АО "Мурманский морской рыбный порт" (ММРП) завершило 2022 год с увеличением объемов перевалки грузов на 23% - до 326,4 тыс. тонн. В прошлом году ММРП впервые начал принимать грузы из Белоруссии и за несколько месяцев на их долю уже приходилось 17% от общего объема грузов. Какие планы у рыбного порта на 2023 год, как продвигается работа по расширению номенклатуры белорусских грузов и чем грозит решение Арбитражного суда Мурманской области о взыскании акций ММРП в доход государства, в интервью "Интерфаксу" рассказал акционер ММРП Даниил Полещук.
- Даниил Александрович, в 2022 году ММРП начал перевалку белорусских грузов. Первыми стали корма для аквакультурных хозяйств. Кто выступает грузополучателем, это мурманские компании или предприятия из других регионов России?
- Действительно, мы начали сотрудничать с белорусскими компаниями. Грузополучателями кормов для рыб от "Белорусской национальной биотехнологической корпорации" (БНБК) выступают крупнейшие российские компании по развитию аквакультуры лососевых - это ООО "Инарктика СЗ" (бывшее ООО "Русское море - Аквакультура", дочерняя компания ПАО "Инарктика") и ООО "Русский Лосось". Основные производственные мощности этих компаний находятся в Мурманской области. Кроме того, данная продукция отгружалась на форелевые хозяйства в Карелии. В течение 2022 года ММРП принял 6,2 тыс. тонн белорусских кормов для аквакультуры. В наступившем году готовимся принимать до 600 тонн белорусских кормов в неделю.
- Какие грузы из Белоруссии ММРП планирует обрабатывать в 2023 году? На какой объем грузов из соседнего государства рассчитывает рыбный порт? В перспективе под Мурманском планируется построить терминал для "Беларуськалия". Он может оттянуть на себя часть белорусских грузов или вы не будете конкурировать?
- Сейчас мы видим три масштабные позиции по грузообороту с товарами. Во-первых, рассчитываем на увеличение объема поставок кормов для лососевых. Во-вторых, в 2022 году мы провели переговоры с "Белорусским металлургическим заводом" о перевалке через ММРП металлоизделий. Кроме того, возможны поставки минеральных удобрений в биг-бэгах. Складские площади у нас имеются, техника тоже, но вопрос поставок упирается в согласовании тарифа РЖД на перевозку, наличия подвижного состава. Тем не менее, мы готовы к расширению номенклатуры переваливаемых грузов. Что касается будущего терминала, предположу, что "Беларуськалий" будет сконцентрирован на перевалке калийных удобрений навалом, и оттока грузов не произойдет.
- С какими результатами ММРП завершил 2022 год? Удалось превысить показатели пандемийных 2021 и 2020 годов? За последние годы наибольший объем грузов ММРП принял в 2017 году - 333,4 тыс. тонн. Возможно ли вернуться к таким показателям и при каких условиях?
- Прежде всего отмечу, что пандемия не повлияла на показатели работы порта. В 2022 году перевалка грузов - основной показатель деятельности порта - выросла на 23,4% по сравнению с 2021 годом и составила 326,4 тыс. тонн, в том числе, 237,5 тыс. тонн рыбопродукции, или 45% всех добытых в Северном рыбохозяйственном бассейне водных биоресурсов. Это наилучший показатель за предшествующие 11 лет. В 2017-2020 годы снижение объемов перевалки происходило из-за снижения объемов нефтепродуктов, которые обрабатывал ММРП. При этом уверенно растет доля рыбной продукции: в 2017 году на нее приходилось 62% от общей перевалки, а в 2021 году этот показатель увеличился уже до 85%.
Мы уверены, что сможем превысить показатели 2017 года. Это будет закономерным результатом развития ММРП, реконструкции действующих мощностей, строительства новых, а также активизации стивидорной деятельности. Обновленных производственных мощностей достаточно для перевалки 700 тыс. тонн рыбопродукции. Мы также видим положительную динамику в части финансовых результатов работы рыбного порта. По оперативным данным, в 2022 году выручка ММРП выросла на 28%.
- В продолжение разговора о планируемых объемах перевалки - по итогам 52-й сессии смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству (СРНК) были определены общие допустимые уловы и квоты России на вылов трески, пикши, окуня, палтуса, мойвы. По Вашим оценкам, какую долю вылова в Северном рыбохозяйственном бассейне сможет принять ММРП?
- Квоты на 2023 год ненамного, но сократились. ММРП сможет принять весь объем выловленной в Северном рыбохозяйственном бассейне рыбопродукции, мощностей для перевалки достаточно. Могу предположить, что меньше предыдущего года в порт точно не поступит. Объем перевалки сохранится, может увеличиться за счет поставок рыбопродукции с Дальнего востока - камчатского краба и краба опилио, пелагических видов рыб. По самым осторожным прогнозам на 2023 год и, исходя из текущей ситуации, ММРП может обработать как минимум 328,8 тыс. тонн.
- В прошлом ММРП анонсировал обновление холодильного оборудования и кранового хозяйства, создание площадок под рефконтейнеры. Вы упомянули реконструкцию и создание новых мощностей. Какие работы были выполнены?
- Мы подошли комплексно к обновлению инфраструктуры ММРП. Холодильные мощности загружены полностью. У нас построена и функционирует площадка под одновременное размещение 150 рефконтейнеров с подключением к электрической сети. Пока по не зависящим от нас причинам она загружена на 5%. Все упирается в дефицит контейнеров, сложную логистику, доставку контейнера до места следующей перевалки железнодорожным, автомобильным или морским транспортом. Однако мы ожидаем, что при налаживании логистических цепочек, в том числе, по Севморпути, контейнерная площадка будет использована на полную мощность.
В 2023 году мы ожидаем поставку четырех портальных кранов, не имеющих аналогов в России и изготовленных ЗАО "СММ" специально под нужды рыбного порта. Их конструкция позволяет ускорить процесс погрузо-разгрузочных работ. Первая партия элементов конструкции одного из них уже поступила в порт. Стоимость контракта на поставку этих уникальных кранов превышает 900 млн рублей.
- В какую сумму можно оценить инвестиции в модернизацию ММРП с момента приватизации в 2015 году? Какая инвестпрограмма предусмотрена на 2023 год?
- За семилетний период своего управления новые владельцы инвестировали в основной капитал ММРП порядка 2 млрд рублей. Активы с 2016 года к концу 2021 года увеличились на 954 млн 815 тыс. рублей (на 224,5%), в том числе, основные средства - на 433 млн 857 тыс. рублей (на 210%). Несмотря на то, что выручка (без отопления и без причалов) с 2017 года выросла на 67%, за время владения акциями собственники не получили ни одного рубля дивидендов, вся полученная прибыль направлялась на покрытие убытков прошлых лет и инвестиции в основной капитал ММРП. Обновлено и отремонтировано имеющееся перегрузочное оборудование, приобретено новое. Как уже говорилось, построены площадки для размещения рефконтейнеров, организованы открытые складские площадки общей площадью 19,5 тыс. кв. м, отремонтированы закрытые склады, включая склад для хранения рыбной муки и склад консервов, ж/д пути, собственные маневренные локомотивы, подъездные автомобильные пути, крановые рельсовые пути, линии связи, сети и устройства электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инженерные коммуникации. Мы также ввели в эксплуатацию новые причальные электро- и водоколонки, организовали площадки для сбора мусора с судов, отремонтировали административно-бытовые помещения. Кроме того вместе с выросшей в более чем два раза производительностью труда выросли и зарплаты сотрудников, тоже в два раза.
Инвестпрограмма на 2023 год рассчитана на 809 млн рублей. В планах дальнейшая реконструкция, модернизация и ремонт основных производственных фондов.
Добавлю, что еще в 2019 году ММРП разработал долгосрочный план развития рыбного порта, представленный главе Росрыболовства Илье Шестакову и главе региона Андрею Чибису. План предполагал комплексное развитие всей территории ММРП с общим объемом инвестиций в размере 14,9 млрд рублей. Проект не получил поддержки, но, несмотря ни на что, ММРП все же поэтапно реализует данную программу.
- При каких условиях возможно дальнейшее развитие ММРП? Какие последствия для рыбного порта несет решение Арбитражного суда Мурманской области о передаче акций рыбного порта государству?
- Условие всего одно - не мешайте. За прошедшие семь лет не было ни месяца, чтобы у нас не работал какой-нибудь государственный проверяющий орган. И все же цифры говорят, что активы и ресурсы порта используются эффективно. Предприятие, близкое к банкротству, встало на ноги и развивается. В развитие предприятия вложены не только собственные денежные средства и другие активы, подчеркну, без участия государственных бюджетных.
Как государство распорядится акциями и судьбой работников порта в сегодняшней ситуации, можно только гадать. А ведь в команде ММРП собраны профессионалы высокого уровня, которые нацелены на результат и обладают уникальными компетенциями, и это - главный ресурс нашего предприятия.
Мы обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Очень надеемся, что суд объективно и беспристрастно оценит реальное положение дел и вынесет справедливое решение.