Благовещенск. 24 мая. ИНТЕРФАКС - Более 30 млн жителей КНР являются потенциальными потребителями продукции производителей Амурской области с учетом новых продовольственных трендов в Китае, так как логистически находятся ближе к ним, чем к китайским поставщикам, сообщил начальник управления отраслевой экспертизы департамента крупного бизнеса Россельхозбанка Дмитрий Жиляков.
"Из всех российских регионов Амурская область обладает наибольшим потенциалом для входа на китайский рынок. В логистической доступности от Благовещенска проживает 32 млн человек, и Благовещенск в два раза ближе, чем традиционные центры производства продуктов питания в Китае", - пояснил Жиляков, выступая на российско-китайском форуме "АмурЭкспо" в Благовещенске.
По его словам, в последние годы в Китае заметно изменились продовольственные предпочтения. Наблюдается рост спроса на категорию продуктов с коротким сроком хранения и стремление свести к минимуму время на приготовление пищи. Национальная кухня начала уступать место глобальному тренду - вестернизации потребления. Наблюдается сокращение доли традиционных форматов торговли и рост сегмента сетевого ритейла. Увеличился спрос на централизованные поставки, объемные поставки стандартизированных продуктов.
"Какие дополнительные тренды мы видим на китайском рынке? Это взрывной рост торговли продуктами питания в онлайн-канале. Сейчас он составляет где-то порядка $100 млрд, в ближайшие 3 года вырастет до $150 млрд. Рост доли потребителей с так называемым вестернизированным потреблением. То есть это популяризация продуктов, традиционных для всех рынков, для глобальных рынков", - отметил эксперт.
По его мнению, дополнительным фактором является то, что в Китае доля собственных торговых марок (СТМ), сетевых каналов и коммерцплощадок составляет всего 2-3%, тогда как в России СТМ около 20%, в ЕС - 40%, в Америке тоже более 40%.
При этом китайские потребители чаще относят российские продукты питания к премиальными, поскольку они произведены в экологически чистых условиях и из натуральных продуктов.
"Если на рынке сои в Китае мы занимаем всего 1%, то вот на рынке не-ГМО сои Россия занимает 26%, то есть как пример того, что мы даже с небольшими объемами больше, чем кажется", - отметил Жиляков.
По оценкам экспертов, потребление молочных продуктов на душу населения в КНР может удвоиться - примерно со 100 граммов до 200 граммов в день. С учетом численности населения Китая открываются большие перспективы для российских производителей. Кроме того, по прогнозу министерства сельского хозяйства Китая, в ближайшие 10 лет должна произойти диверсификация потребления мяса за счет мяса птицы.