Калининградская область в условиях постоянного ужесточения антироссийских санкций не ощущает себя оторванной от России, федеральные и региональные власти прилагают серьезные усилия, чтобы нивелировать обострившуюся геополитическую ситуацию и усложненную логистику. Регион живет полноценно, развивается, принимает большое количество туристов. О сегодняшней ситуации в области, проблемах, которые приходится решать властям, рассказал в интервью "Интерфаксу" губернатор Антон Алиханов.
- Антон Андреевич, недавно президент страны Владимир Путин провел совещание по вопросам, связанным с развитием Калининградской области. Министр экономического развития Максим Решетников проинформировал об итогах. Какие важные моменты этой встречи вы отметили бы?
- На совещании у президента обсуждались различные вопросы, связанные с нашим регионом. Наиболее важными для нас стали договорённости о продлении государственной программы развития Калининградской области до 2030 года, а самое главное - о наполнении этой программы финансами. Средства на 2024-2025 годы уже заложены в проекте бюджета, а в Государственной Думе между первым и вторым чтениями законопроекта о бюджете договорились, что в среднем на 2026 год и далее до 2030 года мы будем получать 5,7-6 млрд рублей. И это не учитывая финансовой помощи региону на поддержку рынка труда.
Также обсуждался вопрос транспортного обеспечения. На сегодня мы нашли определенный баланс. Не могу его назвать очень устойчивым, так как это зависит не только от нас. Поэтому говорили о возможности дальнейшего усиления и увеличения группировки судов и паромов, которые снабжают наш регион. Президент поручение дал, сейчас этот вопрос будет прорабатывать федеральное министерство промышленности и торговли, Минтранс и правительство Калининградской области. Плюс отдельный вопрос - финансовые схемы. Есть источники финансирования, их будут рассматривать и оценивать, возможно, это будут лизинговые схемы или другие. В частности, речь идет о строительстве трех железнодорожных паромов.
Отдельно обсуждался вопрос субсидирования грузовых морских перевозок в Калининград. В этом году мы должны получить дополнительные средства, которые позволят снизить стоимость доставки грузов в регион.
- Для Калининградской области вопрос транспортной доступности и усложненной грузовой логистики сегодня является, наверное, самым непростым. Евросоюз постоянно ужесточает правила российского транзита. Как власти региона и федерального центра решают эту проблему сегодня, какие перспективы?
- Для региона сделан ряд исключений в нескольких федеральных законах, инициатив и программ. К примеру, мы договорились с Центральным банком о неприменении повышающих коэффициентов ОСАГО для иностранных автомобилей, которые заезжают на территорию Калининградской области. Напомню, что в сентябре Банк России повысил тарифы для транспортных средств, которые въезжают в Россию из недружественных стран. Цена страховки выросла с 15 тыс. до 300-350 тыс. рублей. Это могло негативно сказаться на импортных поставках продовольственных грузов, ввозимых к нам из стран ЕС. С учетом нашего особого географического положения федеральный центр принял решение не применять эту контрмеру в регионе.
Области также оказана помощь в кредитовании ряда компаний, которые приобрели суда для работы на линии грузового транзита. Три калининградские компании - резиденты ОЭЗ получили на покупку судов льготные займы по 300 млн рублей каждая сроком на семь лет и всего под 2% годовых. Общий тоннаж, который смогут брать на борт эти сухогрузы, составляет более 8 тыс. тонн. Конечно, это не окончательное решение, так как требуется изменение типов перевозки грузов, переход на сухогрузы, продолжение и увеличение контейнеризации грузов. Но это естественные процессы, которые идут и постоянно совершенствуются.
- Как чувствует себя местный бизнес в этих условиях, есть ли успехи и развитие или вопрос просто в выживании?
- Отдельные отрасли, конечно, сильно пострадали, например, транзитные международные грузовые перевозки. Но надо понимать, что большая часть наших перевозчиков работала на рынке Европы, который сегодня закрыт, поэтому автовладельцы не растаможивали свои грузовики на основную территорию России. Это привело к тому, что они не смогли осуществлять деятельность в других областях страны, когда объем грузопотока в регион серьезно сократился из-за санкционной политики.
Но даже перевозчики смогли подстроиться под сегодняшние условия. Как и другие отрасли экономики, по которым санкции и логистические проблемы ударили по-разному. Не стоит забывать, что с 2014 года регион, как и вся страна, привыкал жить в непростых условиях. Но бизнес - это живой организм, который способен приспосабливаться, изменяться, хотя приятного в этом мало.
Если же говорить о нашем развитии в целом, то мы видим достаточно серьезный рост инвестиций. За первое полугодие этого года рост составил 40%, и в основном это частные инвестиции. Например, более 20 млрд рублей инвестор вложит в строительство завода по производству оборудования для солнечной энергетики в индустриальном парке "Черняховск".
В апреле этого года президент страны Владимир Путин по видеосвязи открывал уже в другом калининградском индустриальном парке "Храброво" крупный фармацевтический завод компании "Отисифарм Про", инвестиции в создание которого составили около 5 млрд рублей. Строятся и другие предприятия, среди них есть очень масштабные и значимые для всей страны. Так, "Росатом" строит предприятие по производству литий-ионных аккумуляторов (ячеек), из которых затем будут собираться аккумуляторные батареи различной мощности для автотранспорта и стационарных накопителей энергии.
Реализация таких проектов в нынешних условиях ужесточения антироссийских санкций говорит о том, что интерес инвесторов к региону есть, как и прежде. Могу сказать, что несмотря на все санкции, как и в 2014 году, у нас открываются новые возможности для появления замещающих предприятий для входа на опустевший рынок или рынок со слабой конкуренцией. Помнится, многие улыбались при разговорах о наших сырах известных видов, но сегодня они есть и весьма достойного качества. Понятно, что это заняло определённое время, но сейчас простор достаточно широкий. И это не только процесс импортозамещения, но и путь к собственным разработкам. У нас немало предпринимателей с хорошими идеями, только им надо помочь.
В прошлом году по решению президента и благодаря оперативной работе правительства России нам выделили 5,5 млрд рублей на льготное финансирование инвестиционных проектов. Выше я уже упоминал про условия этой программы: процентная ставка всего 2%, размер займа от 5 до 300 млн рублей на срок до 7 лет. Плюс действует отсрочка погашения основного долга на срок до 36 месяцев, в этот период выплачиваются только проценты. В результате эти средства в регионе получили 82 инвестпроекта, из которых 24 уже реализованы. Общий объем инвестиций по данной теме составит свыше 11 млрд рублей, в регионе появится порядка 2 тыс. рабочих мест. Так что поддержка области по этой линии была своевременной и существенной.
- Вопрос относительно проекта поправок в Налоговый кодекс, которые меняют правила ведения бизнеса в особых экономических зонах: как это может отразиться на калининградской ОЭЗ? Насколько сегодня закон об ОЭЗ помогает развитию экономики области, есть ли у него потенциал для совершенствования и в чем это может заключаться?
- Базовая идеология предлагаемых поправок в закон такова: льготы, которые может получить инвестор, должны быть равны объему инвестиций, направляемых в тот или иной проект. Плюс НИОКР, которых может и не быть. Оценивая этот посыл, хочу отметить: во-первых, в мировой практике работы особых экономических зон нет вообще, нет принципа уравнивания инвестиций и льгот; во-вторых, а что такое особая экономическая зона в Калининградской области и как она себя зарекомендовала? Её механизм, прежде всего, носил компенсационный характер, после того как регион оказался отрезанным от основной территории России. И здесь такой принцип заработал одним из первых в стране. В 1991 году в Калининградской области постановлением ещё Совета Министров РСФСР была создана свободная экономическая зона, а в 1996 году статус калининградской ОЭЗ был закреплён федеральным законом. Сегодня наша ОЭЗ функционирует в рамках федерального закона №16 от 2006 года с дополнениями, которые вносились по мере новых условий и вызовов.
Нашу геополитическую ситуацию компенсировали специальным льготным режимом, который позволял привлекать бизнес и инвестиции. Это было сделано потому, что Прибалтика присоединялась к Евросоюзу, вступала в НАТО со всеми вытекающими последствиями. Это уже тогда создавало для региона дополнительные ограничения, в том числе и логистические, которые надо было чем-то компенсировать. Если в министерстве финансов России, которое предлагает поправки, известно что-либо иное про нашу географию, мы готовы это выслушать и обсудить. При этом география осталась прежней, но геополитика стала значительно хуже. Поэтому убирать для нашего региона этот компенсационный режим нельзя.
Третий аспект: с 2014 года ситуация стала серьезно меняться, и в 2018 году вступила в силу новая редакция поправок в закон об ОЭЗ. В результате за пять прошедших лет мы имеем 192 инвестиционных проекта на 110 млрд рублей и свыше 35 тыс. рабочих мест. Это больше, чем за все время работы ОЭЗ с момента ее появления.
Закон об ОЭЗ работает успешно, более того - объем инвестиций в 8 раз превышает льготы. И здесь мне можно было бы возразить: если ваши льготы превышают инвестиции, что же вы так сопротивляетесь? Ответ простой: разные инвесторы приходят в регион, работают и получают льготы. У нас, конечно, есть крупные инвесторы с большими проектами, такие как Группа компаний "Содружество" и другие. Там такой объем инвестиций, что они не успевают воспользоваться льготами, так как в законе есть ограничение по времени. Более мелкие компании успевают воспользоваться льготами и получают прибыль, которую потом тоже реинвестируют.
Наша ОЭЗ эффективна в текущем виде. В Калининградской области действует запрет на проекты торговли, электроэнергетики, финансовых услуг, производства подакцизных товаров. ОЭЗ работает на развитие разнообразной промышленности, туризма, сельского хозяйства. Мы считаем, что ее надо оставить в нынешнем виде. Более того, она вошла в 10-ку лучших экономических зон мира, заняв 8-е место в 2021 году. Зачем убивать то, что весь мир признал лучшим?
Следующий тезис связан с Евразийским союзом. В Белоруссии в особой экономической зоне "Великий камень", созданной с участием Китая, уже сейчас условия для бизнеса лучше без всяких поправок, чем условия в нашей стране. В Казахстане в Кустанайской области есть ОЭЗ, и большой поток потенциальных инвестиций, которые могли бы прийти на территорию Южного Урала, может уйти туда. Там условия для бизнеса никто менять не будет. Поэтому мы категорически против новых поправок. Это заметное ухудшение условий ведения бизнеса и привлечения новых инвестиций на всей территории России, а для Калининградской области это особенно неприемлемо. Есть отдельные именные законы - порт Владивосток, Крым, Калининградская область, Севастополь. Я считаю, что как минимум эти ОЭЗ, которые вводились для ускоренного социально-экономического развития особых территорий, надо оставить. Мы свою эффективность показываем.
Мы выступаем и будем выступать однозначно против этой редакции. Наш бизнес уже обратился в федеральное правительство, мы также написали соответствующие письма. И еще один момент - коллеги говорят нам, что с новыми поправками регион будет получать больше налогов. Однако суть в том, что почти всё льготируемое в рамках ОЭЗ является региональными и местными налогами: на имущество, на землю, на прибыль. Федеральному бюджету ущерба не будет. Зачем же тогда все менять? Мы этого не понимаем. Тем более что и время неподходящее выбрано для поправок. Сегодня, когда наш рынок освободился от огромного количества зарубежных конкурентов, казалось бы, надо вкладываться в импортозамещение и развитие. Мы же берем и существенно ухудшаем условия работы в ОЭЗ.
В чем смысл? У нас ставка Центробанка 13%. Отрасль кредитования будет затухать, если она останется на таком высоком уровне. Регион окружен недружественными странами, нам постоянно ограничивают логистику. А если взять IT-отрасль, где нет больших инвестиций в основные средства, а маржинальность высокая? Если их не льготировать, они полностью выпадут из структуры ОЭЗ.
Я думаю, такое количество аргументов против поправок показывает однозначно, что в таком виде их принимать нельзя. Мы свою позицию высказали и надеемся, что она будет услышана. Исходим из того, что деятельность ОЭЗ в нынешних условиях помогает стране и региону, который является стратегическим для России. Свою ОЭЗ мы будем отстаивать. Призываем более активно подключиться и коллег из других регионов, где эта тема звучит еще не так громко.
Как руководитель комиссии Госсовета по малому и среднему предпринимательству, я разослал коллегам запросы, чтобы они высказались по данному вопросу. Пока подавляющее большинство высказывается против нововведений, в том числе такие регионы, как Москва и ряд других.
- Как вы уже сказали, Калининградская область в сегодняшних непростых условиях по-прежнему привлекательна для инвестиций. Какие проекты и в каких отраслях экономики реализуются сегодня, каковы перспективы на ближайшее время?
- О некоторых новых проектах я уже рассказал. Но это не значит, что мы останавливаем старые. Некоторое время назад обсуждали проекты "Автотора", выпускающего автомобили. Впервые за многие десятилетия мы наконец-то получили юридические обязательства компании вкладывать в локализацию, развитие автокомпонентных производств. В рамках специнвестконтракта они взяли обязательства вложить более 30 млрд рублей, сейчас прорабатывают проект, предусматривающий более чем двукратное увеличение этой суммы вложений при определенных условиях.
Сегодня "Автотор" ведет строительство 12 заводов, в том числе тех, которые будут выпускать электромобили собственной марки. Это очень важно, так как до недавних пор они занимали порядка 45% промышленного производства региона. Наша задача - помогать и "Автотору", но при этом по возможности диверсифицировать промышленный сектор экономики.
С точки зрения локализации новых производств нам очень помогла госпрограмма развития региона, а также поддержка Минпромторга и Минэкономразвития России, по линии которых мы получили серьезные средства на развитие двух индустриальных парков: "Храброво" рядом с калининградским аэропортом и "Черняховск" в восточной части региона. На этих территориях реализуются или запланированы к реализации десятки инвестиционных проектов. Сегодня резидентами этих парков являются 34 компании с планами по созданию почти 4 тысяч рабочих мест. Отдельные проекты реализуются и на территории других муниципалитетов: под Неманом строится завод "Росатома", несколько заводов пищевого производства возводит в регионе группа компаний "Атлантис".
- Статистика регистрации резидентов Калининградского САР на острове Октябрьский впечатляет. Чем вы можете это объяснить? Что регионы получают от наличия такой территории?
- Мы не единственный регион, где созданы специальные административные районы. Аналогичный проект реализуется на острове Русский во Владивостоке. Но интерес мы видим большой, особенно после того как недружественные страны стали с новой силой раскручивать маховик антироссийских санкций. При этом надо сказать большое спасибо Минфину и Минэкономразвития РФ, которые постоянно улучшают законодательство для регистрации и дальнейшей работы компаний в САР. Многие замечания и предложения бизнеса были учтены.
По состоянию на конец сентября в реестре калининградского САР числится 212 участников, из них 93 появились в 2023 году.
Регистрация международных компаний в САР на территории острова Октябрьский в Калининграде означает как появление новых налоговых резидентов и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, так и создание новых рабочих мест. Помимо этого, регистрация международных компаний создает предпосылки для переноса отдельных элементов крупных российских холдинговых структур с российским и иностранным капиталом на территорию Калининградской области, которая становится для таких компаний регионом присутствия. На том же острове Октябрьский мы реализовали в долгосрочную аренду несколько участков земли, где будут строиться офисные центры для резидентов САР.
- Порт Балтийска, Калининградский морской торговый порт принимают паромы, суда Ро-Ро и пока справляются с объемами поступающих грузов. Какая роль в плане грузопотока будет у терминала в Пионерском, строительство которого идет с большими проблемами? И почему стройка буксует? И второй вопрос: понятно, что в ближайшее время круизные лайнеры туда заходить не будут, но будут ли заходить суда для накатной техники, которых пока нет в наличии?
- Грузовой терминал в Пионерском сможет принимать паромы и суда типа Ро-Ро, загруженные накатной техникой. По моему мнению, этот порт с точки зрения логистики может стать даже интереснее, чем Балтийск. Регион построил дорогу, которая идет от терминала к Приморскому кольцу, которое обладает гораздо большей пропускной способностью, чем трасса Балтийск-Калининград. В этом плане перспективы у порта есть.
К сожалению, сейчас не могу ничего сказать о сроках окончания строительства. Федеральные заказчики и подрядчики говорили нам, что это будет конец лета 2024 года. Надеюсь, что к концу следующего года объект сдадут. Терминал, конечно, будет построен, тем более что есть прямое поручение президента страны министерству транспорта. Сейчас там работает новый подрядчик - ФГБУ "Морспасслужба", субподрядчиком выступает ООО "Геоизол". Последняя компания уже давно работает в регионе и очень неплохо показала себя при строительстве на серьезных объектах береговой инфраструктуры. Думаю, что как только этот терминал будет сдан, бизнес подключится к его использованию судами типа Ро-Ро. Их можно будет сюда привлечь, это будет интересно грузоперевозчикам.
- В последние годы туристическая привлекательность региона постоянно растет. Каковы предварительные итоги прошедших месяцев? Что власти делают для развития туристического потенциала, инфраструктуры гостеприимства, какие проекты вы считаете наиболее интересными?
- Этим летом у нас был самый настоящий аншлаг, особенно на морском побережье. В результате по итогам 8 месяцев этого года мы приняли ориентировочно 1,4 млн гостей, что на 11% больше, чем годом ранее. Но курортно-пляжный, купальный сезон в этом году у нас был и в сентябре, что является для региона большой редкостью. Туристы едут к нам до сих пор, поэтому мы рассчитываем, что по итогам года турпоток в область превысит 2,1 млн человек.
И перспективы дальнейшего роста у нас есть. И они связаны с местами размещения, которых требуется все больше и больше. Мы работаем над этим вопросом. Сегодня регион получил большую поддержку со стороны федерального правительства по линии нового национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Много проектов поддержано, в основном они связаны с возведением глэмпингов, кемпингов и других некапитальных объектов. До конца 2024 года у нас будет введено порядка 300 номеров круглогодичных модульных некапитальных средств размещения.
Но ситуация меняется, так как бизнес увидел серьезные перспективы крупного гостиничного сервиса. Кроме того, с начала года в регионе открылось более десятка новых объектов размещения с номерным фондом свыше 200 единиц. В августе в Зеленоградске открылась первая в этом курортном городе и шестая в регионе гостиница категории "5 звёзд". Еще одна четырехзвездочная гостиница открылась в Светлогорске.
Мы готовим большую концепцию курортного комплекса совместно с АО "Корпорация Туризм.РФ". Она практически сформирована и будет представлена уже в этом году руководству страны. Речь идет о большой территории, расположенной ниже поселка Янтарный на берегу Балтики. Это земля площадью 479 га находится в областной собственности, что дает нам хорошие возможности для архитектурного творчества в плане развития туристической составляющей. Тем более что в отличие от того же Светлогорска там берег не обрывистый, а пологий, с широкими песчаными пляжами.
Турист едет к нам не только ради морского отдыха. У наших туристических компаний большая и разнообразная экскурсионная программа, которая постоянно насыщается новыми объектами. Теперь гости могут побывать не только на Куршской косе, на острове Канта у стен собора, в музеях Мирового океана и Янтаря. Сегодня они с интересом едут к орденским замкам Шаакен и Бальга, Тапиау и форт №11 Дёнхофф, другим объектам истории. Не менее интересны для туристов и наши сыроварни, фабрики марципана и шоколада, и даже производственные площадки заводов и предприятий.
В результате объем услуг туроператоров и турагентств за первое полугодие составил 935 млн рублей - на 24,1% больше, чем за аналогичный период 2022 года. По данным Сбербанка, объем трат туристов за первое полугодие 2023 года по картам в регионе достиг 7,8 млрд рублей против 5,6 млрд рублей за тот же период 2022 года.
- На днях генпрокуратура вернула в собственность государства Калининградский морской торговый порт, который активно работал, принимая грузовые суда морского транзита. Встает вопрос: как он будет управляться, по всей видимости, Минтрансом, если у государства второй крупный региональный порт - Калининградский рыбный порт - фактически бездействует? И какая ситуация сегодня складывается в рыбном порту?
- Действительно, торговый порт перешел в собственность государства. Управление будет осуществляться через Росимущество. Мы в контакте с Минтрансом, Росморпортом. Я думаю, что в перспективе в порту появится стратегический инвестор, так как объект именно стратегический, как для региона, так и для всей страны. Нам необходимы грамотные управленцы, которые будут заниматься развитием порта.
Сегодня порт работает, принимая различные суда, в основном обслуживающие грузовой транзит. Для сотрудников предприятия ничего не изменилось.
Что касается Калининградского рыбного порта, в последнее время он постепенно угасал. Так складывалась ситуация, что рыбная отрасль была ориентирована на работу в иностранных портах. Там шла выгрузка значительной части добытой рыбы, было обслуживание и судоремонт, что отражалось на деятельности порта. Сейчас там есть арендатор, который вкладывает средства - пусть и не гигантские - в сохранение инфраструктуры, видит перспективу возрождения порта. Она связана с ситуацией, возникшей после присоединения Фарерских островов к антироссийским санкциям. Российские рыбаки потеряли самую главную базу для ремонтов, захода, выгрузки и перегрузки рыбы, которую добывают в Атлантическом океане.
В этих условиях незамерзающий порт Калининград становится естественным выгодоприобретателем. Рыбный порт мог бы стать рыбопромысловым и рыбным хабом страны. Все, что ловится российскими компаниями в различных районах Атлантики, может идти через наши портовые мощности, как это было раньше. В свое время улов везли в Калининград плавбазы, которые строились в том числе и на советских судозаводах. Затем встал вопрос: а нужны ли эти плавбазы, когда для наших судов были открыты все порты Западной Европы? И они были списаны и порезаны, теперь это стало хорошим уроком для нас.
В плане развития порта на фоне "фарерского запрета" у региональных властей есть ряд предложений по части таможенного регулирования и транспортного законодательства. Понятно, что надо сначала будет согласовать все внутри Росрыболовства, Минсельхоза и дальше уже продвигать эти предложения федеральному правительству.