Interfax-Russia.ru – Собственную платформу для электромобиля создадут на заводе "Москвич", одновременно с этим запущено производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
От Renault до "Москвича"
Бывший российский автозавод французского концерна Renault был передан в управление Москве в мае текущего года. Московский автозавод ЗАО "Рено Россия" (ранее — "Автофрамос") мощностью около 180 тыс. автомобилей в год до этого выпускал кроссоверы Renault Duster, Kaptur и Arkana, а также Nissan Terrano.
В начале июня завод был переименован из ЗАО "Рено Россия" в АО "Московский автомобильный завод "Москвич". Как следует из данных ЕГРЮЛ, соответствующие изменения в реестр были внесены 3 июня. Этим же днем датирована официальная смена руководителя — с Яна Птачека из структуры Renault на Дмитрий Пронина, пришедшего на должность с поста замглавы московского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс" "Москвичом" через ООО "Центр развития технологий" на 100% владеет АО "Особая экономическая зона "Зеленоград", единолично контролируемая столичным департаментом городского имущества.
Власти города еще в мае заявляли о планах наладить на освободившемся автозаводе производство автомобилей под брендом "Москвич" при участии "КАМАЗа" в подготовке проекта. В частности заммэра столицы Максим Ликсутов пообещал "обеспечить до конца года начало сборки нового автомобиля". Также он отмечал, что перед заводом стоит задача разработки полностью отечественного автомобиля. По словам Ликсутова, сборка станет первым этапом, в перспективе планируется "максимальная локализация производства". Заммэра обещал и сохранение коллектива завода, и выплату имеющихся перед сотрудниками долгов по зарплате.
"Ведомости", ссылаясь на свои источники, тогда писали, что отверточную сборку на заводе с последующим углублением локализации может начать партнер "КАМАЗа" по проекту малотоннажника "Компас" — китайская компания JAC.
Со своей стороны гендиректор ПАО "КАМАЗ" Сергей Когогин в кулуарах Петербургского международного экономического форума подтвердил журналистам, что завод действительно поучаствует в подборе партнера из Азии, который может наладить на площадке московского завода выпуск до 300 тыс. автомобилей в год. При этом он отмечал, что "КАМАЗ" на текущем этапе не планирует разрабатывать собственную платформу под выпуск автомобилей.
"Говорить о том, что мы разработаем собственную платформу для легковых автомобилей, мы не можем, и я об этом ни разу не говорил. Другое дело, что, учитывая наши плотные связи и контакты с правительством Москвы через пассажирский транспорт, мы обсуждали вопрос загрузки мощностей на "Автофрамосе". Моя четкая позиция была в том, что "КАМАЗ" может оказать поддержку в поиске зарубежного партнера. И только так, больше ничего другого", — заявлял Когогин.
По его словам, переговоры уже ведутся с азиатскими партнерами, и это "не одна компания". Вместе с тем он подчеркнул, что сам "КАМАЗ" не планирует активно заниматься легковым сегментом.
"История с легковыми автомобилями была нами зачехлена много лет назад, когда завод по производству автомобиля "Ока" мы продали "Соллерсу". Мы завершили с этим делом и никогда в эту сторону больше не смотрели. За исключением электрического транспорта, которым мы заинтересовались именно с точки зрения сегментов такси и каршеринга. Потому что тягаться с крупными кармейкерами, которые десятки миллиардов вложили в разработку традиционных моделей на ДВС, у нас ресурсов нет", — сказал Когогин.
Он отметил, что проект легкового электромобиля "Кама-1", в который Когогин и предприниматель Рубен Варданян проинвестировали по 360 млн рублей, "живет".
"Менеджмент этой компании борется за ее будущее, имеет серьезные наработки с макетами. Мы их, конечно, никуда не представляем, потому что идет поиск инвесторов. Проект существует на те деньги, которые были внесены ранее. Собрана отличная международная команда. У меня есть уверенность, что, если будет политическая стабилизация, эта команда будет востребована и привлечет инвесторов", — сказал глава "КАМАЗа".
Производство по этапам
Накануне правительство Москвы и ПАО "КАМАЗ" подписали соглашение об организации производства автомобилей на заводе "Москвич".
"На первом этапе будем заниматься крупноузловой сборкой машин из дружественных нам стран, на втором этапе — более глубокой локализацией этого производства, ну, и параллельно с этим процессом, прямо не дожидаясь каких-то первых итогов, с сегодняшнего дня начинаем работать над созданием собственной платформы (для) электромобиля под названием "Москвич", — рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.
При этом он подчеркнул, что запланированные работы сложны, есть много "логистических, технологических и финансовых вызовов".
"Но я вам обещаю, что мы сделаем все, чтобы завод работал, коллектив был сохранен, ну, а граждане получили современный качественный автомобиль", — обратился Собянин к работникам завода, поблагодарив их за терпение.
Гендиректор ПАО "КАМАЗ" в свою очередь заявил, что для компании почетно стать партнером правительства Москвы в данном проекте.
"Так уж сложилось, что легковой автопром в сегодняшних условиях санкционного давления у нас оказался за чертой здравого смысла, честно сказать, просто кончился. (...) Наличие профессионального коллектива является ключевым вопросом, (благодаря) которому мы готовы заниматься этим проектом. Дружественные страны пока с удовольствием предоставляют свои услуги с целью заполнения российского рынка. Возможности в сегодняшних условиях при наших навыках проектирования очень большие, мы уверены, что за короткий промежуток сможем сделать продукт и локализованный, и имеющий вес", — сказал Когогин, отметив, что "КАМАЗ" на протяжении последних лет "на всякий случай" следило за тенденциями производство легковых авто, в частности электротранспорта.
Поскольку для начала выпуска на заводе полностью российских автомобилей потребуется разработка собственной современной универсальной платформы и создание производства ключевых отечественных автокомпонентов, то для скорейшего начала работы было заключено соглашение между правительством Москвы и ПАО "КАМАЗ", который обеспечит завод необходимыми объемами поставок комплектующих из дружественных стран для крупноузловой сборки автомобилей — она будет начата в этом году.
В рамках соглашения стороны договорились сохранить профессиональный трудовой коллектив автозавода, развивать дилерскую сеть и послепродажный сервис автомобилей. Также запланирована разработка стратегии развития завода на срок на 8 лет, в том числе определение сроков и условий создания и развития производства.
Так, на первом этапе запланирована сборка по технологии DKD (крупноузловая сборка) автомобилей: не менее 600 штук до конца года, включая порядка 200 штук с электродвигателем; не менее 50 тыс. штук (10 тыс. штук из них с электродвигателем) в следующем году; не менее 100 тыс. штук (20 тыс. штук с электродвигателем) в течение 2024 года.
Одновременно правительство Москвы и "КАМАЗ" при поддержке правительства России приступают к разработке новой российской универсальной платформы для современных легковых автомобилей и организации производства ключевых автокомпонентов: электрических двигателей, аккумуляторов, систем управления, безопасности и многого другого.
По словам Собянина, именно Москва должна стать одной из основных площадок создания электродвигателя, аккумуляторов и всех комплектующих для новой машины.
"Нам нужно сделать шаг вперед. Не догонять, а просто создать новую модель — модель будущего. Электрический транспорт — это все равно будущее, оно наступит через пять, через 10 лет. И мы должны быть готовы", — заявил эр Москвы.
На втором этапе — до 31 декабря 2024 года — должна начаться мелкоузловая сборка (CKD). При этом планируется существенно расширить использование российских компонентов в собираемой легковой автомашине (кузовные детали, силовые элементы управления, тормозные системы и т.д.).
На третьем этапе на "Москвиче" начнут производить отечественный электрический автомобиль из ключевых российских компонентов — электродвигатель, батареи, системы безопасности и управления.
Как заявили в мэрии, правительство Москвы совместно с правительством России сформируют долгосрочный заказ на продукцию "Москвича", а также будет инвестировать в развитие автокомпонентной базы. В результате будет создано полномасштабное отечественное автопроизводство, включающее головной московский завод и несколько сотен поставщиков автокомпонентов. Это позволит локализовать в России критически важные технологии автопрома и обеспечить работой около 40 тыс. человек.
Приоритетом завода "Москвич" станет производство электрических машин — как в качестве личного транспорта, так и городского: такси и каршеринга для Москвы и Московской области, других регионов Центральной России и крупных агломераций страны. Ежегодную потребность только для такси и каршеринга в Москве и Подмосковье оценили от 40 до 60 тыс. электромобилей.
Кроме того, при поддержке президента и правительства России, "КАМАЗа" и московских научных институтов в столице будет создан центр компетенции по развитию производства городского электрического транспорта. С учетом наличия профессиональных и квалифицированных кадров базовой промышленной площадкой центра станет завод "Москвич".