Мурманская область в контексте развития Арктической зоны РФ регулярно звучит на федеральном уровне. При этом в регионе идет работа как над привлечением новых инвесторов, так и над созданием комфортной среды для жизни. Какие решения для повышения доступности "Арктической ипотеки" введет Мурманская область, в каком статусе находятся портовые проекты, включая белорусский, и как переориентация рынков повлияла на крупные добычные проекты, в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
- Андрей Владимирович, опорные населенные пункты Арктики стали темой совещания, которое провел президент РФ Владимир Путин в Архангельске в понедельник. Как продвигается работа над опорными городами в Мурманской области?
- В Мурманской области уже начата работа над мастер-планами "опорников" и определены подрядчики. Они будут финансироваться институтом развития ДОМ.РФ. Идет предметная отработка с экспертами: что, как, в какие сроки. На определенном этапе работа над мастер-планами станет предметом общественного обсуждения. Так, люди, живущие в агломерации Мурманск - Североморск - Кола, агломерации Апатиты - Кировск, агломерации Мончегорска смогут участвовать в обсуждениях, наработках.
Как определил президент, до 1 июля мастер-планы должны быть разработаны, чтобы конкретные планы мероприятий или их часть вошли в проект бюджета на 2025 год и последующие годы, получить дополнительное финансирование.
- На совещании с президентом также обсуждалась "Арктическая ипотека". Она распространяется на сельскую местность и моногорода, но не сам Мурманск. Какие еще решения необходимы, чтобы стимулировать жилищное строительство в регионе и областном центре?
- Эффективность программы в том, что она применима для индивидуального жилья, особенно с учетом нашей программы "Свой дом в Арктике" (программа поддержки ИЖС, запущенная в июле 2022г - ИФ), получившей спрос. Кроме того, она применима для вторичного жилья в моногородах.
Что касается Мурманска, нужен дополнительный финансовый инструмент для стимулирования строительства.
Есть ограничения, которые сегодня мешают. В первую очередь, это цена квадратного метра - и я заострил внимание на этом на совещании с Владимиром Путиным, а он на это отреагировал. Министр строительства Ирек Файзуллин подтвердил, что проблема есть, методику нужно менять. Не сомневаюсь, что реакция президента найдет отражение в поручениях по итогам совещания.
Установление адекватной цены на квадратный метр важно для ипотеки и лимитов из федерального бюджета для расселения аварийного жилья. Так как изначально цена занижена, то и лимиты занижены тоже, а регионам приходится вкладывать все больше денег, чтобы выполнять программу по расселению.
Второй важный момент: сейчас если цена квадратного метра выше установленной, то "Арктическую ипотеку" не дают. Мы договорились, что этот стоп-фактор уберем, а то, что выше предела, будем оплачивать из регионального бюджета. Это даст дополнительный поток покупателей тем застройщикам, которые уже начали работать в регионе.
Еще одно важное решение, зафиксированное президентом, - это включение в программу льготной "Арктической ипотеки" участников СВО независимо от возраста, а также исключение требования о пятилетнем стаже для врачей и учителей.
- На какие объемы проектируется газопровод Волхов - Мурманск? На каких потребителей, кроме Мурманского СПГ, он рассчитан?
- Сейчас мы говорим о следующих параметрах: мощность газопровода - 40 млрд куб. м в год, из них 30 млрд куб. м пойдет на сжижение, а 10 млрд куб. м - на газификацию Мурманской области и северную часть Карелии. В регионе основная задача - перевод теплоснабжения с мазута и угля на газ, перевод действующих предприятий на газ, а также подключение и возможность строительства мощностей по переработке того сырья, которое добывают в Мурманской области. Речь про компании "ЕвроХим", "ФосАгро" и, возможно, "Акрон".
- По вашим оценкам, возможна ли реанимация проекта Штокмановского месторождения?
- Это вопрос спроса, цены газа и требуемых инвестиций. Я не могу сказать точно, но этого не исключаю.
- А какие системные меры рассматриваются для стабилизации цен на мазут? Квоты по поставкам?
- Было много обсуждений с правительством РФ и администрацией президента на уровне помощника президента Максима Орешкина. Мы ожидаем подтверждение принятых решений. Они будут заключаться в том, что до момента газификации будет определена справедливая цена и все, что сверх этой цены, будет компенсироваться федеральным правительством. Больше не потребуются поручения, дискуссии, звонки и обивания порогов. Цена, о которой мы договорились, - это цена 2018 года, до введения налогового маневра. К ней будет применяться индекс роста в соответствии с теми "предельниками" по росту платежа населения, который доводит нам федеральное правительство на Мурманскую область.
- Недавно глава АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) Евгений Дитрих заявил, что формируется оператор порта "Лавна". Можете ли рассказать, какие варианты рассматриваются, когда будет окончательно определен оператор?
- Оператор абсолютно точно будет. Не исключено, что это будет компетенция ГТЛК с учетом их больших планов по развитию.
- Ранее обсуждались перспективы строительства белорусской стороной порта в Мурманской области мощностью 5-7 млн тонн в год. Насколько актуален проект, как планируется его реализовать - это будет отдельный терминал или часть порта "Лавна" или "Тулома"?
- Мы очень плотно работаем с белорусскими коллегами. Текущий статус, который нужно доупаковать и финализировать, - это запрос коллег на отдельный порт с достаточно большим объемом перевалки, цифры существенно выше названных ранее. Мы предоставили различные варианты для его размещения. Совсем недавно у нас были белорусские специалисты, которые еще раз все осмотрели и структурировали. Думаю, что в обозримом будущем будет принято финальное решение - как, где, на какие объемы, - и мы приступим к работе. Могу сказать, что мы пришли к самому перспективному варианту. После всех расчетов решение должно быть акцептовано на уровне руководства Белоруссии.
Белоруссия видит нас как перспективный порт и отрабатывает тему, связанную с поставками в Китай.
- А на какой стадии проект терминала "Тулома"? В какие сроки может начаться его строительство?
- Сейчас новые акционеры (ООО "Инвестиционная компания "Аксиома" Николая Левицкого - ИФ) ведут работу над определением, какая финальная мощность нужна, чтобы проект оказался эффективным. По имеющейся у меня информации, в их планах увеличить мощность порта. Порт перспективный, к нему будет подходить электрическая инфраструктура, железная дорога. Рассчитываем, что коллеги все досчитают, определят грузоотправителей и приступят к строительству. Сомнений в перспективности этого порта нет.
- С закрытием норвежских портов для российских рыбаков вопрос судоремонта стал особенно актуальным. В какие сроки S7 Group, ГТЛК, "Норебо" могут запустить свои судоремонтные мощности? Замедляет ли эту работу тот факт, что в прибрежной линии Мурманска действует множество хозсубъектов?
- Нарезка портовой территории между множеством хозсубъектов, конечно, не помогает. Но есть участок на территории теперь уже государственного рыбного порта, где ГТЛК планирует развитие судоремонта. В рамках подписанного соглашения мы понимаем, что компания намерена приступить к проектированию уже в следующем году. Они видят в этом явную перспективу. Кроме того, Росрыболовство как куратор рыбного порта, насколько мне известно, эту инициативу поддерживает.
Если говорить про арендаторов, владельцев причальных стенок, то ФГУП "Нацрыбресурс" сделает в рыбном порту Мурманска в рамках действующего законодательства все, чтобы расчистить необходимую инфраструктуру, если в прошлом были нарушения при сдаче в аренду.
Что касается S7 Group, то в рамках подписанного соглашения компания глубоко и внимательно прорабатывает все параметры судоремонтного проекта. Сроки и объемы инвестиций пока называть преждевременно. Компания зашла на территорию бывшего судоремонтного завода морского флота. Там есть понятный участок, необходимые глубины и два функционирующих дока, которые требуют инвестиций, чтобы продолжать работать.
Холдинг "Норебо", понятно, работает с расчетом на свой флот, имеет необходимую территорию. Компания вплотную занимается этим проектом.
Мы видим, что это реальные проекты, а не просто заявления о намерениях. Мы давно говорили, что необходимо развивать судоремонт в Мурманске, но исторически сложилось, что нашим рыбакам было проще проходить судоремонт за пределами России. Сейчас курс взят на Мурманск. Наша задача - помочь и сделать все, чтобы судоремонтные проекты были реализованы.
- S7 Group упоминалось ранее в контексте проекта редевелопмента "Новый Мурманск". Какую трансформацию "Новый Мурманск" пережил на сегодня? Как S7 будет в нем участвовать?
- Ранее мы планировали развернуть "Новый Мурманск" на территории судоремонтного завода морского флота, сделать его частью городской инфраструктуры. С учетом изменившейся конъюнктуры и большого спроса на судоремонт при наличии компании, которая готова инвестировать в судоремонт, принято решение, что "Новый Мурманск" сдвинем влево - на территорию прибрежного авторынка и всего, что находится за ним. Это насыпная территория, где можно вести строительство.
Первый объект, над которым сейчас идет работа, - это большой акватермальный комплекс, за собой он подтянет фудкорт и гостиницу. Есть еще перспективы развития этой территории, которые я пока раскрывать не буду. Часть дополнительных трансформаций будет в центре города. Как раз это учитывается в рамках мастер-плана. Задача - создать в Мурманске локации, где концентрируется новая инфраструктура для жизни и отдыха.
С компанией S7 мы в процессе переговоров. Компания готова вложиться в бизнес-проекты, которые мы им предложим в рамках проекта "Новый Мурманск".
- На какой стадии находятся литиевые проекты в Мурманской области? В начале этого года АО "Арктический литий" и ООО "Полярный литий" (СП "Норникеля" и "Росатом") получили лицензии на разработку Полмостундровского и Колмозерского месторождений.
- Литиевые проекты востребованы в России. Недавно в Санкт-Петербурге выступал директор "Полярного лития", который, возможно, впервые публично озвучил, что объем запасов лития Колмозерского месторождения может превысить прогнозные.
"Полярный литий" и "Арктический литий" ведут геологоразведочные работы, уточняют запасы, работают над финансово-экономическими обоснованиями. Требуются инфраструктурные вложения - требуется проложить дороги, подвести сети.
- За последние полтора года из поля видимости постепенно ушел проект "Федорова тундра" по освоению месторождения металлов платиновой группы. По вашей информации, компания "Федорово Рисорсес" сохраняет свои планы к 2027 году построить ГОК?
- Первоначально проект был направлен на европейских потребителей. По понятным причинам ситуация изменилась. Сейчас компания занимается работой над определением потребителей в Азии. Есть информация, что эта работа с переориентацией на другой рынок ведется активно, но понятно, что финальные сроки запуска этого проекта будут сформулированы позже. Но никто не отказывается от проекта.