26 октября. Interfax-Russia.ru - Развитие российского фармацевтического рынка требует более тесного сотрудничества фармкомпаний с открытыми научными центрами, использования их инноваций и стартапов.
Такое мнение высказал директор по развитию и работе с ключевыми партнерами кластера биомедицинских технологий фонда "Сколково" Руслан Алтаев на сессии "Иннопром онлайн", посвященной инновациям в фармацевтике, в Екатеринбурге в понедельник.
Он, в частности, пояснил, что в настоящее время фармкомпании ориентируются на разработки собственных научных центров, а значительное количество инноваций других центров остаются не востребованными производителями.
"Эта модель ориентации фармкомпаний на разработки собственных центров должна постепенно смещаться в сторону работы с открытыми инновациями - с научными центрами и стартапами. (...) Это то, что может быть условием развития рынка - более открытое сотрудничество по стартапам по модели открытых инноваций", - сказал Алтаев.
Он добавил, что государство может повысить заинтересованность компаний в поиске перспективных разработок вне своих центров за счет поддержки производителей. При этом, по его мнению, нужно давать преференции тем, кто инвестирует в разработку препаратов, перспективных для экспорта.
"(Необходимо - ИФ) чтобы такие компании получали преференции, сравнимые с преференциями локальным производителям. Таким образом, мы сможем поддержать интеллектуальную составляющую разработки продукта, которая приносит гораздо больший доход фармацевтической отрасли и позволяет ей развиваться и конкурировать с иностранными игроками. (. . .) Мы все знаем, что без инновационных лекарств невозможно конкурировать на экспортных рынках", - отметил представитель "Сколково".
По его данным, приоритет ориентированности отрасли на экспорт предусмотрен в государственной программе поддержки фармотрасли до 2030 года.
В свою очередь замдекана биологического факультета по инновациям МГУ им.Ломоносова Дмитрий Ахаев отметил, что господдержка науки в настоящее время построена таким образом, что ученым невыгодна коммерциализация их разработок.
"Сегодня существует противоречие: ученым выгоднее публиковаться, чем патентовать. (. . .) Зачастую ученые не заинтересованы в том, чтобы их (инновационный - ИФ) продукт продавался в виде готового лекарственного препарата, потому что у нас нет хороших кейсов, когда бы ученый чувствовал, что его работа через 10 лет принесет ему прибыль, сопоставимую с деньгами, которые он получает со своих грантов (здесь и сейчас - ИФ)", - сказал Ахаев.
В итоге, поскольку многие инновации "не транслируются в производство", российский фармрынок "до сих пор преимущественно был и остается дженериковым", считает ученый.
"Преодолеть эту "долину смерти" между наукой и промышленностью призваны центры трансфера технологий. (. . .) Хотелось бы, чтобы их деятельность была более эффективной", - сказал он.
Он добавил, что это произойдет, "когда компании будут понимать, что им нужно выводить новую продукцию на зарубежные рынки, чтобы там закрепляться".