Interfax-Russia.ru — Четырнадцать моряков экстренно эвакуировали с иностранного судна, севшего на мель у берегов Приморья.
Контейнеровоз Rise Shine под флагом Панамы сел на мел у берегов Приморья в районе мыса Козино 9 ноября. Как сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь Росморречфлота Алексей Кравченко, контейнеровоз получил пробоины, однако не переломился. Разлива топлива в акваторию, по его словам, также нет. На борту судна находилось 14 человек, все они — граждане Китая. Моряков оперативно эвакуировали на берег.
По информации МЧС РФ, спасательная операция проходила при сложных погодных условиях: порывы ветра достигали 15 м/с, а высота волн — 2,5-3 метров. Всего было задействовано более 60 человек и порядка 20 единиц техники, в том числе спасательное судно "Лазурит" Морспецслужбы и вертолет Ми-8 МЧС России. В настоящее время, как сообщили специалисты, контейнеровоз остается на мели, рядом с ним наблюдаются следы горюче-смазочных материалов.
"По правому борту есть следы нефтесодержащих жидкостей. Насколько это много, трудно сказать, водолазы будут устанавливать, есть ли повреждения топливных танков. Поскольку вода находится в машинном отделении, в общем-то пятна должны быть", — сообщил "Интерфаксу" Кравченко.
По его словам, в настоящее время к аварийному теплоходу подошли еще два судна.
"Прибыли два новых судна - СКБ МСС-04 и водолазное судно "Ростов Великий". Водолазы готовятся к проведению осмотра подводной части корпуса. А СКБ готовится к постановке бонов", — добавил пресс-секретарь Росморречфлота.
Ранее, по его словам, на место ЧП прибыло спасательное судно "Лазурит", оно проводило мониторинг акватории и контролировало состояние судна.
По информации местных властей, владельцем контейнеровоза является компания Often Trading Company Ltd. На судне находится порядка 200 контейнеров с товарами народного потребления, а в баках контейнеровоза – около 300 тонн мазута и 20 тонн дизеля, откачка которых при благоприятной погоде может занять несколько часов.
"На борту теплохода Rise Shine, севшего на мель у берегов Находки (Приморский край), находятся 199 контейнеров с товарами народного потребления общей массой более 1,6 тыс. тонн. По предварительной информации, среди товаров — автозапчасти, фитинги, принтеры, пылесосы, подгузники, увлажнители воздуха и другие", — уточнили со своей стороны в Дальневосточном таможенном управлении.
По данным ведомства, теплоход прибыл из Китая в порт Восточный 5 ноября. В этот же день Находкинская таможня провела оформление судна, после чего оно находилось на рейде в ожидании выгрузки товаров. Из-за приближения циклона теплоход направили переждать шторм в залив Восток, где оно встало на якорь. Затем судно стало дрейфовать на якоре, и с него был получен сигнал бедствия, но без указания характера бедствия. Позже стало известно, что Rise Shine сел на мель в районе Находки.
"Люди спасены — это главное. Сейчас нужно ждать нормализации погоды, чтобы разработать дальнейший план действий, а именно снятие груза, его размещение, откачка топлива, установка боновых заграждений, решать вместе с собственником, что делать с судном. Ориентировочно приступим к этим работам завтра-послезавтра (10-11 ноября — ИФ), все зависит от погоды. Все это время на месте будут дежурить оперативные службы", — сообщил губернатор края Олег Кожемяко.
Как в свою очередь сообщил "Интерфаксу" представитель аварийно-спасательного подразделения порта Находка, началась подготовка к установке боновых ограждений.
"Погода свежая, море волнуется прилично. Происходит подготовка к установке боновых заграждений. Спасатели работают в этом направлении. Ожидается прибытие водолазов", — сказал он.
С улучшением погодных условий, по его словам, планируется привлечь к работам водолазное судно Приморского филиала "Ростов Великий" с водолазной станцией, чтобы провести подводный осмотр состояния контейнеровоза. Также запланирована прокладка безопасного фарватера для подвода танкеров и барж для откачки топлива и разгрузки контейнеров с аварийного судна.
Отметим, что Дальневосточная транспортная прокуратура уже начала проверку по факту случившегося.
"Дальневосточная транспортная прокуратура организовала проверку исполнения требований законодательства о безопасности мореплавания, в ходе которой в том числе будет дана оценка своевременности и полноте принятых мер по предупреждению и ликвидации розлива нефтепродуктов", — сообщили в ведомстве.
Ранее в СМИ сообщалось о контейнерных заторах в портах Приморского края. Как заявлял тогда начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий Ладыгин, ситуация может продлиться и в первой половине 2022 года.
"Очень сложная ситуация в портах, очень много контейнеров. Сейчас много (грузов в контейнерах — ИФ) пошло транзитом на Европу именно по железной дороге. Китай давно почувствовал прелесть этой доставки. Спрос огромный на транзит. Сказать, когда это всё изменится, мне сложно. Возможно, весь 2022 год или большую половину года мы проработаем вот в таком напряге", — сказал Ладыгин журналистам.
По его словам, половина транзитных грузов расходится внутри России, большие объемы направляются в Польшу и Белоруссию.
"У нас стоит на контроле ежедневно 11-13 тыс. контейнеров, которые подлежат той или иной форме контроля либо декларированию. Значительно возрос транзит через порты — через Владивосток, через "Восточный". Например, очень много транзитных грузов (через порты Приморья — ИФ) идет в Польшу. Половина транзита, около 50% — это транзит среди предприятий внутри России, все остальное, как правило, идет в Беларусь, в страны ЕАЭС и в дальнее зарубежье набирает обороты", — сказал руководитель ДВТУ.
Он отметил, что за 9 месяцев текущего года в регионе деятельности Владивостокской и Находкинской таможен наблюдается значительный рост объемов контейнерных перевозок к аналогичному периоду 2020 года — во Владивостоке на 39% (253,17 тыс. единиц), в порту "Восточный" на 75% (132,16 тыс. единиц).
"Средний срок оформления судов-контейнеровозов при прибытии составляет около получаса. С учетом сохранения минимальных сроков выпуска декларации о товарах, можно сделать вывод, что основной простой контейнеров приходится на период после выпуска товаров, то есть не по вине таможенных органов. Фактически часть контейнеров не вывозится и остается на хранении на площадках. Данное обстоятельство приводит к накоплению товаров в порту. Кроме того, длительное предъявление товаров к досмотру влияет на сроки проведения фактического контроля", — пояснил Ладыгин.
В российских дальневосточных портах в последнее время наблюдаются сложности с контейнерной логистикой. Из-за более дешевой, чем в Балтийском бассейне, ставки фрахта происходит переток грузов на Дальний Восток. В результате увеличивается время обработки контейнеров на всех этапах логистической цепочки: нет мест на контейнеровозах, суда простаивают в очереди на рейде в ожидании разгрузки в порту. Кроме того, увеличилось время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центральную часть РФ.
Проблемы с заторами контейнеров на Дальнем Востоке усугубила схожая ситуация в южнокорейском порту Пусан. Из-за большого количества скопившегося там груза, датская контейнерная линия Maersk, в частности, в конце сентября уведомила российских клиентов об остановке на месяц приема заявок на перевозку импортных и экспортных контейнеров между Пусаном и "Владивостокским морским торговым портом".