Дальний Восток / Точка зрения 11 февраля 2022 г. 14:16 обновлено 11 февраля 2022 г. 14:39

Короткий полет

Interfax-Russia.ru — Два человека погибли в результате крушения самолета Ан-2 на Камчатке. Возбуждено уголовное дело.

Короткий полет
© РИА Новости. Кирилл Шипицин

Легкомоторный самолет Ан-2, принадлежащий ООО "Камчатский кречет", 11 февраля разбился в районе поселка Северные Коряки (Елизовский район Камчатки). Оба пилота погибли.

"При крушении погибли два члена экипажа. Выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших", — заявил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

В ГУ МЧС России по региону в свою очередь сообщили, что уже обнаружили тела обоих пилотов. Самолет полностью сгорел.

"Для тушения возгорания, которое произошло в результате крушения Ан-2, были задействованы пожарная техника, а также подручные средства. Площадь пожара составила около 100 квадратных метров. В ходе поисковой операции были обнаружены тела двух членов экипажа", — говорится в сообщении регионального управления ведомства.

По данным министерства, самолет выполнял рейс по маршруту Северные Коряки - село Тымлат Карагинского района, экипаж перевозил провиант.

"Через некоторое время после взлета самолет потерпел крушение в 1 км юго-западнее села Коряки. Падение самолета произошло в труднодоступной местности", — также отмечается в сообщении.

О крушении самолета сообщили очевидцы. В Коряки сразу же выехала оперативная группа Главного управления МЧС России по Камчатскому краю, спасатели пожарно-спасательной части N7, пожарной части села Коряки, пожарного поста поселка Лесного, Камчатского спасательного центра МЧС РФ и личный состав одной из воинских частей. К настоящему времени их работа на месте ЧП завершена.

По факту произошедшего Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело ч. 3 ст. 263 УК РФ. Речь идет о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Вместе с тем, проверку по факту крушения самолета Ан-2 проводит и Камчатская транспортная прокуратура.

"Камчатская транспортная прокуратура проводит проверку исполнения законодательства о безопасности полетов. На место происшествия выехал Камчатский транспортный прокурор для координации деятельности правоохранительных органов. При выявлении нарушений будет принят весь комплекс мер прокурорского реагирования для их устранения и привлечения к ответственности виновных лиц", — говорится в сообщении надзорного ведомства.

Как следует из данных аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Камчатский кречет" принадлежит Ирине Масловой. Основной вид деятельности компании — грузовые воздушные перевозки. Компания былоа зарегистрирована 11 марта 2019 года. Маслова является единственным собственником и генеральным директором еще одного авиаперевозчика — ООО "Флай Фиш". На 33,3% предпринимательнице принадлежит также ООО "Арника", которая специализируется на оптовой торговле пищевыми продуктами, в том числе ракообразными, моллюсками и рыбой.

В сентябре минувшего года на Камчатке разбился военный вертолет Ка-27. Обломки машины обнаружили на южном склоне горы Острая около села Сосновка Елизовского района. Все пять человек, находившихся на борту, погибли. По факту крушения Ка-27 следователи Военно-следственного отдела СКР по гарнизону Петропавловск-Камчатский возбудили уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). По данным следствия, экипаж совершал учебно-тренировочный полет. При этом, по информации ряда СМИ, разбившийся вертолет принадлежал авиационному отряду пограничного управления ФСБ по Восточному арктическому району.

12 августа 2021 года в Курильское озеро на Камчатке упал вертолет Ми-8 авиакомпании "Витязь-Аэро". На борту находились три члена экипажа и 13 туристов. Выжить в авиакатастрофе удалось только 8 из них (2 членам экипажа и 6 туристам). Все они получили тяжелые травмы и были доставлены в реанимацию краевой больницы. Позднее их перевели в травматологию. Вертолет же нашли в 500 м от берега на глубине 120 м. Поднять тела всех погибших со дна озера спасатели смогли только к 18 августа.

Следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Среди основных версий авиакатастрофы специалисты рассматривали неблагоприятные погодные условия, ошибку пилотирования и техническую неисправность. О ходе расследования дела не сообщалось.

Вместе с тем, после ЧП с Ми-8 Росавиация запретила "Витязь-Аэро" выполнять коммерческие пассажирские рейсы, оставив авиакомпании возможность только перевозить грузы и оказывать авиационные работы. Эти ограничения, по последним данным, действовали до 16 января 2022 года.

Также после авиакатастрофы до сентября был закрыт кордон "Озерный" Кроноцкого заповедника, где располагается Курильское озеро.

В июле 2021 года на Камчатке разбился самолет Ан-26, принадлежащий АО "Камчатское авиационное предприятие". Воздушное судно следовало по маршруту "Петропавловск-Камчатский (аэропорт Елизово) — Палана". Радиосвязь с экипажем пропала 6 июля примерно за 10 минут до посадки в пункте назначения. Вечером того же дня обломки самолета обнаружили недалеко от Паланы. После нескольких часов поисков одна часть фюзеляжа самолета была обнаружена на склоне сопки, вторая — в море приблизительно в 4 км от побережья. Позднее спасатели нашли тела 28 погибших (6 членов экипажа и 22 пассажиров) и "черные ящики".

По факту крушения Ан-26 Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР возбудило уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Также расследование инициировал Международный авиационный комитет (МАК). Как следует из предварительного отчета этой организации, Ан-26 разбился при выполнении маневра перед посадкой, не успев выпустить шасси.

"За три секунды до столкновения экипаж начал выполнять правый доворот с креном до 6. Непосредственно перед столкновением сколь-либо существенных управляющих действий в канале тангажа (отклонений руля высоты) не зарегистрировано", — говорится в документе, датированном августом 2021 года.

На всем протяжении захода на посадку разовых команд, свидетельствующих о выпуске шасси и закрылков, а также о срабатывании системы раннего предупреждения близости (СБПРС) земли не зарегистрировано.

Последний раз экипаж выходил на связь с диспетчером за минуту до катастрофы, тогда самолет находился на удалении 9 км от аэродрома Паланы.

Аэродром Паланы относится к категории горных и не оборудован системами посадки. Для построения схем заходов на посадку используется отдельная приводная радиостанция. Метеоусловия в районе крушения были сложными, в окрестностях аэродрома наблюдался туман.

"Все комплекты радиотехнических средств на аэродроме Палана находились в исправном состоянии, отвечали требованиям эксплуатационно-технической документации, были обеспечены резервом питания", - говорится в отчете.

При этом разбившийся самолет был оборудован аппаратурой спутниковой навигации индикатором бортовой многофункциональной системы (БМС) и СРПБЗ. Они предназначены для выдачи информации экипажу о рельефе местности в направлении полета с учетом наземных препятствий. СРПБЗ обеспечивает предупреждение экипажа о возникновении таких условий полета, развитие которых может привести к столкновению с подстилающей поверхностью, а также с искусственными препятствиями.

Причины, которые привели к катастрофе, МАК в своем отчете не назвал. Однако на фоне катастрофы в Палане организация рекомендовала российским авиакомпаниям изучить особенности схем захода на посадку на аэродромы, расположенные в горной местности, "в том числе с применением процедуры визуального маневрирования (маневр circle-to-land), выдерживанием минимальных безопасных высот в районе аэродрома, критериями принятия решения о выполнении прерванного захода на посадку (ухода на второй круг)". Также рекомендовано провести занятия с диспетчерами по действиям в случае обнаружения значительных отклонений ВС от схемы захода.

Обозреватель Наталья Пономарева