Дальний Восток / Эксклюзив 29 мая 2020 г. 14:31 обновлено 1 июня 2020 г. 14:32

Директор департамента образования Южно-Сахалинска Светлана Захарова:

"Все новое — это всегда точка роста"

Нынешний учебный год в связи с ситуацией с коронавирусом стал настоящим испытанием не только для школьников Южно-Сахалинска, но и для педагогического сообщества. О том, как преодолевали эти сложности для развития системы и как проведут летние каникулы южно-сахалинские дети в интервью агентству "Интерфакс – Дальний Восток" рассказала директор департамента образования города Южно-Сахалинска Светлана Захарова.

"Все новое — это всегда точка роста"
Фото пресс-службы администрации города Южно-Сахалинска

Светлана Александровна, расскажите, какие планы по летнему отдыху детей с учетом эпидобстановки?

— Наш город, пожалуй, стал одним из первых муниципальных образований в России, где дан массовый старт летней оздоровительной кампании. В этом огромная заслуга главы региона Валерия Лимаренко, областного правительства, которые приняли беспрецедентные меры по предупреждению развития коронавируса на территории региона. При поддержке областного Министерства образования нам удалось выстроить систему летней занятости детей даже в таких, казалось бы, экстремальных условиях.

Понятно, что из-за ситуации с коронавирусом жителям региона пришлось корректировать свои планы по отдыху и отменять выезды на материк и за границу. В этой связи, наверное, путевки в детские лагеря отдыха оказались востребованными. Хватит ли всем желающим путевок?

— Да, в этом году по объективным основаниям большинство школьников летом останутся в городе и, скорее всего, не поедут с родителями на отдых за пределы Сахалинской области в летние лагеря и санатории других регионов. Поэтому наша задача –— максимально обеспечить возможности летней занятости для ребят в Южно-Сахалинске.

Всего в городе сегодня — 25,5 тысяч детей школьного возраста. Нынешним летом организованным отдыхом мы планируем охватить около 8 тысяч школьников. Но при этом, понимая востребованность, сейчас рассматриваем возможности в июле и августе увеличить это количество.

Планируем, что летом у нас будут работать 35 оздоровительных лагерей, 34 профильных лагеря, 10 лагерей труда и отдыха, 15 палаточных лагерей. Также в Южно-Сахалинске в реестре находятся лагеря отдыха "Юный железнодорожник" и спортивный лагерь "Восток". Они сейчас заняты под обсерваторы по коронавирусу. Их планируется задействовать чуть позже, как только они освободятся и там будут проведены дезинфекционные работы.

Что касается путевок. Они выдаются. Спрос на них, конечно, у родителей возрос. Пока не всегда можем его удовлетворить. Но сейчас, как я уже сказала, мы решаем вопрос, каким образом охватить организованным отдыхом максимальное количество детей. Например, рассматриваем  занятость детей в программах дополнительного образования. Летом будут работать кванториумы и учреждения дополнительного образования со своими программами, будут проходить общегородские мероприятия, такие как клубные встречи, экскурсии и так далее.

Будут ли предусмотрены какие-то скидки на путевки, возможно, вообще бесплатные путевки для семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации?

— Средняя стоимость путевки в дневных детских лагерях у нас 23 тысячи рублей. При этом родители оплачивают около 50% стоимости, остальная часть путевки — за счет средств бюджета городского округа. Для детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путевка бесплатная.

Если родители купили путевку в загородный лагерь самостоятельно по полной стоимости, им через органы соцзащиты возмещается 85% от установленной в области стоимости для обычных детей и 100% компенсации для детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Будет ли как-то отличаться работа лагерей отдыха в этом году в условиях коронавируса? Придется ли детям ходить в лагере в масках? Как планируется развлекать детей, чтобы сделать их досуг интересным? Смены по длительности останутся прежними?

— Смены будут традиционными. Мы понимаем, что в виду ситуации, в которой мы оказались в этом году, необходимо принимать ряд определенных мер по противодействию распространению инфекции. Маски в лагерях ребятам не будут нужны.

Особенности работы лагерей отражены в методических рекомендациях Роспотребнадзора. Они следующие: перед открытием каждой смены проводится генеральная уборка всех помещений в лагере, на входе в здание и в столовую устанавливаются дозаторы с септическими средствами для обработки рук, обязательно проведение утреннего фильтра для выявления детей с признаками заболеваемости с применением бесконтактных термометров.

В случае, если у ребенка будут выявлены признаки ОРВИ, незамедлительно его изолируют до приезда родителей или в крайнем случае "Скорой помощи". Также будет проводиться регулярное проветривание помещений не реже четырех раз в день, в отсутствие детей — сквозное проветривание, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств. Не допускается к работе персонал (воспитатели, работники столовых и другие сотрудники) с признаками респираторных заболеваний. Во всех помещениях будет проводиться обеззараживание воздуха с помощью бактерицидных облучателей, обеспечим все необходимое оборудование и расходные материалы для соблюдения всех этих мер.

По предписанию Роспотребнадзора, чтобы не допустить заноса инфекции персонал не сможет покидать лагерь до окончания смены, а родители не смогут навещать своих детей. Это касается стационарных лагерей.

Утренний фильтр также будет действовать для пришкольных лагерей дневного отдыха, учреждений дополнительного образования и прочих нестационарных лагерей.

Безусловно, сейчас готовятся интересные программы для детей с проведением мероприятий на открытом воздухе. Когда можно будет посещать музеи, кинотеатры — это тоже будет использоваться. 

Традиционные "пионерские" костры на церемониях открытия и закрытия лагерей, дискотеки, КВНы будут?

— У каждого лагеря свои церемонии открытия и закрытия в зависимости от той программы отдыха, который лагерь выбирает. Например, на базе гимназии N3 смены посвящены искусству. И на территории гимназии костер, конечно, никто не будет разжигать. У палаточных лагерей свои традиции, там, скорее всего, будет костер. 

Что касается дискотек и КВНов — все будет зависеть от того, насколько быстро в регионе будут сниматься общие ограничения по коронавирусу. Без ограничений мы можем проводить мероприятия на открытом воздухе. Будем максимально это использовать при хорошей погоде.

Какие формы оздоровления детей готовятся нынешним летом? Питание какое-то специальное будет для укрепления здоровья?

— Питание в лагерях всегда осуществляется в соответствии с нормами СанПиН. Это в обязательном порядке витаминизированное и сбалансированное питание. В каждой смене на начало и ее конец осуществляется мониторинг здоровья: насколько программа лагеря благотворно повлияла на здоровье ребят. Это мероприятия физкультурной направленности, мероприятия на открытом воздухе, чтобы дети больше находились на солнце в наше короткое сахалинское лето.

На Ваш взгляд, что еще нужно сделать на будущее, чтобы сделать отдых детей еще более интересным и востребованным? Нужно построить еще лагеря с более современной инфраструктурой досуга и оздоровления?

— Важно, чтобы та программа, которая есть, была детям интересна. В профильных лагерях есть тематика. Если лагерь научного направления, то там дети проводят различные исследования, конференции, семинары, мастер-классы. Общество развивается, появляются те или иные актуальные направления, которые мы внедряем в наши  лагеря. Например, у нас открываются направления технического образования в кванториумах. Детям интересно искусство, детям интересно общаться, все это мы активно используем при организации их досуга. На каждую смену разрабатываются программы, исходя из актуальности какой-то темы на сегодняшний день, чтобы дети могли не только отдохнуть, но и получить интересные знания.

Какие лагеря самые востребованные?

— Невостребованных нет. На мой взгляд выездные лагеря всегда пользуются особым спросом. Это - "Лесное озеро", "Таранай", "Юбилейный", "Юный железнодорожник". В "Лесном озере" и в "Юбилейном" проводятся региональные тематические смены, собираются ребята олимпиадного движения, российского движения школьников. Есть смены на развитие интеллектуальных способностей: областная школа "Эврика" ежегодно такие смены проводит на базе стационарных лагерей.

Чем еще принципиально отличается подход к летнему отдыху детей в этом году, если не брать во внимание ситуацию с коронавирусом?

— Эту летнюю кампанию можно назвать экспериментальной. Сейчас мы запускаем площадки в рамках так называемого "расшколивания". Об этом шла речь на первом международном образовательном форуме "Образование — энергия будущего" в прошлом году. Там участвовали эксперты международного уровня и наш город с успехом представил свои теоретические и практические наработки. Мы работаем в этом направлении с признанными экспертами института проблем образовательной политики "Эврика".

Если коротко: мы провели переоценку имеющихся в городском округе ресурсов в сторону их максимального использования для развития детей в рамках внеурочной и неурочной деятельности. Мы расширили образовательное пространство для детей за счет максимального использования сложившейся в городе социокультурной и цифровой среды. Помимо традиционных площадок при школах и при выездных лагерях активно задействуем учреждения культуры, открытые городские пространства. Базовой для нас  стала площадка городского парка. Здесь дети будут в новых форматах пробовать себя в образовании, труде и отдыхе. Надеюсь, что опыт будет успешным и мы сможем его расширить на другие пространства города. 

Впервые в этом году будем пробовать совместно с учреждениями культуры вовлекать детей в системные образовательные активности в скверах. Сейчас работаем с городским домом культуры "Родина", их прилегающая территория станет первой в этой пробе. Многому нам еще предстоит самим учиться. Но я думаю, что ко второму образовательному форуму, который намечен на конец сентября этого года, нам будет о чем поговорить и что представить экспертам.

Как идет сейчас подготовка к ЕГЭ у учащихся 11-х классов? Все ли готово?

— Мы готовимся к ЕГЭ. Ждем документ, который определит порядок проведения экзаменов. Министерство просвещения в федеральных средствах массовой информации озвучило, что экзамены будут проходить на территории региона для ребят, планирующих поступление в вузы. Ждем сейчас документ, который определит рекомендации по количеству аудиторий, количеству детей в них во время ЕГЭ и по всем мерам, которые нужно будет предпринять в виду сложившейся ситуации. Определили перечень пунктов проведения экзаменов. Списки ребят, заявившихся на участие в экзаменах, находятся уже в федеральной базе. Мы знаем, кто какие предметы собирался выбирать на ЕГЭ. В целом муниципалитет готов к проведения государственных экзаменов.

Много выпускников заявилось на ЕГЭ?

— На участие в ЕГЭ заявились все выпускники, более 1,7 тысяч человек. Но уточнения, сколько детей будут сдавать ЕГЭ по заявленным ими предметам, мы пока не проводим, так как в настоящее время в разработке находятся федеральные документы, которые определят - по каким предметам оставят экзамены. Как только определят эти экзамены, даты и порядок их проведения, мы эти цифры уточним. Пока ждем документы и готовимся организационно – готовим пункты проведения, их оснащение и прочее.

Вернутся ли дети 1 сентября за парты? Заработают в этом году новые школы? 

Мы готовы и, безусловно, надеемся, что новый учебный год традиционно начнется 1 сентября в стенах школ, так как эпидемиологическая ситуация в регионе достаточно благополучная. 

Сейчас в Южно-Сахалинске — 31 общеобразовательная школа. Мы планируем, что 1 сентября в планировочном районе "Дальнее" будет запущена в эксплуатацию новая школа на 550 мест. В процессе строительства находятся дополнительный блок действующей СОШ№6 и новый корпус коррекционной школы "Надежда".

СОШ N6 располагается в южной части областного центра, это крупный микрорайон и там большая потребность в предоставлении мест на обучение детей. В дополнительном корпусе разместятся младшие классы, он рассчитан на 480 мест и позволит уменьшить количество школьников, обучающихся во вторую смену.

Все новые учебные заведения будут оснащены современным оборудованием, предусмотрены просторные пришкольные площадки со спортивным оснащением. В школе в Дальнем будет своя теплица, где ребята смогут развивать сельскохозяйственное направление при обучении в рамках основной и дополнительной образовательной программы.

В дальнейшем планируем строительство двух крупных школ и дополнительных корпусов к действующим СОШ. Сейчас решаем вопросы по финансированию. 

На Ваш взгляд, пострадало ли качество образования от дистанционной формы? Внимание ребенка, который учится в младших, да и в средних классах тоже, не просто удержать на уроке в школе. А усадить его на урок дома, еще и возле компьютера, и при этом удержать внимание — это почти из области фантастики.

— Во всем есть свои плюсы и минусы. Отзывы тоже получили разные. Есть мнения, что такая форма обучения очень эффективна и интересна, и качество при этом не страдало. Происходило общение ребенка и учителя с помощью электронных технологий. 

Вместе с тем, есть те, кто считает, что дистанционное обучение - это трудно, сложно и не воспринимается ребятами. Объективную оценку может дать старт нового учебного года: школьники выйдут на итоговую аттестацию и покажут свой результат. 

Для нас было важным — в новых условиях максимально быстро организовать все так, чтобы дети получили качественный результат. Тем более, что определенные наработки у нас были. 

Все новое — это всегда некое испытание и вместе с тем точка роста. Ранее дистанционные технологии мы использовали, например, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Но не использовали в таком массовом режиме. Конечно, это потребовало перестройки в деятельности школ и в семье, родителям нужно было подготовить для своего ребенка качественное рабочее место, чтобы у него был компьютер. Родители всегда волнуются, они активно включались в этот процесс. Мы постарались приложить все усилия, чтобы все вопросы были решены. Каждый вопрос рассматривался индивидуально и принимались решения по конкретному случаю. 

А как решался вопрос с детьми, у которых не было оборудования для дистанционной учебы? 

— Тех детей, у которых не было технической возможности, обучали с помощью так называемого "пакетного решения" – передавали им материалы в письменном или в печатном виде, ребята выполняли их и возвращали обратно учителям. Несмотря на все трудности, образовательная программа осваивалась ребятами, педагоги прилагали все усилия, чтобы этот процесс осуществлялся качественно и эффективно. 

Оказывались разные виды помощи семье, если у ребенка не было компьютера и у родителей не было возможности его купить. Была организована благотворительная акция "Помоги учиться дома": горожане, предприниматели, организации дарили ноутбуки и планшеты как самим ребятам, так и школам. Сами школы рассматривали на своем уровне возможности предоставления учащимся на временное и безвозмездное пользование того оборудования, которое у них имелось в наличии. Обеспечили компьютерами педагогов, у кого их не было дома для дистанционной работы.

Да, на особом внимании у нас находились выпускники. Это и понятно. У них важный этап в жизни, и мы просто обязаны их поддержать. С 18 мая одиннадцатиклассников мы вывели на очное обучение и сейчас все те, кто захотел обучаться очно, ходят в школу. Часть ребят выбрала дистанционную форму, посчитав ее для себя удобной и приемлемой в данных обстоятельствах. Если говорить об учащихся одиннадцатых классов и девятиклассниках, то учебная программа им реализована полностью. 

В целом хочу сказать, что любой опыт полезен, если своевременно делать анализ и работу над ошибками. Это делает нас более конкурентоспособными в современных условиях. А пока работаем и начинаем готовиться к новому учебному году. Он будет интересным.