Торгово-промышленная палата — старейший институт помощи предпринимателям, работающим во всех сферах экономики. О том, как Московская торгово-промышленная палата (МТПП) выполняет эту задачу, с какими странами помогает наладить сотрудничество столичному бизнесу, и что такое страновые комиссии и гильдии палаты, "Интерфаксу" рассказал президент МТПП Владимир Платонов.
— Владимир Михайлович, как строится международная деятельность МТПП после изменения геополитической ситуации в феврале 2022 года?
— Произошедшие перемены показали, кто действительно является нашими друзьями и, не боясь ничего, продолжает выстраивать или уже на новом уровне развивать взаимовыгодное сотрудничество с Россией и ее предпринимательским сообществом. Из-за санкций произошла естественная переориентация бизнеса на дружественные страны. Стоит отметить, что и в этих направлениях существуют свои сложности — валютные операции и логистика. Но на каждый запрос рынок сформировал свое решение, для бизнеса проблематика не критична.
— Какие страны, по вашей оценке, сейчас наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Россией и в каких сферах бизнеса. И что такое страновые комиссии МТПП, чем они занимаются?
— Сегодня МТПП работает на рынках стран Ближнего Востока, Индии, Латинской Америки, Африки. Это не новые направления для нас, мы давно работаем в этих регионах. Среди наших партнеров традиционно присутствуют Индия, Китай, Аргентина, Бразилия, Сирия, Ливан, Иордания, страны Персидского залива, Шри Ланка, страны Африки южнее Сахары и многие другие.
Сотрудничество с дружеским периметром активизировано по всем возможным каналам. Например, по итогу текущего года товарооборот с КНР составит до $200 млрд, это исторический рекорд, который подчеркивает развитие внешнеэкономических отношений с дружескими партнерами. По итогам 2022 года взаимный товарооборот России и Индии также резко вырос и достиг показателя в $35,3 млрд, что в 2,5 раза больше по сравнению с 2021 годом. После двух проведенных форумов "Россия-Африка" активизируется африканский континент, но там с каждой страной выстраивается свой диалог с учетом и возможностей страны, и истории ее сотрудничества с Россией и СССР.
Страновая Комиссия — это эффективный и отработанный инструмент, позволяющий находиться в постоянном контакте с представителями страны-партнера в РФ, а также вести торговую и инвестиционную деятельность. Своего рода это рабочая группа, которая знает проблематику и торговые возможности страны, которую ведет. Мы подбираем председателей комиссий из числа состоявшихся предпринимателей, которые работают в соответствующих странах, знают ситуацию изнутри, хорошо знают местную специфику и с их помощью предлагаем московским предпринимателям выйти на зарубежный рынок.
— Как палата может помочь российским бизнесменам наладить контакты с коллегами из новых для них стран?
— Торгово-промышленная палата — институт старинный и универсальный, ему более пяти веков. Членство в торгово-промышленной палате для предпринимателей множества зарубежных стран является определенной гарантией надежности контрагента.
В предыдущем вопросе мы уже упоминали страновые комиссии как эффективную площадку для реализации проектов между странами. Коллеги обладают экспертизой по логистике, финансовым операциям, помогут найти нужного партнера в стране. Также мы сотрудничаем с торгпредствами, посольствами, зарубежными ТПП и используем все каналы коммуникации с зарубежными контрагентами. Помимо этого мы проводим специальные семинары и вебинары по специфике взаимодействия с бизнесом конкретных стран, организуем бизнес-миссии, B2B-переговоры как в Москве, так и на зарубежных площадках.
— Представители каких сфер российского бизнеса обращаются к вам за помощью для организации таких контактов с иностранными партнерами?
— Сложно выделить определенные сферы. Но в первую очередь это экспорт технологических решений с высокой добавленной стоимостью. Москва на сегодняшний день может дать предложения по IT, химии фармацевтике, медоборудованию, лазерам, авионике, технологиям, связанным с беспилотным транспортом, робототехникой, всем, что связано с цифровизацией тех или иных процессов.
Еще одна тема, которую Москва очень хорошо может представить — это вопросы, связанные с информационной безопасностью, в том числе кибербезопасностью городов. Эти решения очень хорошо вписываются в развитие инфраструктуры города.
Москва показала одни из лучших показателей в развитии городских инфраструктурных проектов, что привлекает внимание не только на африканском континенте, где города сильно перенаселены и требуют выстраивания соответствующей системы, но и в странах Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока.
У Москвы есть хорошие технологии, связанные с переработкой сельскохозяйственной продукции в пищевой промышленности и в вопросах, связанных с хранением этой продукции.
Тема, которая сейчас волнует всех, — проекты замкнутого цикла, проекты по переработке отходов, в том числе пластика и остатков электронной промышленности.
Все перечисленные московские проекты конкурентоспособны и представляют большой интерес для бизнеса. При этом Москва может использовать местные базы для использования их на территориях продвижения.
— Летом на форуме "Россия-Африка" вы сказали, что в России учится очень много иностранных студентов, и одна из сфер работы Московской торгово-промышленной палаты — содействие в их устройстве на работу в московские компании, заинтересованные в иностранных работниках. Как идет эта работа, в каких сферах бизнеса востребованы такие студенты?
— Помощь в подготовке востребованных специалистов для бизнеса, по его мнению, — одна из важнейших задач института торгово-промышленных палат. Мы много общаемся с зарубежными партнерами и убеждаемся, что большой интерес вызывает разработанная нами идея: компании направляют в Россию на учебу студентов, которые будут становиться бизнес-представителями этих организаций. Ведь открыть в другой стране филиал компании непросто, а направление студента может стать плацдармом, на котором начнется большая интересная работа.
Через три недели мы приступаем к запуску проекта "Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов "Начни свой бизнес с Москвой", который включает в себя уникальную образовательную программу, нацеленную на подготовку международных проектов в сфере малого и среднего бизнеса. Проект был признан победителем конкурсного отбора заявок социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления Гранта из бюджета города Москвы в 2023 году в номинации "Молодежь Москвы". Его реализация начнется с начала 2024 года и, уверен, станет важным событием для обучающихся в Москве иностранных студентов, так что сейчас идет, так сказать "предпусковая наладка": разработан план-график реализации, создана команда проекта, заключены необходимые соглашения с ведущими московскими вузами, найдено понимание с целым рядом бизнес-структур.
— Может ли палата помочь российским предпринимателям выйти со своей продукцией на зарубежные рынки? Какие программы поддержи экспорта доступны столичным бизнесменам?
— Мы работаем в тесном взаимодействии с правительством Москвы, где создано достаточно институтов поддержки, чтобы охватить все сегменты бизнеса и особый акцент делается на поддержку МСП. В части поддержки экспорта создан эффективный институт — Московский экспортный центр, который предлагает московским предпринимателям финансовые и нефинансовые меры поддержки, а также участие в проектах электронной коммерции и торговли в зарубежных ритейл-сетях.
У нашей палаты своя система поддержки экспорта, согласованная и синхронизированная с городскими властями, мы стараемся проработать каждый торговый запрос индивидуально. Иногда для помощи бизнесу мы привлекаем предпринимателей, у которых уже есть положительный опыт выхода на интересующий рынок.
— Какие сферы бизнеса в Москве, по вашей оценке, сейчас больше всего нуждаются в помощи Московской торгово-промышленной палаты, и чем именно палата может помочь столичным предпринимателям?
— Сейчас у всех на слуху вопросы нашего технологического суверенитета. Российские предприятия из-за санкций столкнулись с беспрецедентным давлением. От того, как быстро мы мобилизуемся и поймем, как нам развиваться, зависят сроки запуска необходимых производственных мощностей. Поэтому большие перспективы сегодня имеет реализация компетенций МТПП как экспертной организации, которая является территориальным уполномоченным органом, выдающим заключения в рамках постановления правительства РФ N719 о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ. Они позволяют войти в перечень предприятий, получающих определенные льготы и преференции от Минпромторга РФ. За 11 месяцев 2023 года Московская ТПП выдала 487 таких заключений.
Сейчас в палату поступает большое количество обращений от производителей медицинского оборудования; МТПП в текущем году зарегистрировала 73 предприятия — подтвержденных российских производителей. Также палата выдала 346 сертификатов по 102-му постановлению правительства РФ об ограничении допуска отдельных видов медицинских изделий.
Вообще, тендеры и госзакупки тема чрезвычайно актуальная. После объявления зарубежных санкций и разрыва договорных отношений часть наших компаний оказалась в непростой ситуации, будучи объективно не в состоянии выполнить госконтракты. МТПП наделена государством правом выдавать заключения о форс-мажоре. Но, поскольку федеральное законодательство в этой части пока не рассматривает санкции как обстоятельства непреодолимой силы, мы нашли выход и выдаем попавшим в тяжелое положение не по своей вине предпринимателям заключение об их добросовестности. Коллеги из Федеральной антимонопольной службы также вошли в положение пострадавших от санкций бизнесменов и не включают такие компании в реестр недобросовестных поставщиков, что дает им возможность продолжать экономическую деятельность и участвовать в госзакупках. Мы также помогаем предпринимателям найти новые интересные бизнес-контакты, которые позволяют выполнить взятые на себя договорные обязательства.
— Сколько членов в Московской торгово-промышленной палате, и что она дает предпринимателям?
— В МТПП более 3 тыс. 800 членов, это крупнейшее и старейшее бизнес-объединение Москвы. Конечно, это лишь небольшой процент от общего числа московских предпринимателей, но мы работаем в интересах не только своих членов, а всего столичного бизнеса. В этом наша сила, и этим мы привлекательны. Предприниматели через нас выходят на партнеров по всему миру. У нас работает система горизонтальных связей со всеми регионами, есть экспертный потенциал, мы предоставляем бизнес-услуги от обучения азам до сопровождения крупнейших проектов. Наша задача — чтобы, став членом МТПП, предприниматель избавился от огромной части рутинных проблем и мог снять у нас множество вопросов, тормозящих работу. Плюс мы даем предпринимателям понимание и ощущение, что они входят в сообщество единомышленников, где всегда можно получить помощь.
— Что такое гильдии палаты и чем они занимаются?
— Гильдии и комитеты — отраслевые общественные объединения в структуре палаты. Это площадки для обмена опытом, выработки совместных отраслевых решений. Очевидно, что у всех предпринимателей есть какие-то общие точки соприкосновения. В то же время, скажем, у аграриев, айтишников и перевозчиков есть свои проблемы и проекты, актуальные именно для их отраслей. Мы создаем им возможности организовываться, генерировать совместные идеи, продвигать их, приглашать нужных экспертов, выходить на другие объединения или органы власти, цивилизованно лоббировать свои отраслевые интересы. Например, наша гильдия, объединяющая таксомоторные компании, в свое время участвовала в реализации реформы столичного такси. Комитет по хлебопечению совместно с московскими властями разрабатывал программу создания в городе сети малых пекарен "Хлеб у дома". Гильдия устойчивого развития стала одной из главных городских площадок внедрения так называемой ESG-повестки продвижения экологичного и социально ответственного бизнеса. И примеров такой успешной работы очень много.