Москва / Точка зрения 8 июля 2020 г. 14:05

Заподозрили в измене

Interfax-Russia.ru — Советника главы "Роскосмоса" Ивана Сафронова арестовали по делу о госизмене. Следствие считает, что он работал на чешскую спецслужбу.

Заподозрили в измене
© РИА Новости. Владимир Астапкович

Советника генерального директора "Роскосмоса" по информационной политике Ивана Сафронова задержали 7 июля. Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе госкорпорации, Сафронова подозревают в государственной измене (ст.275 УК РФ). 

Госизмена наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет. Материалы уголовных дел по статье о госизмене обычно засекречены.

В госкорпорации утверждают, что задержание советника главы корпорации не связано с его текущей работой. Сафронов был назначен на эту должность в середине мая, до этого работал в газетах "Коммерсант" и "Ведомости", специализировался на теме военно-технического сотрудничества и космических программах. 

Как сообщил "Интерфаксу" информированный источник, задержание Сафронова может быть связано с его прежней журналистской работой. По информации источника, допуска к гостайне в "Роскосмосе" Сафронов не имел.

Другой источник агентства полагает, что "скорее всего задержание связано с публикацией по теме военно-технического сотрудничества". По его словам, больше года назад Сафронова вызывали на беседу в ФСБ, "однако речь об уголовном деле тогда не шла".

В свою очередь в ЦОС ФСБ России "Интерфаксу" заявили, что советник генерального директора государственной корпорации "Роскосмос", "выполняя задание одной из спецслужб НАТО, собирал и передавал ее представителю составляющие государственную тайну сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности Российской Федерации".

По информации информированного источника "Интерфакса", расследованием уголовного дела руководит следователь следственного управления ФСБ Александр Чабан.

На допросе Сафронов отрицал свою причастность к госизмене. В ходе допроса в качестве подозреваемого он отказался и от дачи показаний, воспользовавшись ст.51 Конституции. Он не признал свою вину и в Лефортовском суде Москвы, где накануне ему избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. При этом суд отказался по просьбе защиты продлить Сафронову срок задержания на 72 часа для сбора дополнительных доказательств в его защиту либо избрать ему домашний арест в качестве меры пресечения.

Адвокат Сафронова, руководитель правозащитного обведения "Команда 29" Иван Павлов рассказал журналистам, что, по версии следствия, его подзащитный в 2012 году был завербован спецслужбой Чехии, и в 2017 году получил от ее представителя задание, после чего в том же году передал ему секретные сведения.

По словам другого адвоката Сафронова — Евгения Смирнова, речь идет о передаче секретных сведений, связанных с поставками вооружения в страны Африки и Ближнего Востока. Как пояснил Смирнов, следствие считает, что чешская спецслужба действовала под контролем США. 

Кроме того, следствие считает, что Сафронов действовал из корыстных побуждений, однако о каких суммах идет речь, в деле не указано. 

Защита при этом настаивает, что в уголовном деле в настоящее время нет доказательств причастности Сафронова к передаче каких бы то ни было секретных сведений. Также не известно, о какой именно информации идет речь. 

Павлов считает, что за его подзащитным "долго следили и собирали на него информацию". По его словам, дело было возбуждено 6 июня, но уже насчитывает семь сшитых томов.

Кстати, адвокаты отказались подписку о неразглашении данных следствия.

"У нас вчера попытались отобрать подписку о неразглашении данных следствия, мы ее просто не дали. Мы дали подписку о неразглашении государственной тайны, но мы ее не увидели, поэтому разглашать просто нечего", — рассказал Павлов в эфире "Эхо Москвы". По его мнению, следствие попытается взять подписки о неразглашении данных следствия у всего окружения Сафронова.

Защита экс-журналиста намерена обжаловать его арест.

В свою очередь, информированный источник сообщил "Интерфаксу", что в деле содержится три экспертизы, подтверждающих секретность сведений, которые передавал Сафронов чешской спецслужбе.

Вместе с тем сам Сафронов настаивает, что его преследование в рамках уголовного дела о государственной измене связано с журналисткой деятельностью.

Еще до судебного заседания ряд СМИ, в том числе "Медуза", "Коммерсантъ" и "Ведомости", направили в Лефортовский суд характеристики на бывшего журналиста и просьбу не избирать ему меру пресечения, связанную с заключением под стражу.

"Мы убеждены, что при трудоустройстве в "Роскосмос" Ивана Сафронова тщательно проверили специальные службы. Вряд ли можно допустить, что какие-то важные сведения могли уйти от их внимания", — говорилось, в частности, в ходатайстве "Медузы".

"Я знаю Ивана Ивановича Сафронова как высокопрофессионального журналиста, чьи публикации обращали на себя мое внимание взвешенностью, компетентностью, высокой достоверностью", — говорилось в ходатайстве за подписью главного редактора "Новой газеты" Дмитрия Муратова.

В "Коммерсанте" считают, что обвинение Сафронова в госизмене выглядит абсурдно.

"Ивана не зря называют одним из лучших журналистов страны. Мы знаем не только о его высочайшем профессионализме, но и о его характере. Иван — настоящий патриот России, который писал про армию и космос, потому что искренне переживал за них", — говорится в заявлении издательского дома.

В заявлении отмечается, что Сафронов проработал в "Ъ" около десяти лет, фактически придя в ИД на место своего отца, военного обозревателя, погибшего в марте 2007 года.

"В этом случае репутация семьи стала частью репутации "Ъ", а сам Иван - частью его души. Вместе с коллегами по отделу политики он покинул редакцию в мае 2019 года в результате известного конфликта. Но мы, его бывшие коллеги по издательскому дому, продолжаем относиться к нему с безусловным уважением", — отмечают в "Коммерсанте".

По мнению коллектива ИД, "практика последних лет показывает, что с тяжелым обвинением в любой момент может столкнуться любой гражданин России, чья работа связана с публичной деятельностью, — будь то правозащитник, ученый, журналист или сотрудник государственной корпорации", а людям, которых обвиняют в госизмене, "особенно сложно добиться справедливого следствия и гласного суда: следствие неохотно допускает адвокатов, судебные заседания чаще всего полностью засекречены".

Наряду с этим ряд журналистов провели накануне у здания ФСБ в Москве серию одиночных пикетов в поддержку своего коллеги. Причем, из-за обрушившегося на Москву ливня пикеты на время прекратились, однако возобновились сразу после того, как стихия отступила. 

К концу дня сотрудники правоохранительных органов задержали более 20 участников пикетов. Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе столичного управления полиции, задержанные были доставлены в территориальные подразделения полиции. "Решается вопрос о привлечении их к ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования)", — добавили в управлении.

Со своей стороны специальный корреспондент "Коммерсанта" Елена Черненко, задержанная в ходе одиночного пикета, сообщила, что ее отпустили из ОВД, оформив протокол об административном правонарушении по ст.20.6.1 КоАП (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

Среди задержанных также оказались корреспондент "Коммерсанта" Кирилл Кривошеев, сотрудница "Трансперенси Интернешнл" Дарья Бурлакова, журналистка Reuters Полина Никольская, журналистка издания "Проект" Ольга Чуракова. Также на Лубянке была задержана журналистка Ксения Собчак. Она была в футболке с надписью в поддержку Сафронова и записывала подводку к своей программе на YouTube. Правда, ее отпустили из отдела полиции без протокола, но с обязательством явиться в полицию 22 июля.

Между тем в Кремле в связи с многочисленными публикациями по делу советника главы "Роскосмоса" призвали не путать ажиотаж в СМИ с общественным резонансом.

Как заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в Кремле с большим вниманием относятся к публикациям, где выражены мнения журналистов. Вместе с тем он заметил, что речь идет о "нескольких десятках публикаций, нескольких десятках мнений, которые не нужно называть общественным резонансом".

По мнению Пескова, многочисленные публикации в СМИ в защиту Сафронова основаны на эмоциях, а не достоверной информации о работе ФСБ по этому делу. Он предложил оставить это дело на рассмотрение суда.

"Есть обвинение, есть результаты работы специальных служб. Решение будет приниматься в суде", — подчеркнул он.

Песков также не согласился с тезисом о том, что так называемое дело Сафронова столкнулось с кризисом доверия к нему в СМИ. При этом, отвечая на тезис о том, что более транспарентное рассмотрение дела Сафронова могло бы повысить уровень доверия, пресс-секретарь напомнил, что для определенной категории дел есть определенный законом режим их рассмотрения, что связано с секретностью. 

Кстати, накануне пресс-секретарь президента усомнился в том, что "дело Сафронова" связано с его журналистской деятельностью, которой он занимался до прихода в госкорпорацию.

При этом он назвал Сафронова "действительно талантливым журналистом".

"Он освещал работу правительства, работал в президентском пуле, и действительно мы знаем все его материалы, они отличались глубокой экспертизой и т.д. Мы знаем, что в последние месяцы Иван уже прекратил заниматься журналистской деятельностью и перешел на другую работу. К сожалению, такие обвинения озвучены, мы знаем, что у наших контрразведчиков работы много, забот много, и они свою работу выполняют очень качественно", — сообщил Песков.

Обозреватель Анастасия Николаева