Москва. 23 июля. ИНТЕРФАКС - Госдума во втором и третьем чтениях приняла поправки в Налоговый кодекс РФ, повышающие размер государственных пошлин при обращении в суды, а также увеличивающие их верхний предел с 200 тыс. руб. до 10 млн руб. в арбитражных судах и с 60 тыс. руб. до 900 тыс. руб. в судах общей юрисдикции.
Законопроект (N577665-8) в марте 2024 года внесло в Госдуму правительство РФ. Изначально он предусматривал смягчение условий для доступа компаний к налоговому мониторингу - форме налогового контроля, которая заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие между налогоплательщиком и инспекцией.
В середине июля комитет Госдумы по бюджету и налогам при подготовке проекта ко второму чтению рекомендовал дополнить его нормами об отмене верхнего ограничения для размера госпошлины по имущественным искам. На тот момент поправки предусматривали, что при обращении в арбитражный суд с иском на сумму свыше 50 млн руб. заявитель должен будет уплатить в казну 725 тыс. руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей упомянутый порог, а при аналогичном обращении в суд общей юрисдикции - 320 тыс. руб. плюс 0,2%. Также поправки предусматривали повышение госпошлин и для споров за менее крупные суммы.
Однако в ходе доработки документа депутаты скорректировали его, отказавшись, в частности, от идеи отменить верхний предел размера госпошлины по имущественным искам. В результате максимальный размер госпошлины в судах общей юрисдикции составит 900 тыс. руб., а в арбитражных - 10 млн руб.
Были также снижены по сравнению с изначальными предложениями некоторые проектируемые размеры госпошлин при обращении в суды общей юрисдикции. Например, согласно поправкам, при иске на сумму от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. заявителю придется заплатить в казну 4 тыс. руб., плюс с суммы свыше 100 тыс. руб. 3%, а не 4%, как предполагалось ранее. При споре о сумме от 3 млн руб. до 8 млн руб. госпошлина составит 45 тыс. руб., плюс 0,7% от суммы свыше 3 млн руб. До этого парламентарии предлагали взимать 30 тыс. руб. и 1% от суммы свыше 1 млн руб.
Сейчас, согласно статистике Верховного суда (ВС) РФ, требования в пределах 100 тыс. руб. составляют более 90% от всех имущественных исков в судах общей юрисдикции. Для таких исков пошлина повысится с 3,2 тыс. до 4 тыс. руб.
Кроме того, депутаты отказались от идеи сделать платной подачу заявлений об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в судебных решениях. Две недели назад депутаты обсуждали поправки, которые предусматривали взимание за такие заявления госпошлины 5 тыс. руб. в судах общей юрисдикции и 15 тыс. руб. в арбитражных. Также не оказалось в принятом документе норм о введении госпошлины при подаче заявлений об универсальном правопреемстве в процессе, когда права и обязанности одного из его участников полностью переходят другому лицу, например в случае реорганизации юрлица или вступления человека в наследство.
Закон повышает размер госпошлины и за инициирование дела о несостоятельности должника: для организаций она вырастет с 6 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для граждан - с 300 руб. до 10 тыс. руб. Обращение в суд с заявлением о собственном банкротстве по-прежнему будет бесплатным.
Также госпошлина будет обязательна и для инициирования обособленных споров в делах о банкротстве, например о привлечении контролирующих лиц банкрота к субсидиарной ответственности. Ее размер будет составлять 50% от размера от пошлины, уплачиваемой в обычном исковом производстве. До этого депутаты предлагали закрепить в НК РФ подход ВС РФ, согласно которому инициатор таких споров обязан оплачивать госпошлину в полном размере.
При этом от уплаты госпошлины по ряду обособленных споров (формирование конкурсной массы, реестра требований) в собственном деле о несостоятельности граждане будут освобождены. Не придется платить в казну и кредиторам, требующим включить в реестр долг перед ними, если он подтвержден вступившим в законную силу судебным актом.
В профильном комитете Госдумы накануне сообщали, что для сохранения доступности правосудия наравне с повышением ставок госпошлины документ сохраняет и льготы, связанные с возможностью уменьшения ее размера, отсрочки, рассрочки либо освобождения от ее уплаты.
Также для приказного производства сохраняются льготные правила исчисления пошлины, предполагающие оплату только 50% от стандартной ее величины. Сейчас на приказное производство приходится 85% дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства, отмечали в комитете.
Предполагается, что изменения в НК РФ в части размера госпошлин вступят в силу через месяц после опубликования закона. Новые правила не будут распространяться на уже запущенные судебные процедуры.
Ранее глава комитета Андрей Макаров объяснил необходимость пересмотра размера госпошлин тем, что они на протяжении 15 лет практически не повышались, и это привело к утрате какого-либо экономического и регулирующего смысла при их взимании. Он говорил, что доходы от сбора судебных пошлин в 2022-м и 2023 году составили лишь 5,2% и 4,8% от общих расходов федерального бюджета на содержание судебной системы.
В среднем, по данным Минфина, за счет пошлин сейчас бюджету компенсируется 5% (примерно 15 млрд руб.) от общей суммы расходов в год (300 млрд руб.).
Индексация госпошлин связана с необходимостью привести уровень софинансирования расходов на судебную систему хотя бы к тем параметрам, которые наблюдались в 2010-2014 годах, говорил в понедельник на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По его словам, в 2014 году уровень софинансирования за счет госпошлины всех затрат на судебную систему составлял порядка 20%.