Москва. 2 апреля. ИНТЕРФАКС - Большинство работников в России считают, что перевод на удаленную занятость дал их работодателям негативный опыт и заявляют, что вернутся в офисы после окончания пандемии, таковы данные опроса, проведенного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
"Эксперты (в ходе опроса) попросили оценить работников, насколько, по их мнению, был эффективен переход на "удаленку" для работодателя. Работники в основном признали, что для работодателя это был скорее негативный опыт, и лишь не более 13% решили, что для работодателя этот формат принес положительные изменения", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе РАНХиГС.
"Большинство опрошенных работников считают, что после пандемии в основном все вернутся в офисы", - уточнили там.
Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провел четыре телефонных опроса населения: в мае, сентябре и декабре 2020 года, и в феврале 2021 года, в каждом из которых приняло участие 1600-1800 респондентов со всей России.
Согласно данным опросов, в мае 2020 года на "удаленке" трудились почти 29% опрошенных. В сентябре прошлого года, когда прошла первая волна пандемии, доля удаленно занятых снизилась почти до доковидного уровня – 9,7%. При этом с началом второй волны пандемии этот показатель вновь вырос – до 21,5%, а в феврале 2021 года снизился до почти 16%.
В пресс-службе вуза сообщили, что по итогам опросов эксперты пришли к выводу, что "работа в удаленном формате размыла границы труда и отдыха, снизила эффективность результата, но в итоге стала привычной и была воспринята достаточно позитивно. При этом сохранять дистанционный формат работы после завершения пандемии планирует лишь небольшой процент работников и работодателей".
Руководитель Института РАНХиГС, проводившего опрос, Татьяна Малева считает, что в дальнейшем работодатель будет выбирать наиболее экономически выгодный для себя формат вне зависимости от показателей эффективности работников.
"До тех пор, пока работодатель будет иметь экономию совокупных издержек, его не будет интересовать производительность. Под совокупными издержками надо понимать арендные, административные и прочие издержки. Экономия на расходах может перевешивать потери от снижения эффективности труда. То есть, даже если все будут работать хуже, но работодатель значительно сэкономит на аренде и покупке компьютеров, то он выберет дистанционную занятость. Эту гипотезу нам предстоит проверить – в том числе и на примерах за рубежом", – сказала Малева.
Ранее на этой неделе глава Министерства труда и соцзащиты Антон Котяков сообщил, что в РФ на дистанционной занятности в настоящее время находится порядка 3 млн работников.
По оценкам Минтруда, в краткосрочной перспективе формат дистанционной занятости будет актуален примерно для 5% работающих граждан - то есть около 2,7-2,8 млн человек, но в будущем с учетом последующего распространения дистанционной работы в субъектах РФ численность работающих граждан полностью или частично занятых удаленно может возрасти до 10% от общего числа работающих.