Северо-Запад / Эксклюзив 10 сентября 2021 г. 14:51

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис:

"К концу 2021 года планируем получить финальное решение о газификации или электрификации региона"

Мурманская область продолжает уверенно звучать в контексте развития Арктической зоны РФ (АЗ РФ). Ключевые темы остаются неизменными - это крупные инвестпроекты, служащие драйверами роста экономики региона, уход от мазутозависимости, развитие портовых мощностей и развитие Мурманска. Как налоговые преференции влияют на инвестиционную привлекательность региона, на какой стадии создание новых терминалов, в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

"К концу 2021 года планируем получить финальное решение о газификации или электрификации региона"
Фото предоставлено министерством информационной политики Мурманской области

- Андрей Владимирович, в августе исполнился год пакету арктических преференций. Хотелось бы услышать, - Вы довольны прошедшим годом, принес ли он ожидаемые результаты и какие прогнозы до конца 2021 года?

- Безусловно, доволен. Резиденты Арктической зоны РФ из Мурманской области в ближайшие годы суммарно инвестируют 88 млрд рублей, более 7,3 млрд рублей уже вложено в реальные проекты. Сейчас мы вручную сопровождаем два крупных проекта. Это - Федорова тундра (месторождение редкоземельных металлов, оператор месторождения АО "Федорово Рисорсес" - ИФ) и "Большая медь" (строительство современного медного завода в Мончегорске - ИФ) "Норникеля". Объем инвестиций - 60 млрд рублей и 140 млрд рублей, соответственно.

В частности, ожидаем, что до конца этого года будет готова проектная документация по медному производству, чтобы в 2022 году или даже раньше компания приступила к строительству. Важно, что этот проект простимулировал "Норникель" - строить современный микрорайон в Мончегорске. Новое производство требует современного подхода, цифровой грамотности, молодых специалистов. Это повлекло за собой новые акценты в подготовке кадров в мончегорском филиале Мурманского арктического государственного университета, донастройку образовательных программ. Чтобы молодые специалисты не уезжали, нужна комфортная городская среда, и мы запустили программу благоустройства Мончегорска, ремонта больницы и бассейна.

Понятно, что идет процесс вызревания и других новых резидентов АЗ РФ, важно, что это касается и среднего бизнеса.

Подводя итог, могу сказать, что пакет арктических льгот дает понятный и очевидный эффект.

- С мая 2020 года в Заполярье действует территория опережающего развития (ТОР) "Столица Арктики". Ранее Вы неоднократно говорили о необходимости "заземления" всех подрядчиков якорного инвестора ТОР - "НОВАТЭК-Мурманск". Насколько успешно проведена эта работа?

- Все подрядчики Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС, проект "НОВАТЭК-Мурманск" в селе Белокаменка - ИФ) "заземлены" и платят налоги в местные бюджеты. Они разместили в нашем регионе свои производственные мощности, транспортные и ремонтные базы.

Важно, что когда заходят такие крупные подрядчики, как в случае с "НОВАТЭК-Мурманск", это дает возможность вырасти рядом малому бизнесу, сателлитам.

- Какой эффект для бюджета Мурманской области приносит ТОР "Столица Арктики"" и ЦСКМС? Насколько успешно удается объяснить населению значимость этих поступлений?

- Подрядчики, которые работают в ТОР, получают федеральные льготы, но весь НДФЛ от зарплаты автоматически идет в наш бюджет. Если говорить о Белокаменке, то сейчас там трудятся 22 тыс. налогоплательщиков.

Удается ли нам объяснить населению, зачем такая стройка и какие плюсы дает уплата налогов, лучше судить журналистам. Однозначно об этом нужно говорить больше, потому что история с вахтовиками на эмоциональном уровне часто вызывает раздражение. Но правда жизни - в том, что 22 тыс. рабочих нет ни в одном регионе страны. Поэтому появляются приглашенные специалисты, которые, в том числе, передают свой опыт, открывают образовательные программы и повышают квалификацию наших рабочих и специалистов.

Подводя в мае итоги действия первого года ТОР, мы говорили о 2 млрд рублей НДФЛ от рабочих. Данных по состоянию на сентябрь еще нет, но даже уже уплаченные 2 млрд рублей - серьезные деньги. К примеру, строящаяся новая школа в Североморске стоит 1,2 млрд рублей, построенный в Коле бассейн - 248,4 млн рублей. То есть НДФЛ от рабочих в Белокаменке - это почти две школы, восемь бассейнов или бюджет региональной дорожной ремонтной кампании на 2,5 года.

- В августе президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что республика готова переориентировать экспорт калийных удобрений в российские порты, в частности, в Мурманск. В какие сроки это возможно и хватит ли портовых мощностей на дополнительный грузооборот?

- Не скрою, что процесс переговоров с белорусской стороной начался задолго до заявления Лукашенко. Очень надеюсь, что все получится, и перевалка белорусских удобрений будет переведена в Мурманск. Что касается мощностей, мы точно справимся с дополнительным грузооборотом.

О сроках начала перевалки белорусских удобрений и их объемах пока говорить рано. Участвовать в этой работе сможет строящийся порт "Лавна", который в 2023 году должен принять первый груз, и, конечно, терминал "Тулома", который создается именно для перевалки минеральных удобрений. Важно, что с учетом необходимости увеличения грузооборота сейчас по соглашению с Октябрьской железной дорогой идет расширение дальних подходов в мурманском направлении.

- Генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих сообщил недавно в СМИ, что грузовая база порта "Лавна" будет диверсифицирована. Что об этом известно?

- В настоящее время государственная политика РФ направлена на увеличение суммарного грузооборота по Северному морскому пути. Напомню, что президентом поставлена задача по достижению планки грузооборота по Севморпути до 80 млн тонн в год, поэтому в настоящее время ГТЛК совместно с правительством Мурманской области, конечно, рассматривает возможность перевалки иных грузов. Для этого планируется создавать дополнительные мощности по портовой перевалке в соответствие с перспективными видами грузов.

Также хочу отметить, что, несмотря на то, что проект порта "Лавна" является якорным при реализации комплексного инвестиционного проекта Мурманского транспортного узла (МТУ), создаваемая новая железная дорога уже начинает обрастать новыми проектами, которые обеспечат рост и диверсификацию грузовой базы по МТУ и Севморпути. Например, это проекты "Морской терминал Тулома" и "Терминал "Ударник", которые дадут нам перевалку минеральных удобрений и транспортировку контейнеров с рыбной продукцией по Севморпути.

- Остается актуальной тема ухода Мурманской области от мазута. Какие решения существуют сейчас, и сколько будет стоить газификация региона?

- Как мы уже говорили, газификация Мурманской области на совещании у заместителя председателя правительства Александра Новака была признана целесообразной. После были даны четкие поручения, чтобы в сентябре получить окончательные расчеты стоимости трубопровода, в том числе, с учетом выросших расценок на металл. Эти материалы в завершающей стадии подготовки. Я рассчитываю, что в конце сентября мы будем их обсуждать в правительстве РФ.

Есть еще один проект, который мы рассматриваем параллельно, - это электрификация, то есть, перевод объектов теплоснабжения на электрическую энергию. На мой взгляд, этот вариант тоже может взлететь, но потребуются решения по стоимости электроэнергии без наценок оптового рынка, ведь источники генерации находятся на территории региона, и это - решаемая задача для законодателя.

Я очень надеюсь, что до конца года мы постараемся получить финальное решение - какой вариант из двух будет выбран и каким образом профинансирован. На совещании у Новака мы обсуждали варианты финансирования за счет ФНБ. Минэнерго России вместе с коллегами посчитают несколько сценариев - на какой срок и на каких условиях будут выделены деньги. Магистральный газопровод, к примеру, даже без удорожания металлов оценивался в 300 млрд рублей - это гигантские суммы. На какой срок для этих целей сможет дать деньги ФНБ - на 50, 100 лет? Все необходимо просчитать.

- Ранее обсуждалось создание туркластера в Лиинахамари дочерней структурой "Норникеля" ООО "Порт Лиинахамари". Компания сменила название на "Валла-Тунтури", а фокус смещен на природный парк на полуостровах Средний и Рыбачий. Вернется ли проект к развитию Лиинахамари?

- Тема Лиинахамари с точки зрения развития туризма не закрыта. Но этот населенный пункт близок к границе (с Норвегией - ИФ), там большое количество земель Минобороны, военное стрельбище. Чтобы не затягивать работу по созданию туркластера, вместе с инвестором мы приняли решение сдвинуть его вправо - на полуострова Средний и Рыбачий. Все равно на этой территории нужно было обеспечить порядок и цивилизацию.

"Валла-Тунтури" - проект не просто красивых глемпингов, он связан с историей, патриотикой, с учетом большого количества сооружений времен Великой Отечественной войны на полуостровах. Что касается Лиинахамари, там, конечно, должен развиваться водный туризм вплоть до приема круизных судов. И я мечтаю, чтобы водный туризм, развитый в Норвегии, был точно так же развит у нас. Это путешествия для обеспеченного туриста с большим чеком, это реально развивает экономику региона.

- Еще один проект, который обсуждается в контексте развития туризма и конгрессной деятельности, - "Новый Мурманск". В какие сроки планируется начать редевелопмент в порту Мурманска?

- Финансовая модель "Нового Мурманска" уже просчитана. До конца этого года мы заключим договор на проектирование и начнем работу, чтобы в 2022 году перейти к строительным работам. На основании концепции и бизнес-плана "Нового Мурманска" на ПМЭФ-2021 были подписаны соглашения с министерством развития Дальнего Востока и Арктики и ВЭБ.РФ. Эта финансовая модель также прошла акцепт на правительственной комиссии по региональному развитию, где была одобрена наша заявка на инфраструктурный кредит в размере 3,4 млрд рублей. Сейчас понятно, какие участки дорог нужно расширить, какие работы с РЖД нужно сделать вместе.

"Новый Мурманск" вызывает интерес отельеров? и есть соответствующее соглашение с Accor, продолжаются переговоры с InterContinental Hotel Group и другими иностранными гостиничными операторами. Уверен, что отечественные отельеры тоже не будут в стороне.

Все понимают, что развитие Арктики происходит прямо сейчас, и наличие такого современного пространства, как "Новый Мурманск", необходимо. Я думаю, многие захотят в него инвестировать.