26 июня. Interfax-Russia.ru - В России 26 июня вступает в силу закон "О виноградарстве и виноделии".
Закон был внесен в Госдуму в октябре 2019 года, принят нижней палатой парламента 19 декабря, одобрен Советом Федерации 23 декабря и 27 декабря подписан президентом. Авторами документа были несколько депутатов во главе с руководителем думской фракции "Единая Россия" Сергеем Неверовым.
Целями государственной политики в области виноградарства и виноделия, провозглашенными в законе, являются повышение качества вина на российском рынке, увеличение количества виноделен и площадей виноградников в РФ.
Закон, в частности, устанавливает требования к учету и хозяйственному использованию виноградопригодных земель, ведению федерального реестра виноградных насаждений, а также вводит требование об обязательном декларировании урожая винограда.
Предусматривается создание Центральной дегустационной комиссии и специализированных дегустационных комиссий виноградо-винодельческих зон, которые будут проводить оценку продукции.
Кроме того, документ вводит понятие российской национальной системы защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения, в рамках которой предлагается учитывать территориальное деление виноградопригодных земель РФ. Он также вводит единое комплексное правовое регулирование в сфере производства и оборота продукции виноградарства и виноделия.
Для противодействия незаконному производству и обороту винодельческой продукции законопроект вводит специальные нормы, определяющие, какая продукция признается фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной; также устанавливается запрет на ее производство и оборот.
В документе приводится терминология, используемая в виноделии. В частности, вводится определение "вина России" - это "вино, крепленое вино, игристое вино, полностью (на 100%) произведенное из винограда, выращенного на территории Российской Федерации".
Кроме того, закон устанавливает запрещенные технологии и сырье в производстве вина. В числе таких приемов - корректировка цвета с применением искусственных и натуральных красителей, добавление воды на любом этапе производства, купажирование и ассамбляж вин, произведенных в иностранных государствах, с винами, произведенными в РФ. Кроме того, закон запрещает использовать для производства вина импортные виноград, вино, виноградное сусло (при этом в течение трех лет после вступления закона в силу допускается использование при производстве вина импортного концентрата виноградного сусла для повышения сахаристости, но не более 7% от общего объема продукции и за исключением производства российских вин защищенных наименований). Такое вино, произведенное в России, больше не может называться вином.
Эту норму критиковали представители крупного винодельческого бизнеса. В частности, генеральный директор ЗАО "Игристые вина" Юрий Дудко говорил, что площадь виноградников в России не позволяет обеспечить потребности производителей в виноматериалах. "Игристые вина", ПАО "Абрау-Дюрсо" (MOEX: ABRD) - крупнейшие импортеры виноматериалов в РФ.
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович поддерживал принятие закона, но указывал, что затем в него надо вносить поправки.
Ко второму чтению в Госдуме к законопроекту поступило более 100 поправок, но все они были отклонены.
В этом году депутаты внесли несколько вариантов поправок в закон, в том числе три - вице-спикер Алексей Гордеев и глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. В начале марта они предложили законопроект, который, в частности, предусматривал переходный период сроком на три года для производства вина из импортных материалов. Документ был возвращен авторам, и в конце марта они внесли в Госдуму новый вариант поправок. Там вместо переходного периода была только норма о бессрочном хранении виноматериалов, находящихся на выдержке. В июне депутаты внесли новый вариант поправок. Оба законопроекта были также возвращены на доработку - в связи с расширением перечня оснований для предоставления субсидий, которые покрываются за счет федерального бюджета, и отсутствием соответствующих финансово-экономических обоснований.
Гордеев и Кашин предлагали, в частности, распространить господдержку на предприятия, использующие при посадке виноградников и импортный посадочный материал (законом предусмотрена господдержка только при использовании отечественных саженцев). В настоящее время дефицит отечественных саженцев оценивается до 60-70% от общей потребности в закладке, а для устранения дефицита потребуется длительное время, указывали депутаты.
В июне свой вариант поправок в закон предложил депутат Госдумы от Крыма Константин Бахарев. Этот законопроект был включен в примерную программу весенней сессии - его рассмотрение в первом чтении может состояться в июле.
Этот законопроект предусматривает, что в течение трех лет с 18 декабря 2019 года (с даты принятия закона Госдумой) при производстве игристого вина может быть использована тиражная смесь, находившаяся на бутылочной выдержке (на 18 декабря прошлого года) и приготовленная с использованием импортного виноматериала, концентрированного виноградного сусла, концентрированного ректификованного виноградного сусла.
Бахарев также предлагает включить в понятийный аппарат закона определения винных дистиллятов и спиртов, бренди, виноградной водки и российского коньяка (только из российского винограда), и их классификацию, а также распространить предусмотренный законом режим защищенных наименований на всю винодельческую продукцию.
Также предлагается уточнить, что под виноградом, выращенным на территории Российской Федерации, понимаются плоды виноградных насаждений, расположенных в границах РФ на дату вступления в силу закона "О виноградарстве и виноделии". Это позволит решить проблему отнесения вин, находящихся в Крыму на длительной выдержке, к вину России, говорится в пояснительной записке к законопроекту.