Москва. 26 июня. ИНТЕРФАКС - Госдума на заседании в среду утвердила закон "Об исполнении федерального бюджета за 2023 год"
Согласно документу (N639671-8) , доходы бюджета составили 29 трлн 124 млрд руб., расходы - 32 трлн 354 млрд руб., дефицит - 3 трлн 230 млрд руб.
Общий объем поступления доходов федерального бюджета за 2023 г. превысил прогнозируемый объем на 2 трлн 994 млрд. руб. Среди источников - поступление налога на сверхприбыль (windfall tax) в размере 315 млрд 496 млн. руб., налог на прибыль организаций, уплаченный налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 г. являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков - 154 млрд 734 млн руб.
Сбор НДС на товары, реализуемые в РФ, составил 7 трлн 182 млрд руб., что на 214 млрд руб. выше запланированного уровня. Сбор НДС на товары, ввозимые в страну, составил 4 трлн 432 млрд., что на 983 млрд руб. лучше ожиданий.
Доходы от НДПИ в 2023 г. достигли 9 трлн 701 млрд., что на 1 трлн 561 млрд руб. выше показателя, ранее заложенного в бюджет. Из них НДПИ на нефть - 7,787 трлн руб. (прогноз 6,948 трлн), доход от НДПИ на газ - 1,219 трлн руб. (при прогнозе 696 млрд руб.)
В заключении Счетной палаты отмечается, что поступление НДПИ при добыче газа горючего природного оказались в 1,8 раза больше прогноза, что вызвано изменением законодательства в части уплаты с 1 января 2023 г. дополнительного ежемесячного налога в размере 50 млрд. руб., который не учитывался в расчетах к бюджету.
"Поступление доходов от уплаты НДПИ при добыче нефти на 12,1% больше прогноза, в основном обусловлено ростом курса доллара по отношению к рублю, объемов добычи нефти при одновременном снижении средней цены на нефть, используемой для расчета налога, предусмотренной прогнозом", - говорится в заключении Счетной палаты.
Доход от НДД достиг 1 трлн 293 млрд руб., выше прогноза на 19%, что обусловлено ростом курса доллара и увеличением объемов добычи нефти, относительно параметров, предусмотренных прогнозом. "По сравнению с 2022 г. поступление НДД от добычи углеводородного сырья уменьшилось в 1,7 раза за счет снижения средней цены на нефть, используемой для расчета налога", - говорится в заключении.
В отчете указано поступление от доходов, связанных с рентным налогообложением отраслей горно-металлургического комплекса - доходы от НДПИ составили в 2023 г. 235 млрд. 886 млн руб. (на 22% выше прогноза), а доходы от акциза на жидкую сталь - 55 млрд 552 млн руб. (что на 46% выше прогноза).
Исполнение федерального бюджета в 2023 г. осуществлялось с учетом особенностей, предусматривающих возможность использования средств ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета в объеме не более 1% ВВП при прогнозировании недополученных нефтегазовых доходов.
Совокупный объем ФНБ на начало 2023 г. составил 10 трлн 435 млрд руб., на конец год - 11 трлн 965 млрд. руб. Счетная палата отмечает, что в 2023 г. использование средств ФНБ (3 трлн 461 млрд руб.) превысило объем средств, пополнивших ФНБ (1 трлн 333 млрд. руб.), однако положительные значения курсовой разницы (переоценки средств в золоте в обезличенной форме) и рыночной переоценки активов привели к увеличению совокупного объема фонда по итогам отчетного года.
Комитет Госдумы по бюджету в своем заключении обращает внимание, что объем ликвидной части ФНБ за период с начала 2022 и на конец 2023 года снизился на 3 трлн 441 млрд. руб., или на 40,7%. "В связи с продолжением использования средств ФНБ для реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов (...), а также для финансирования дефицита федерального бюджета (1,3 трлн. рублей в 2024 г.) комитет считает необходимым применять рациональный подход при использовании средств ФНБ в действующих условиях неопределенности и осуществлять поиск решений для пополнения средств Фонда национального благосостояния", - говорится в соответствующем заключении.
Комитет также обращает внимание на тенденцию увеличения расходов на обслуживание внутреннего госдолга. За 10 лет рост расходов на обслуживание вырос в 3,3 раза, общий объем расходов - в два раза. Темп роста расходов на обслуживание долга ускоряется и в 2023 году к 2022 году, составил 30,3%. Также наблюдается кратное увеличение предложения Минфина по отношению к спросу на государственные ценные бумаги. "Совокупность данных факторов требует точного и взвешенного планирования государственной долговой политики в последующие годы", - отмечается в заключении комитета.