную системой мелиорации в советское время.
По окончании этой работы мы конвертируем сокращенные и поглощенные парниковые газы в углеродные единицы. Таким образом "Северсталь" будет защищена от ввозных пошлин стран, которые требуют продукцию с низким углеродным следом.
- Летом в Череповецком районе на Малечкинской птицефабрике был выявлен грипп птиц. Какая ситуация в регионе сейчас?
- Заражение на птицефабрике произошло после того, как птиц поили из открытого водоема. Сейчас очаг локализован, проводится дезинфекция животноводческих помещений, завершены мероприятия по изъятию птицы. Кроме того, изъяли птицу из личных подсобных хозяйств в радиусе 10 км в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства.
11 сентября мы сняли контрольно-пропускные посты на дорогах к Малечкино, карантин по птичьему гриппу планируем снять в конце сентября.
Принято решение о выплате предприятию и владельцам подсобных хозяйств компенсации за одну голову уничтоженной птицы.
Других очагов птичьего гриппа в Вологодской области нет. Все предприятия работают устойчиво, и Малечкинская птицефабрика планирует восстановить работу.
- Расскажите про реставрацию архитектурного комплекса Вологодского кремля. На каких объектах будет вестись работа в первую очередь?
- Вологодский кремль - жемчужина нашей столицы. Вообще Вологду посещают около 1 млн туристов в год, а всего Вологодскую область в 2022 году посетило 3,4 млн человек. Это - исторический рекорд, рост - более чем на 20% после пандемии!
Всего в кремле требуют реставрации 20 объектов. Мы не стали ждать федеральных средств и уже приступили к работам на Пятницкой башне и северной стене. В настоящее время прорабатываем план реставрационных работ на объектах Вологодского кремля в 2024-2026 годах, а также рассчитываем на софинансирование федерального бюджета в рамках государственных программ Министерства культуры Российской Федерации.
Всего на реставрационные работы, работы по приспособлению и дальнейшей музеефикации объектов Вологодского кремля потребуется 5,5 млрд рублей.
- Вы упомянули рекордный турпоток в регион в прошлом году. Сколько ждете по итогам 2023-го?
- Исторический рекорд 2022 года стал следствием введенных санкций, окончания пандемии, снятия ограничений по перемещению. Взрывной рост дает нам огромный потенциал для развития. Мы прогнозируем в этом году рост порядка 5% - 3,6 млн туристов. А задача, которую мы ставим, - к 2030 году обеспечить турпоток в 10 млн человек. Сейчас мы рассматриваем создание крупных туристических кластеров в наиболее посещаемых городах: Великий Устюг, Кириллов, Вологда, Череповец, Тотьма, Устюжна.
- А дорожная инфраструктура готова к такому количеству туристов?
- Развитие региона в целом невозможно без развития инфраструктуры. У нас сейчас - три аэропортовых комплекса, семь федеральных трасс, увеличивается пропускная способность Октябрьской железной дороги. Вообще качественные дороги построены между всеми районами Вологодской области. Теперь можно в два раза быстрее, чем десять лет назад добраться, например, от Устюжны на западе до Великого Устюга на востоке. Прибавьте к этому придорожный сервис, объекты показа, кемпинги, гостиницы, мини-отели, рестораны, кафе, магазины настоящего вологодского продукта, которых уже больше 200.
- Как будет развиваться проект "Великий Устюг - родина деда Мороза", который в этом году отмечает 25 лет?
- В развитие этого проекта за 25 лет вложено более 7 млрд рублей. Вотчину в 2022 году посетили 496 тыс. человек, и это - не предел. Мы разрабатываем мастер-план развития туристического кластера всего Великоустюгского округа и соседними городами с объектами показа в Тотьме, Нюксенице, Кич-Городке и др. Мы создаем восточный туристический кластер для того, чтобы привлекать как минимум 1 млн туристов к 2030 году.
Мы увечили вотчину в три раза и находимся на финишной стадии заключения соглашения с одной из компаний по созданию крупнейшего в стране парка развлечений с многомиллиардными инвестициями. Подробнее расскажу о соглашении в конце этого года или в начале следующего.
Новый этап проекта выведет Великий Устюг на всероссийский уровень по качеству представляемых туристических услуг, будут построены новые гостиницы, СПА-комплексы, парк развлечений и др. Разработка мастер-плана ведется вместе с Госкорпорацией РФ, в начале 2024 года эту работу планируется завершить.
Приезжайте в Вологодскую область и лично убедитесь в красоте и гостеприимности нашей земли!