4 августа. Interfax-Russia.ru - Финансирование работ по содержанию автомобильных дорог РФ должно основываться на закрепленных в законодательстве критериях, которые заставят Росавтодор более равномерно и объективно распределять средства по подведомственным учреждениям в регионах, полагает Счетная палата.
"За последние два года доля автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась на 7 процентных пунктов. На текущий момент нормативным требованиям соответствует 84,8% федеральной дорожной сети. С региональными дорогами хуже: указанный показатель улучшился только на 1,1 процентного пункта - до 44,2%", - описал проблему аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов в ходе ведомственной коллегии по итогам проведенной проверки.
Проверка работы десяти региональных филиалов Росавтодора в 2018-2019 гг. показала, что в среднем на содержание 1 км федеральной автотрассы в 2019 г. приходилось 2,2 млн руб., в то время как на содержание региональной - почти в восемь раз меньше, всего 288 тыс. руб.
"В целом же на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось 29,6% от нормативной потребности", - отмечает Счетпалата в своем сообщении.
Ведомство констатирует, что действующее законодательство не описывает критерии отнесения автодорог к определенному уровню их содержания, а также механизм, по которому Росавтодор распределяет бюджетные ассигнования на содержание автодорог по своим подведомственным учреждениям. Установлен лишь общий норматив размера бюджетных ассигнований, который применяется при формировании федерального бюджета на очередной год и плановый период. В результате в разных регионах объем доведенных средств сильно отличается от норматива, что подтвердила проведенная проверка десяти филиалов Росавтодора.
"В 2019 году наименьший объем бюджетных ассигнований по сравнению с нормативной потребностью из проверенных учреждений доведен до ФКУ Упрдор "Забайкалье" - 51%, наибольший - до ФКУ Упрдор "Прикамье" (91%)", - цитирует Счетная палата аудитора Богомолова.
Проверка показала, что Росавтодор при расчете бюджетных ассигнований учитывал протяженность участков дорог, которые или фактически отсутствовали, или не эксплуатировались. Также учитывались дороги, категории которых не соответствовали требованиям правил классификации автодорог.
В ходе проверки Счетная палата также изучила закупки казенных учреждений Росавтодора и отметила крайне низкий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию как федеральной, так и региональной сети.
"Экономия по результатам торгов составила не более 1%, основная доля всех госконтрактов заключена с единственным участником торгов по начальной цене контракта. Выявлены многочисленные нарушения федерального закона № 44-ФЗ в части планирования закупок, метода определения начальной цены контракта, содержания документации о закупке и другие", - отметил Богомолов.
По итогам проверки ведомство предложило правительству пересмотреть нормативы финансовых затрат на содержание федеральных автодорог, а Минтрансу совместно с Росавтодором - нормативно закрепить критерии отнесения дорог к соответствующему уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на содержание автодорог.
"Мы для себя поставили задачу до конца года разработать порядок и критерии для того, чтобы в следующие периоды выйти на проверку уже с четкими критериями, где и как тратится каждая государственная копейка на федеральные дороги", - приводит Счетпалата слова главы Росавтодора Андрея Костюка на коллегии ведомства.