Эксклюзив 3 октября 2023 г. 12:48

Генеральный директор "Невского экологического оператора" Екатерина Горшкова:

"Мусорная реформа в Петербурге не завершится, пока не построим всю инфраструктуру"

К 2025 году в рамках единой концепции Петербурга и Ленинградской области на территории двух регионов должны были появиться пять заводов по комплексной переработке отходов. Генеральный директор АО "Невский экологический оператор" Екатерина Горшкова рассказала в интервью "Интерфаксу", почему сроки по запуску части из них сдвигаются минимум на год, какова судьба наиболее проблемных точек, с кем приходиться судиться НЭО и зачем некоторые предприниматели продолжают прятать свой мусор.

"Мусорная реформа в Петербурге не завершится, пока не построим всю инфраструктуру"
Фотография предоставлена пресс-службой НЭО

- Екатерина Сергеевна, сколько бытового мусора на текущий момент генерирует Петербург? Сколько вывез НЭО?

- За семь месяцев 2023 года, с января по июль, мы собрали 11,2 млн кубометров твёрдых коммунальных отходов (ТКО). За тот же период прошлого года было собрано 9,5 млн кубометров. Показатель выше, потому что прошлый год был первым годом работы, многие юрлица бытовые отходы прятали или сдавали под видом других. Мы системно заключаем договоры с новыми клиентами, все больше и больше удается выводить их из тени, "легализовать" систему, сделав ее понятной.

- Куда едет этот мусор?

- На обработку. Затем "хвосты", а также те отходы, которые на объектах переработки не помещаются, везем на три полигона в Ленобласти: "Новый свет–ЭКО" в Гатчинском районе, "Расэм" в Выборгском и "Авто-Беркут" в Лужском.

- Насколько они заполнены?

- Сложный вопрос. Это старые полигоны, давно работают, конечно, они заполнены. При этом по действующему законодательству и полигон "Новый свет-ЭКО", и "Расэм" могут получать ТКО, они лицензированы, имеют все мощности. У "Авто-Беркута" другая ситуация: он был исключен из реестра объектов размещения, так как уже свои мощности исчерпал, но его работа как объекта негативного воздействия на окружающую среду была продлена до 1 января 2026 года. Таких объектов у нас в стране много, и, поверьте, в Петербурге еще все не так плохо.

Новые требования к полигонам гораздо выше, чем были прежде, и со временем старые полигоны должны быть закрыты. Но в связи с текущей политической ситуацией, с учетом объективных причин - роста ключевой ставки ЦБ, курса евро, инфляции, уходом европейских производителей из РФ - выросла стоимость ранее выбранного технологического оборудования. Пришлось искать аналоги, изменять технологические схемы, часть оборудования удалось локализовать для импортозамещения. И работа полигонов вынужденно продлевалась.

Тем не менее схема мусорных потоков в Петербурге соответствует действующему законодательству. Никаких очередей, как рассказывали жители Выборга, на подъезде к полигону "Расэм" нет. Никакого коллапса, система работает, полигоны мусор принимают. Но, безусловно, до бесконечности это продолжаться не может.

- Изначально предполагалось, что уже к 2025 году в рамках единой концепции Петербурга и Ленобласти появятся пять заводов по переработке отходов. Осуществим ли этот план, или сроки сдвигаются?

- Принципиальных изменений нет. Планы по поводу пяти мусороперерабатывающих заводов никто не отменял, мы пытаемся их выполнить. До конца 2023 года мы по-прежнему планируем ввести в строй вторую очередь КПО (комплекс переработки отходов) "Волхонка" на Волхонском шоссе в Петербурге, чтобы довести его мощность с 200 до 600 тыс. тонн обработки мусора в год.

- Как быть с близостью аэропорта Пулково?

- В конце августа мы уже получили положительное заключение орнитологической экспертизы на первую очередь КПО "Волхонка", что позволяет с большой долей уверенности прогнозировать его полный ввод в намеченные сроки. На вторую очередь пока получаем документы.

- Из остальных площадок КПО "Островский" ближе всего к стадии строительства?

- Да, там идет подготовка: перемещение земляных масс, обустройство строительных городков, временных дорог. Комплекс в Выборгском районе Ленобласти будет мощностью 600 тыс. тонн обработки в год. Рассчитываем ввести его в конце 2024 года. Он получил положительное заключение экологической экспертизы, участок из земель лесного фонда был переведен в земли промышленности. Что касается других трех комплексов, там разная ситуация, но ни по одному из них планы не отменены.

Хотелось бы отдельно отметить экологическую безопасность будущих объектов. Многие активисты, говоря о КПО, высказывают опасения о возможном вреде природе. Это не так. Мы живем в этом регионе, работаем в непосредственной близости от КПО, проводим на самой территории комплекса рабочий день и возвращаемся в свои семьи, к своим детям. Современные комплексы экологически безопасны в эксплуатации.

- Как соотносятся планы по строительству КПО в Новоселках в Петербурге с развитием аэропорта в Левашово?

- Проект КПО тоже находится на орнитологическом исследовании и на экологической экспертизе, ответ ждем в октябре. Ожидаем положительных результатов обеих процедур. После этого можно будет более четко обозначить сроки ввода. Да, рядом - аэропорт Левашово, есть планы "Газпром авиа" на его счет, есть их опасения. Но город очень заинтересован в реализации проекта КПО, и очевидно, почему: участки для комплексов "Волхонка" и "Новоселки" были определены в соответствии с Генеральным планом развития Петербурга, они оптимальны логистически, позволяют направить потоки из южных и северных районов по кратчайшему плечу. То есть максимально приближают объекты к источникам образования мусора и позволяют в перспективе значительно сократить объем городских отходов, направляемых в Ленобласть, а их сейчас более 90%.

- Но здесь снова мешают птицы?

- Рядом с аэропортом Левашово сначала находятся иловые карты Водоканала, потом гора рекультивированного полигона, и только потом - наш объект. И даже если абстрагироваться от наших целей и задач и от моей личной позиции как гендиректора НЭО, никакой погоды с точки зрения птиц мы там не сделаем. Мы действительно считаем, что наш объект не создаст дополнительных угроз аэропорту. Тем более что весь спецтранспорт с отходами будет заезжать в закрытые помещения, даже склад с уже отобранной продукцией - закрытый, что полностью исключает распространение неприятных запахов и привлечение птиц.

Если же орнитологическое заключение будет отрицательным, придется менять планы: что-то переносить, где-то увеличивать мощности. Но пока от планов не отказываемся.

- Проект КПО "Дубровка" в Ленобласти уже получил положительное заключение экологической экспертизы, но Росводресурсы признали карьер Дубровка водоемом. Почему НЭО не согласен и пошел в арбитраж?

- Потому что это огромная яма с торчащей арматурой, залитая водой, у которой осыпаются и будут осыпаться берега, сваливаться туда кусты и деревья. Никакой пользы лесному фонду это не приносит. Видимо, ранее на этой площадке песок добывался с нарушениями. Наши изыскания еще до начала проектных работ это подтвердили: там был строительный мусор. О какой зоне отдыха может идти речь? Губернатор Александр Дрозденко подписал постановление "О запрете посещения карьеров на территории Ленинградской области". Запрещено посещать любые карьеры: песчаные, глиняные, даже каменные. На самом деле запрет был всегда, об этом оповещают специальные таблички и есть рекомендации Роспотребнадзора. Там нельзя купаться - это просто опасно.

- В случае неудачи в суде построить завод будет невозможно, либо проект может быть каким-то образом пересмотрен?

- Сейчас пытаемся со всех точек зрения - юридической, проектной, строительной - оценить, как дальше видоизменить проект, чтобы его реализовать. Но даже если Росводресурсы будут настаивать, наличие этого водоема не станет препятствием для строительства КПО. Потому что строить на водных объектах с учетом их засыпки и создания искусственных островов у нас разрешено, пример тому - намыв на Финском заливе. Это сдвигает сроки и усложняет юридическую процедуру, но не ставит крест на всей истории.

Мы, наши акционеры, Ленобласть и Петербург так за это держимся, потому что изначально, когда планировали создание базовой инфраструктуры, мы говорили об участках в радиусе 60 км от Петербурга. Весь мусор образовывается здесь, возить его далеко - дорого. Также выбирались нарушенные земли - это была жесткая позиция Ленобласти. На "Островском" нет ни деревьев, ни травы - только барханы, перекопанная земля, слои грунта, потому что десятки лет там разрабатывали песок. В Дубровке еще хуже - огромные ямы. Считаю, что идея была правильная. И - что немаловажно - была проделана работа, связанная с включением этих объектов в схему территориального планирования Ленобласти. Поэтому пока мы думаем, как эти планы реализовать.

- КПО "Брандовка", который переименован в "Юго-Западный", называют самой проблемной точкой. На какой стадии находится работа по этому проекту? Готов ли НЭО отказаться от площадки в пользу альтернативы?

- Там немного другая ситуация. Чтобы принять окончательное решение, необходимо провести инженерные изыскания, исследовать все возможные последствия. Это небыстро: нужно пробурить много скважин, изучить состав почв и движение подземных потоков, грунтовых вод, осадков, сделать огромный отчет с учетом тематического моделирования. Мы на завершающем этапе, изыскания длились около года. Думаю, в ближайшее время будем обсуждать с городом и областью, что в итоге делать - использовать этот участок для строительства или нет. Ответ дадим чуть позже. Но очень рассчитываем, что в этом году.

- Одним из основных опасений, насколько известно, является близость к водоподводящей системе фонтанов Петергофа.

- Я считаю, что нет там никакой связи с точки зрения подземных потоков, это лишь вопрос инженерных решений. Другое дело - в целесообразности их применения, так как эти решения должны быть выбраны с учетом того, что это будет все-таки мусороперерабатывающий завод, а не парк аттракционов. Мы же все боимся аварийных ситуаций, а не штатных. О населении же и говорить не стоит: понятно, что никто не хочет, чтобы рядом было любое промышленное производство, тем более мусороперерабатывающие предприятия. Объективно людей понять можно, и они максимально используют фактуру, чтобы защитить свои интересы.

- Но вы не исключаете, что по итогам инженерных изысканий подход может быть пересмотрен, и эта площадка может уйти в прошлое?

- Может.

- Вы уже ищете какие-то альтернативные площадки?

- Нельзя сказать, что ищем, но смотрим, анализируем ситуацию. Также этим занимаются администрации обоих субъектов. Но пока говорить, что у нас есть какие-то конкретные альтернативы, преждевременно, это не так. Сначала должны быть завершены инженерные изыскания, где бы этот участок ни находился.

- Какова стоимость инженерных изысканий?

- Стоимость инженерных изысканий, включая историко-культурные - 16,8 млн рублей.

- А каков механизм привлечения финансирования на реализацию проектов?

- Работы в рамках первого этапа финансировались за счет акционерного займа ПАО "Интер РАО", часть суммы будет рефинансирована ППК "Российский экологический оператор", который дает льготные займы, так называемые "зеленые облигации", с субсидированной процентной ставкой для мусороперерабатывающей отрасли. Так как КПО "Волхонка" уже имеет все документы, то заключено соглашение с РЭО, деньги выделяются как частичное рефинансирование первой очереди - чтобы заместить более дорогой заем более дешевым. На вторую очередь тоже будет выделен льготный заем. По КПО "Островский" планируется та же схема: небольшую долю составит заем от акционеров, порядка 90% - финансирование ППК "РЭО". По большинству объектов планируем те же инструменты.

- Какой объем долга потребителей перед НЭО на текущий момент?

- Общая сумма задолженности по Петербургу составляет примерно 2,5 млрд рублей. Большую часть из них - 81% - занимает население и управляющие компании. Сумма примерно соответствует начислениям за 1,5 месяца. Цифры нестрашные, хотя процент оплаты по населению хуже, чем по юрлицам, что нас серьезно волнует. Здесь, наверное, все же работают объективные факторы: цены, инфляция. С задолженностью работаем и в досудебном, и в судебном порядке. Но это постоянный процесс, как с любыми коммунальными услугами. Хотя если свет можно отключить за неуплату или напугать, что отключишь, то мусор перестать вывозить нельзя.

- Когда заработает предприятие по переработке пластика на КПО "Волхонка", которое вы запускаете вместе с АО "Автопарк №1 "Спецтранс"?

- Планируем в середине 2025 года. Будем перерабатывать пластик в так называемую флексу - это хлопья или гранулы, которые могут быть цветными или прозрачными, такое вторсырье используют для производства одежды, утеплителя, щеток, наполнителей для матрасов и так далее.

- В какой стадии находится запуск системы раздельного сбора в Петербурге?

- У нас практически во всех районах города идет раздельный сбор мусора. Во всех районах установлены контейнеры, соответствующие двухпоточной и пофракционной системам сбора. Так, в Московском, Приморском и Выборгском районах - отдельный синий бак для полезного сырья. Не нужно хранить дома различные емкости под каждую фракцию, достаточно дополнительного ведра для всех полезных отходов. Этой системой мы охватываем порядка 320 тыс. жителей. Многофракционная система - в Калининском, Красногвардейском, Невском, Петроградском, Курортном, Колпинском, Кронштадтском и Пушкинском районах. Там стоят желтые, синие и черные контейнеры для разного вида отходов. Всего в городе более чем на 4 тыс. контейнерных площадок стоят цветные баки - это около 23% от общего количество площадок и примерно 8,5 тыс. цветных баков.

- Сколько удалось собрать по системе раздельного накопления в этом году?

- За восемь месяцев 2023 года собрали 5 663 687 кг.

- Среди населения это все более популярно?

- Поначалу засор составлял порядка 80%. Сейчас лучше: в Приморском и Выборгском районах, откуда вторсырье едет на КПО "Волхонка", засор бывает от 30 до 50% в зависимости от сознательности населения. Ведем очень много информационной работы, доходим зачастую до домовых чатов с жителями. Дальше уже зависит от их желания - хотят они прислушиваться или нет. Но ситуация улучшается.

- В итоге справедливо ли сказать, что спустя более чем 1,5 года работы НЭО вывозит все ТКО в городе?

- Еще есть небольшой процент ИП и юрлиц, кто пользуется не совсем законными услугами перевозчиков и отдает свой коммунальный мусор под видом промышленных отходов. Полигоны в Ленобласти принимают разные виды отходов, поэтому этот мусор может ехать и на нормальный полигон, а может и в лес. Этого никто не знает, это прямо зависит от добросовестности перевозчика, с которым заключен договор.

Обратный случай, когда договор с нами не подписан, а мусор выбрасывают на нашу контейнерную площадку. И мы его, конечно, вывозим. Таких больше, чем тех, кто прячет ТКО на своих промплощадках. По опыту других региональных операторов, лишь после 2-3 лет работы можно говорить о том, что все договоры заключены. Хотя, если послушать наших соседей в Ленобласти, они до сих пор некоторые садоводства выводят на чистую воду.

- Сейчас корректируется территориальная схема обращения с отходами Петербурга. Что в итоге изменится?

- Существенных корректировок не предвидится: уточняются потоки на 2024 год с учетом фактически сложившейся ситуации. Так, ранее планировалось, что в 2024 году может быть уже введен в эксплуатацию КПО "Новоселки". Понятно, что в 2024 году он введен в эксплуатацию не будет, в лучшем случае это 2025 год. Даже если в конце октября мы получим положительные заключения орнитологической и экологической экспертиз, о которых я говорила, то, конечно, начнем его строить, но все равно нам потребуется полтора года. Поэтому сейчас в территориальной схеме мы переносим и "Новоселки", и все остальные КПО на 2025 год. Дальше будем смотреть и корректировать. Терсхема - это живой документ, он отражает текущую ситуацию, на него влияют множество факторов, как зависящих, так и не зависящих от нас.

- Каковы, на ваш взгляд, в целом результаты мусорной реформы в Петербурге?

- Она продолжается. Сейчас мы контролируем все контейнерные площадки в режиме реального времени, знаем, что вывезено, как, когда, куда и кем. Знаем весь дальнейший путь мусора. Настроен весь управленческий процесс: если вдруг нужно поменять субподрядчика, заменить мусоровоз - процесс автоматизирован. Большая работа сделана во взаимодействии с УК, с дворниками, без которых невозможно поддерживать чистоту. Единственная значительная проблема - припаркованные на контейнерных площадках машины, но и здесь прогресс есть: может быть, не за счет сознательности граждан, но за счет штрафов ГАТИ точно.

О том, что реформа завершена, нельзя будет сказать, пока не построена вся мусороперерабатывающая инфраструктура, хотя, когда мы ее построим, наверное, получим новые задачи, и придется говорить о продолжении реформы, в то время как эта работа должна просто стать повседневностью.

Уже запущенный завод на Волхонке - современный, аналогов ему в России нет, он позволяет обеспечить глубокую сортировку ТКО для извлечения полезных фракций. После запуска второй очереди мы получим один из самых крупных подобных комплексов на городской территории в России. И мы идем дальше. Да, к сожалению, не все, что планировали, будет выполнено в изначально намеченные сроки, мы понимаем, что переносим запуск объектов с 2024 на 2025 год. Тем не менее, задачи с нас никто не снимал, проекты идут, и реализовывать мы их будем до конца.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще