Дальний Восток / Новости 6 сентября 2022 г. 04:56

Шохин: законопроект о внешнем управлении утратил актуальность, не стоит в числе приоритетов на осеннюю сессию

Владивосток. 6 сентября. ИНТЕРФАКС - Законопроект о введении внешнего управления в отношении активов, иностранные собственники которых решили уйти с российского рынка, во многом уже выполнил свою роль, простимулировав инвесторов активнее принимать решение о судьбе активов, и не стоит в числе приоритетов правительства на осеннюю сессию Госдумы РФ, заявил "Интерфаксу" глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

"Насколько я понимаю, среди приоритетов правительства этого законопроекта на эту сессию осеннюю нет", - сказал он в кулуарах ВЭФ-2022.

По словам Шохина, "и Минэкономразвития, и правительство не считают, что на данный момент это актуальная тема".

"За эти полгода, которые продвигали проект, дискуссии шли, процесс прошел. Пошел, в общем-то так, что закон практически не решает проблем, которые решаются естественным путем, то есть передача активов менеджменту, продажа активов санкционных. И возможное поле применения этого закона настолько сузилось, что можно в ручном режиме это решать", - добавил он.

Глава РСПП отметил, что изначально идея заключалась в том, чтобы закон о внешнем управлении был ориентирован "на крайние случаи, если актив нельзя передать в доверительное управление, передать менеджменту, продать по согласованной цене".

"Понятно, что сама схема смены собственника основана должна быть на том, чтобы максимально сократить период перехвата управления, чтобы сохранить и поставщиков, и логистические схемы, и систему управления и так далее. Тот закон предполагал хоть и короткую схему банкротства, но тем не менее растянутую на 7-8 месяцев, это могло привести как раз к потере управляемости компанией, потере рынков, потере поставщиков и потребителей и так далее", - сказал Шохин.

Сам факт обсуждения законопроекта в такой конструкции оказал позитивное влияние на процесс передачи активов, считает глава РСПП.

"Как ни странно, этот проект закона, безусловно, сыграл свою позитивную роль в том плане, что народ засуетился, и начали искать уходящие компании варианты. Потому что жупел этого проекта заставил суетиться и принимать более быстрые решения, а не просто откладывать на потом. Собственно говоря, эта функция являлась главной задачей закона", - пояснил он.

По мнению Шохина, вместо принятия закона о внешнем управлении было бы целесообразнее внести поправки в закон о банкротстве, прописав в нем опции, предполагающие ускоренное банкротство в случае ухода собственника. Учитывая объёмность закона и количество предлагаемых изменений, рассмотрение документа в осеннюю сессию, как отметил Шохин, вряд ли произойдет.

Законопроект о внешнем управлении (N104796-8) в середине апреля внесла в Госдуму группа депутатов-единороссов. В первом чтении он был принят в конце мая, в течение лета профильный комитет собирал поправки ко второму чтению. РСПП давал свои предложения, в числе которых - возможностью предоставить приоритет при передаче актива в управление российским совладельцам, а также ограничить применение закона активами с контрольной долей иностранцев.

Проект в той редакции, которая принята в первом чтении, допускает по решению суда введение внешней администрации в российских организациях с участием иностранных компаний, которые после 24 февраля 2022 года "в отсутствие для этого очевидных экономических оснований" заявили о прекращении деятельности в РФ, или передачу активов таких "недружественных" иностранцев в доверительное управление. Обязательное условие - "недружественным" иностранцам принадлежит не менее 25% в российской организации.

Предполагалось, что функции внешней администрации сможет выполнять госкорпорация "ВЭБ.РФ" или "иная организация, определенная решением" созданной при Минэкономразвития межведомственной комиссии. У внешнего управляющего, согласно проекту закона, должно быть преимущественное право покупки новой структуры. Если же ни он, ни другой инвестор не захочет приобрести актив, его по минимальной цене купит государство.