Interfax-Russia.ru — Хабаровский судостроительный завод спустил на воду первый из двух строящихся краболовов. Второе судно предприятие планирует сдать в августе.
Обновить флот
Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ, входит в "Объединенную судостроительную корпорацию", ОСК) 14 мая спустил на воду "Омолон" — первый из двух среднетоннажных краболовных судов для ООО "Маг-Си Интернешнл" (Магадан, входит в группу "Морской волк").
"С 2015 года не спускались суда со стапелей завода, но сегодня мы это сделали. И впереди еще много сложной и интересной работы", — заявил на церемонии врио генерального директора Хабаровского судостроительного завода Андрей Бекасов.
После спуска на воду на судне еще будут проводиться швартовные испытания, достройка и оборудование помещений. А в октябре краболов перейдет на базу во Владивосток, где пройдут окончательные ходовые испытания и ревизия. Тогда же завершится окончательная отделка и снабжение.
Контракт на строительство двух краболовов "Маг-Си Интернешнл" и ХСЗ заключили 15 января 2020 года. Закладка судов состоялась в апреле 2020 года. Они строятся по проекту СК "Викинг", разработанному по образцу японского краболова, и рассчитаны на промысел крабов, креветок и рыбы, хранение улова в охлажденной морской воде и транспортировку морепродуктов в порт в живом виде.
Длина корпуса — 63 м, валовая вместимость — более 1 000 т, численность экипажа — 21 человек. Суда будут эксплуатироваться в северной части Тихого океана с прилегающими морями.
Второй краболов для ООО "Маг-Си Интернешнл" планируется спустить на воду в августе 2022 года. Готовые суда заказчик должен получить в июле 2023 года.
"Спуск второго судна на воду запланирован осенью в соответствии с графиком. До окончания навигации на Амуре краболовы перегонят во Владивосток, где заводчане (ХСЗ — ИФ) на своей приморской базе займутся их окончательной доводкой в зимний период. Оговоренные в контракте сроки хабаровчане выдерживают, несмотря на все объективные трудности", — сообщил главный инженер береговых производств "Маг-Си Интернешнл" Вячеслав Степанов.
По данным правительства Хабаровского края, строительство краболовов ведется в рамках госпрограммы "Квоты в обмен на инвестиции". В соответствии с ней победители аукционов по распределению квот на вылов краба также берут на себя обязательства профинансировать строительство краболовов. В данном случае стоимость контракта на строительство обоих судов составляет более 2,5 млрд рублей. Строительство финансирует банк ВТБ, соответствующее соглашение с группой "Морской волк" кредитная организация заключила на площадке Восточного экономического форума (ВЭФ) в сентябре 2021 года.
В группу компаний "Морской волк" входят ООО "Маг-Си Интернешнл" и ООО "Тихоокеанская рыбопромышленная компания". В собственности компаний находятся семь добывающих и перерабатывающих судов. По данным ЕГРЮЛ, 75% капитала "Маг-Си Интернешнл" и 72,02% "Тихоокеанская рыбопромышленная компания" принадлежит их гендиректору Михаилу Котову.
"Президент России Владимир Владимирович Путин подчеркивает, что развитие судостроения — одна из ключевых стратегических задач для укрепления промышленного потенциала Дальнего Востока России. И правительство Хабаровского края придает особое значение развитию этой отрасли — одной из ведущих в экономике региона. Построенные на заводах края суда являются образцом высокого качества и мастерства наших корабелов", — подчеркнул первый вице-губернатор Хабаровского края Александр Никитин, который также присутствовал при спуске краболова "Омолон" на воду.
Ранее губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев сообщал, что на Хабаровском судозаводе также могут запустить производство десантных катеров "Мурена".
"Новой точкой роста судостроения в крае может стать выпуск десантных катеров "Мурена". Руководство Хабаровского судостроительного завода вышло на министерство обороны России с такой инициативой. Я ее поддерживаю. Соответствующее письмо будет направлено в адрес министра обороны Сергея Шойгу", — писал Дегтярев в своем телеграм-канале (https://telegram.me/s/PeoplesGovernorDegtyarev) в феврале этого года.
Он добавил, что эту тему он также обсудил на встрече с директором ХСЗ Андреем Бекасовым.
"Сегодня ХСЗ испытывает серьезный дефицит в загрузке мощностей. Это, несмотря на наличие "гражданских" заказов. Поэтому гособоронзаказ на строительство катеров на воздушной подушке проекта 12061 ("Мурена" — "ИФ") очень нужен предприятию. Необходимые для этого опыт и ресурсы есть", — подчеркнул глава региона.
Он отметил, что гособоронзаказ сможет обеспечить предприятие работой до конца 2027 года.
Тем временем, АО "Восточная верфь" (Владивосток) 11 мая передала компании "Дальневосточное побережье" третий краболов, построенный в рамках государственной программы по обновлению отечественного краболовного флота. Судно под названием "Аян" предназначено для промысла крабов и креветок ловушками, а также для хранения улова в охлажденной морской воде с последующей транспортировкой в порт. Головное судно серии этого проекта "Охотск" уже полгода удачно работает на освоении ценного биоресурса. Проект также реализуется по итогам крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. Два судна построены на Восточной верфи, одно — на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла". Всего в рамках программы не позднее 2025 года должен быть построен 41 краболов.
Вместе с тем, в конце прошлого года "Восточная верфь" сдала и отправила на Камчатку полутяжелый металлический причал проекта ПМ-61М1, построенный по заказу Тихоокеанского флота. В пресс-службе компании тогда рассказали, что на его постройку ушло 6 месяцев, приемно-сдаточный акт был подписан 7 октября 2021 года.
Причал обеспечивает одновременную стоянку подводных лодок или надводных кораблей водоизмещением не более 5 тыс. тонн, а также подачу с берега на корабли воды и электроэнергии. Также предусмотрено производство погрузочно-разгрузочных работ на всей длине причала с применением пневмоколесных и гусеничных кранов.
Помимо плавучего причала в 2021 году "Восточная верфь" передала заказчикам два пограничных сторожевых корабля "Находка" и "Невельск" проекта 10410 "Светляк" и краболов "Охотск" проекта 03141; а также спустила на воду второе краболовное судно "Аян" аналогичного проекта. Также сообщалось о планах компании завершить постройку малого морского танкера "Михаил Барсков" проекта 03182.
Поменять условия
В конце апреля "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) выступила за применение 30% субсидии на строительство головных судов.
"Во всем мире есть практика, что головные суда стоят чуть дороже, чем серийные, поскольку идет отработка технологий. Мы это все сейчас проанализировали и пришли к выводу о том, что если применить, например, 30% субсидию, которая в Минпромторге действует на машиностроительные производства, на суда на головные, то это во многом решит и нашу проблему, и проблему наших коллег-рыбаков", — заявил глава ОСК Алексей Рахманов на совещании "О ходе реализации первого этапа программы инвестиционных квот" в Совете Федерации.
Он также предложил собравшимся подумать над унификацией проектов при серийном производстве судов рыбопромыслового флота с учетом импортозамещения судового оборудования и локализации производства.
В свою очередь директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борис Кабаков сообщил на совещании, что ведомство планирует направить в Минфин предложение о докапитализации верфей ОСК.
"В Минфин мы подготовили запросную позицию, как антикризисные меры. Это затраты на перепроектирование судов, это докапитализация верфей ОСК, это обозначенные 7 млрд рублей", — сказал он.
Кабаков не стал комментировать вопрос по сумме докапитализации.
По его словам, всего в рамках инвестиционных квот планируется построить 105 судов (64 — рыбопромысловых и 41 краболовное). Общая стоимость проектов оценивается почти в 270 млрд рублей. В настоящее время построено и передано заказчикам 6 рыбопромысловых судов и два краболова. Из оставшихся 58 рыбопромысловых судов строят 38, из них 17 спущены на воду. Из оставшихся 30 краболовов строятся 33 судна, из них два спущены на воду. Пока не начато строительство 20 рыбопромысловых судов и 6 краболовов.