Interfax-Russia.ru — Регионы ДФО и Арктической зоны запросили более 14 млрд руб. для поддержки местных авиаперевозок до 2024 года. Эксперт увидел 2 причины настаивать на дополнительных бюджетных ассигнованиях.
Минтранс РФ предложил дополнить госпрограмму развития транспортной системы правилами софинансирования из федерального бюджета местных авиаперевозок в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и Арктической зоне. Согласно подготовленному проекту постановления правительства, в 2023 году на эти цели потребуется 7,2 млрд руб., в 2024 году — 7,6 млрд рублей.
Суммы рассчитаны, исходя из данных, представленных 16 регионами, включая Якутию (запросила на два года 4,5 млрд руб.), Чукотский автономный округ (2,2 млрд руб.), Красноярский край (2 млрд руб.), Камчатский край (1,2 млрд руб.), Амурскую область (670 млн руб.). При этом общая сумма не учитывает потребности в субсидиях Приморского края: согласно пояснениям к проекту, этот субъект не заявил данные "в связи c пересмотром маршрутной сети и планируемой заменой типов воздушных судов в условиях внешнего санкционного воздействия".
"Источником финансирования предлагается рассмотреть на 2023 год выделение средств из Резервного фонда правительства РФ, на 2024 год — выделение дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета", — говорится в пояснениях.
В настоящее время местные авиаперевозки субсидируют из региональных бюджетов, но финансовое состояние ряда субъектов "не позволяет в полной мере" обеспечить их развитие, пишут авторы проекта.
В целом, местные авиамаршруты распределены по территории страны "крайне неравномерно": в основном они сохранились в труднодоступных регионах с суровыми климатическими условиями и неразвитой сетью регулярного наземного сообщения. По итогам 2018 года по маршрутам местных перевозок было перевезено 1,9 млн пассажиров, из них 97% приходятся всего на 14 субъектов, приводит данные Минтранс.
"Реализация проекта постановления позволит обеспечить транспортную доступность для жителей ДФО и территорий, расположенных в Арктической зоне, посредством открытия новых маршрутов, увеличения количества рейсов и провозных емкостей, увеличения количества мест в воздушном судне, оплачиваемых пассажирами по специальному тарифу, снижения размера специального тарифа по местным воздушным перевозкам", — говорится в пояснениях.
Проект правил софинансирования государством местных авиаперевозок в ДФО и Арктической зоне вносился Минтрансом в правительство трижды, начиная с 2020 года, и ни разу не был поддержан, сообщал ранее и.о. главы департамента госполитики в области гражданской авиации ведомства Дмитрий Степанко.
"К сожалению, проект правил вносился Минтрансом в правительство три раза — в 2020, 2021 годах, в третий раз — в июле этого года (...) Дополнительные бюджетные ассигнования на софинансирование местных перевозок с 2023 года были заявлены Росавиацией в рамках бюджетного процесса на 2023-2025 годы. Вместе с тем указанное предложение не вошло в число поддержанных", — говорил он.
Он отметил, что проект правил предоставления федеральных субсидий субъектам, входящим в состав ДФО и расположенным в Арктической зоне, был подготовлен "с учетом сохранения уровня финансирования из региональных бюджетов" для дальнейшей поддержки таких перевозок.
"Минтрансом продолжается работа по определению источников финансирования: в рамках бюджетного процесса будут повторно запрошены средства на реализацию проекта", — отметил Степанко.
При этом глава Росавиации Александр Нерадько сообщал в июне 2022 года, что в рамках подготовленного проекта постановления правительства на местные перевозки внутри ДФО и Арктики может быть выделено 8,4 млрд руб.
Как считает доцент Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета (СФУ) Светлана Самусенко, Минтранс России настаивает на дополнительных бюджетных ассигнованиях на поддержку местных авиаперевозок в ДФО и Арктике по двум причинам.
"Первая причина — это новые государственные приоритеты. Была утверждена Стратегия развития Арктики и связанные с ней документы. И по этой причине развитие Арктики сейчас получает новые импульсы. Соответственно, нужно делать акцент на развитии региона не только с точки зрения его промышленного освоения, но и на обеспечении Арктики человеческими ресурсами, закреплении людей на этих территориях, а для этого нужно организовывать транспортное сообщение между поселками, городами, развивать местную сеть авиаперевозок", — поделилась своим мнением специалист.
Вторая причина связана с нынешним непростым финансовым положением отрасли.
"Транспортная отрасль — это одна из наиболее провалившихся отраслей в 2022 году. По многим направлениям закрыты международные перевозки, существенно увеличились тарифы на межрегиональные перевозки, поэтому в целом люди стали меньше летать. И в данном случае акцентирование на развитие местных авиаперевозок — это достаточно положительный момент, который позволит поддержать и крупных авиаперевозчиков, и мелкие локальные авиакомпании, которые через увеличение пассажиропотока и получение субсидий смогут поддерживать свое экономическое существование", — сказала Самусенко.
Эксперт также поделилась своим предположением, почему проект, несмотря на эти факторы, пока не получил поддержки правительства.
"В 2020 году консолидированный бюджет был сведен с существенным дефицитом, и там первоочередная задача была в финансировании здравоохранения, соответственно, субсидирование развития местных транспортных сетей было не в приоритете. В 2021 году бюджет был профицитный, но, вероятно, тоже находились какие-то другие мероприятия, которые нужно было поддерживать. А вот в 2022 году, конечно, вышли на первый план поддержка транспортной сети и развитие Арктики, и будем надеяться, что этот проект в 2023 году все-таки поддержат", — сказала Самусенко.
Она напомнила, что за последние 30 лет РФ потеряла большое количество маршрутов в сети местных перевозок, и их необходимо восстанавливать.
"С точки зрения федерального правительства необходимо поддерживать местные перевозки и в Сибири, и на Дальнем Востоке — там, где очень рассредоточены поселения, и авиатранспорт является порой единственным средством, чтобы связывать населенные пункты (…) И почему бы, например, в Красноярском крае не развивать авиаперевозки в южном направлении? Когда-то, кстати, они были, в 80-х, начале 90-х годов", — отметила она.
Вместе с тем, по ее мнению, чтобы проект имел успех, необходимо пересмотреть механизм софинансирования местных авиаперевозок из региональных бюджетов.
"Не все регионы, которые расположены в Арктической зоне, обладают равными возможностями по софинансированию. Поэтому финансирование из федерации будет зависеть от того, насколько еще и регион готов финансировать. Мне кажется, нужно снять эти ограничения на региональное софинансирвоание, чтобы ограниченные финансовые возможности регионов не ограничивали субсидирование вообще этих авиаперевозок", — сказала специалист.
Также, по словам доцента СФУ, параллельно с поддержкой местных авиакомпаний необходимо инвестировать в восстановление и развитие авиационной инфраструктуры в регионах.
"Кроме федерации никто этого не сделает. Может быть, только частные инвесторы, заинтересованные в развитии Арктики", — сказала она.
В настоящее время в России действует три ежегодные федеральные программы субсидирования пассажирских авиаперевозок: между регионами в обход Москвы, между европейской частью страны и Дальним Востоком, Крымом и Калининградом, а также внутри ДФО (субсидии получает авиакомпания "Аврора"). На вторую и третью программу в бюджете на этот год заложено 12,3 и 5,9 млрд руб. соответственно (аналогичные суммы расходовались в 2022 году).
Как сообщалось, в конце января премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что правительство России продлило программу дальневосточных авиаперевозок до 2025 года.
"Правительство еще на 3 года продлевает программу субсидирования перелетов по социально значимым маршрутам Дальнего Востока. Авиация для этого макрорегиона — особая тема, о чем и президент неоднократно говорил, подчеркивая важность связанности дальневосточных субъектов между собой, охвата воздушным сообщением как можно большего числа направлений, городов, районов", — сказал Мишустин.
По его словам, в 2022 году льготные билеты купили более 350 тыс. граждан, количество субсидированных маршрутов увеличилось до 37. Стоимость перелета в одну сторону составляла от 1 тыс. до 10,7 тыс. рублей в зависимости от маршрута.
Полеты по социально значимым направлениям выполняет единая дальневосточная авиакомпания. Она была создана в 2020 году на базе регионального авиаперевозчика "Аврора". В 2021 году пассажиропоток "Авроры" превысил 2 млн человек. В 2023, согласно прогнозам, он увеличится до 2,2 млн человек, в 2024-м — до 2,5 млн, в 2025-м — до 2,7 млн человек.