Мурманская область сохраняет за собой статус важнейшего арктического региона, где реализуются крупные промышленные инвестиционные проекты и разрабатываются детали новых. Разработка литиевых месторождений, развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры и газификация региона - только часть реализуемых инвестпроектов. Почему для Арктической зоны РФ нужен отдельный и долгосрочный национальный проект и как он повлияет на реализацию инвестиционных проектов, в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
- Андрей Владимирович, как реализуется проект строительства газопровода до нашей области? Как это повлияет на сроки строительства газопровода, обеспечение газом промышленных потребителей и населения?
- Было решение сделать этот проект в ускоренном режиме, но обстоятельства в виде санкционных ограничений внесли свои коррективы. Поэтому мы вернулись к первоначальному плану, в котором газопровод построит "Газпром", и в те сроки, которые мы в свое время обсуждали с главой "Газпрома" Алексеем Миллером.
Важно, что работы по строительству газопровода не останавливались. Нам понятна трассировка, в высокой степени готовности схема газоснабжения субъекта и программа газификации. Думаю, что в первом квартале 2025 года мы зафиксируем дополнительными документами актуализированный план газификации.
Безусловно, проект непростой и дорогой, а на фоне - сложная геополитическая ситуация и санкции. Мы регулярно сверяем часы с руководством правительства России и "Газпромом", потому что проект - важный и стратегический.
Как мы уже неоднократно говорили, вопрос не просто в строительстве "трубы". Это - полноценная газификация городов, объектов теплоснабжения как "Газпром энергохолдинга", так и "Мурманэнергосбыта", подключение промышленных потребителей.
- На каком уровне ожидается цена на газ?
- Мы исходим из того, что цена газа для коммерческих потребителей должна несущественно отличаться от цены по Северо-Западу. Для потребителей ЖКХ цена, естественно, будет регулированная и такая же, как, в среднем, по Северо-Западу.
Вместе с главой "Газпрома" мы обратились в правительство России, и на основании этого обращения вице-премьер Александр Новак дал поручение отработать подход к финальному определению формулы ценообразования. Мы солидарны во мнении, что цена должна быть доступной для промышленных потребителей, особенно в части новых промышленных объектов.
- Портовые мощности Мурманской области остаются стратегически важными. На каком этапе находятся портовые проекты?
- Внимание к развитию Севморпути растет. Этому огромное значение уделяет президент России Владимир Путин. Также к этому приковано внимание наших партнеров, но, вместе с тем, и внимание недружественных стран. Есть утвержденный правительством РФ план, соответствующая стратегия. Есть паспорт федерального проекта "Большой Северный морской путь" в рамках национальных проектов, которые в ближайшее время будут рассматриваться у президента.
Севморпуть важен и для обеспечения, и для защиты национальных интересов России, связанности страны, возможности экспортировать в дружественные страны, без зависимости от проливов и действий третьих стран. Поэтому для страны Севморпуть и задача его "раскатать" стали очень важным проектом 21 века.
Уверен, что все большее внимание будет уделено всему, что связано с развитием портовых мощностей на Севере, в первую очередь, в Мурманске, и с развитием железнодорожной инфраструктуры к этим портам.
Сейчас в рамках первого этапа Мурманского транспортного узла (МТУ) на конец текущего года задача - выйти на провозную способность к Мурманску в объеме 45 млн тонн по железной дороге. Порт, безусловно, обслуживает куда больший объем, учитывая перевозки море-море.
На Восточном экономическом форуме президент РФ заявлял, что провозная способность к МТУ должна быть увеличена до 100 млн тонн. Как раз сейчас формируется актуализированная модель по провозной способности. В этой работе участвуют как правительство РФ и администрация президента, так и комиссии Госсовета по Севморпути и Арктике, Морской коллегии. Также в ней участвуют партнеры в лице "Росатома", "Совкомфлота", РЖД.
Теперь о статусе проектов. Порт "Лавна" в декабре ожидает первый груз, все разрешения для работы первой технологической линии комплекса получены, пусконаладка завершена. Белорусский порт сейчас - на этапе оформления необходимых документов в части земельно-имущественных отношений, а также инвестиционной декларации, в следующем году должны приступить к проектированию. Мы сопровождаем проект по части подключения к ж/д инфраструктуре, а также обеспечению необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой. Терминал "Тулома", можно сказать, сейчас находится в стадии переосмысления. Его собственники работают над идеей увеличения мощности и финансово-экономической моделью.
Что касается контейнерного терминала, к переданному "Росатому" участку сейчас подводят энергетическую инфраструктуру. Эти работы обеспечивает федеральный бюджет за счет денег, которые через Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики получила Мурманская область. Следующим этапом будут работы по водоснабжению, геологии. Думаю, в скором времени мы выйдем на реализацию этого проекта. Но коллеги из "Росатома" смотрят еще дополнительные варианты для размещения, потому что очевидно, что контейнерная перевалка будет активно развиваться и, возможно, будет не один терминал.
Добавлю, что с Росрыболовством и партнерами мы также работаем по Мурманскому морскому рыбному порту. Работа идет и над южной частью порта с точки зрения его модернизации, переходим в практическую плоскость по судоремонтному заводу на угольной базе, и с разными группами крупных инвесторов обсуждаем тему северной части порта. Мы не особо освещаем в публичной плоскости работу над ММРП, потому что крупные проекты требуют выверки. В силу геополитической обстановки не раскрываем партнеров преждевременно.
Также хочу отметить, что идет расширение территории "Атомфлота" для обслуживания ледоколов и достройки плавучих атомных станций. Министерство обороны передает нам земли, необходимые для расширения инфраструктуры.
- Развитие портов без развития отрасли судоремонта невозможно. Какие планы в этой сфере и что ожидает, в частности, 10-й СРЗ (судоремонтный завод - ИФ)? Действительно ли заводом заинтересовался "Газпром шельфпроект"?
- Мы с коллегами работаем над тем, чтобы там появился и сервис, и производство для буровых платформ. Сейчас идет глубокая и детальная проработка проекта.
- Как глава комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", Вы неоднократно говорили о приоритезации нацпроектов для арктических регионов.
- Да, и я благодарен президенту России за его поручение приоритезировать арктические мастер-планы в новых национальных проектах. Мы с Владимиром Владимировичем обсуждали это в августе на встрече, а далее на разных федеральных площадках, в том числе, на комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика" также единогласно приходили к мнению, что это - крайне важное решение.
Также в ноябре на комиссии мы обсуждали, что в будущем целесообразно было бы для развития Севморпути и Арктики рассмотреть вопрос об отдельном и - подчеркну - долгосрочном национальном проекте. Его срок должен быть минимум вдвое больше, чем нацпроекты текущего периода.
Правительство определило опорные пункты в Арктике. Необходимо сделать все, чтобы людям там было комфортно жить, необходимо их обеспечить квалифицированными кадрами.
Безусловно, нацпроект необходим с точки зрения военной безопасности, а также развития науки - в областях геологоразведки, экологии и так далее. На комиссии Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика" этот вопрос был поддержан участниками и закреплен в решении комиссии.
- Как геополитическая обстановка повлияла на разработку новых месторождений в Мурманской области, в первую очередь, месторождения лития?
- Полевая часть геологоразведочных работ Колмозерского месторождения завершена и, как мы уже говорили, объем запасов, качество руды оказалось выше, чем предполагалось. Поэтому сейчас идет работа над детализацией финансово-экономического обоснования. Далее нужно будет принимать все финальные решения по инфраструктуре.
И как раз возвращаясь к теме национального проекта, связанного с Арктикой, он должен предусматривать, по нашей логике, все, что касается минерально-сырьевых центров и их освоения. Это транспортная и энергетическая инфраструктура, и инвестор, который вкладывается.
Это напрямую связано с развитием Севморпути, потому что все добытое и произведенное - это грузовая база, которую нужно вывозить. Поэтому важно, чтобы порты и железная дорога были развитой системой.
Продолжая тему литиевых проектов, на уровне государства будут принимать решения по инфраструктурному обеспечению Колмозерского проекта. Все понимают, что конечный проект в виде литий-ионных батарей для нашей страны необходим, чтобы стать технологически независимыми.
- Мурманск считается культурной столицей Арктики. В связи с этим возникает вопрос о знаковых культурных объектах - кинотеатре "Родина" и Мурманском областном краеведческом музее. Оба проходят реконструкцию и ремонт. На каком этапе эти работы и когда жители и гости региона смогут их посетить?
- Что касается музея, то с точки зрения строительно-монтажных работ все давно завершено, и разрешительные документы получены. Длительное время шла корректировка проектной документации и прохождение государственной экспертизы, потому что за время реконструкции неоднократно менялись федеральные нормативы. Сейчас идет установка музейного оборудования. В первой половине 2025 года торжественно откроем музей с современными экспозициями.
В 2025 году также завершится реконструкция кинотеатра "Родина". Это будет современный центр цифрового образования для детей с пятого класса. Это будет дополнительное образование в разных областях - от промышленного дизайна до культуры. В этом проекте у нас два крупных партнера. "НОВАТЭК" инвестировал в реконструкцию, а Сбербанк стал технологическим партнером.
Реконструкция "Родины" стала довольно символичной. Это был очень кропотливый и сложный процесс, потому что предыдущий арендатор допустил высокую степень разрушения памятника культурного наследия. В результате рабочие, а это наши местные строители, по кирпичику перебирали стены, и это - не метафора.
- В продолжение темы ремонтов - реконструкция дороги в Териберку. Она важна как для местных жителей, так и туристов, туроператоров. Когда планируется ее завершить?
- По большому счету дорога готова. Принято решение - в 2025 году положить верхний слой асфальта, поставить барьерные ограждения, знаки и разметку. Основной массив работ выполнен - это весь "пирог", подъем уровня дороги. Летом 2025-го дорога будет полностью готова.
Надо понимать, что еще в июне по дороге в Териберку могут сохраняться сугробы, поэтому строительный сезон там начинается поздно. В процессе реконструкции дополнительно возникала необходимость осушить болота или взорвать скалы.
- Как Мурманская область оценивает первые результаты "Арктической ипотеки"? Как этот финансовый инструмент отразился на жилищном рынке региона?
- Это точно стало стимулом для рынка. Сейчас по "Арктической ипотеке" выдано кредитов на 2 млрд рублей. Будет выдано еще больше, потому что уже в начале 2025 года мы ожидаем новый приказ Минстроя РФ о разрешенной цене, которая является ограничительным фактором. Новая, увеличенная цена будет, по большому счету, полностью покрывать стоимость жилья на первичном рынке, который появился с приходом застройщиков.
Следовательно мы можем прогнозировать рост спроса, потому что при средней ипотечной ставке 25-26% ставка на уровне 2% - большая возможность решить жилищный вопрос. И президент принял решение сохранить такую низкую ставку до 2030 года. Нашим людям важно в течение пяти лет воспользоваться возможностью и купить или построить свое жилье. Конечно с учетом финансовой ситуации в обществе есть переживания за строительный рынок. Со своей стороны мы следим за положением наших застройщиков, чтобы они выполнили заключенные договоренности.