Общественный транспорт в Южно-Сахалинске ожидает реформирование. О том, какие будут изменения, подорожает ли проезд, и как перевозчики смогут обновлять свой автопарк, рассказал "Интерфаксу" вице-мэр областного центра Виталий Данилов.
- Виталий Валерьевич, в связи с чем возникла необходимость реформы общественного транспорта в Южно-Сахалинске?
- Общественный транспорт - это социальная услуга. И наша задача сделать предоставление данной услуги максимально безопасной, а также качественной и комфортной для пассажиров.
Несколько лет назад мы обновляли автобусный парк в городском округе, когда вместо маленьких "маршруток" на основные маршруты нашего города вышли хорошие автобусы среднего и большого класса. Но с тех пор прошло уже больше пяти лет, и уже у этих автобусов подходит к концу срок полезной эксплуатации, если говорить конкретнее, то хватит их еще на год-полтора максимум.
Также мы понимаем, что общественный транспорт должен быть оснащен всеми современными системами, обеспечивающими комфортное передвижение для пассажиров. А сегодня не в каждом автобусе установлены системы кондиционирования воздуха. Если вовремя не принять меры по созданию и поддержанию бесперебойной работы пассажирского транспорта, то мы очень быстро получим достаточно серьезные последствия, которые наблюдаются в некоторых городах нашей страны.
- Какой институт подготовит городу план реформы и что он будет включать в себя?
- 21 сентября текущего года администрация города Южно-Сахалинска заключила муниципальный контракт с Центром экономики инфраструктуры на выполнение научно-исследовательской работы по разработке новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта.
Перед подрядчиком поставлено несколько задач. Ему предстоит оценить состояние системы пассажирского транспорта в областном центре и перспективы её функционирования на период 2022-2029 годы; разработать отраслевые муниципальные нормативы качества транспортного обслуживания и на их основе подготовить схему маршрутной сети, потребность в количестве автобусов на каждый маршрут, класс этих автобусов. Будет разработано эффективное расписание - чтобы автобусы максимально рано выходили на маршруты и максимально поздно заканчивали свою работу.
Будет разработано "тарифное меню" - гибкая система оплаты проезда. Если сказать в двух словах, то стоимость поездки будет одна, за безналичный расчет – она будет меньше на 2-3 рубля. Если вы возьмете абонемент, то условно каждая поездка вам обойдется еще дешевле. Также будет предусмотрена бесплатная пересадка в течение определенного времени между одним и другим маршрутом.
- Уже сообщалось, что в начале 2022 года будут объявлены конкурсы на заключение муниципальных контрактов по пассажирским перевозкам. И взаимоотношения между городской администрацией и перевозчиками изменятся. Что будет нового?
- Механизм взаимодействия между мэрией и перевозчиком будет следующий: все деньги, которые перевозчик будет собирать с пассажиров, пойдут в бюджет города, а свои заработанные деньги он будет получать по муниципальному контракту в рамках выполненной работы, установленной муниципальным контрактом.
То есть перевозчику становится не важно перевез он 100 пассажиров или 10, его задача заключается в том, чтобы работать по установленному расписанию и теми автобусами, которые определены маршрутной сетью. Сейчас перевозчики чем больше перевезли, тем больше получили. Вечером, когда пассажиропоток падает, они уходят с маршрутов. Новый формат взаимодействия с мэрией поставит перед ними задачу - работать по расписанию и максимально безопасно, это будет прописано в муниципальных контрактах.
- Одно из главных условий получения такого контракта – новый автопарк, да еще на экологически чистом топливе. Это, конечно, актуально. Но где перевозчики возьмут деньги на покупку новых автобусов в сегодняшних и без того непростых экономических условиях? И в городе всего две газовые автозаправки, возле них выстраиваются очереди автомобилей.
- Как я уже рассказал ранее, у перевозчиков будут контракты с денежным выражением, сумма которых рассчитывается в соответствии с приказом Минтраса РФ №158. Эти контракты будут заключаться на семь лет, что позволит победителю объявленных конкурсов на городские и пригородные маршруты взять на себя лизинговые обязательства по приобретению нового подвижного состава.
Что касается автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), то их, действительно, в областном центре пока две. Однако, на сегодняшний день также оказываются услуги по предоставлению мобильных газовых заправщиков (ПАГЗ). К примеру, МУП "Транспортная компания", основной перевозчик нашего городского округа, для заправки своих автобусов пользуется в том числе услугами ПАГЗ: на территорию предприятия приезжает мобильный газовый заправщик и осуществляет заправку газомоторной техники, что весьма комфортно для водителей автобусов.
- Не отразится ли реформа на росте тарифов для жителей?
- Нет. Как я уже говорил, наоборот для жителей будет разработана гибкая система оплаты проезда. Принцип реформы для пассажиров - чем больше поездок на общественном транспорте, тем дешевле.
- Сообщалось, что реформа будет проходить в несколько этапов. Что еще планируется реализовать?
- Предполагается, что в 2022 году будет создан Единый оператор пассажирских перевозок. Фактически это будет ситуационный цент городского пассажирского транспорта, где пассажиры смогут получить исчерпывающую информацию о работе автобусов, спланировать комфортно свою поездку по городу. Данный оператор будет осуществлять контроль за качеством предоставления транспортных услуг населению.
Также появится приложение о работе пассажирского транспорта для мобильных платформ, через которое пассажиры смогут удобно пополнять баланс на своих транспортных картах.
Еще в 2022 году планируем опробовать на наших маршрутах несколько электробусов, которые работают на электрической тяге. Далее, по мере эксплуатации, посмотрим, как они поведут себя в наших климатических условиях. И, соответственно, примем решение - подходит нам эта техника или нет. Экологическое преимущество такой техники, конечно же, вне конкуренции.
Проект реформирования системы пассажирских перевозок мы реализуем совместно с ВЭБ. РФ. Госкорпорация оказывает методологическую помощь на основе успешного опыта работы общественного транспорта в Твери, Новокузнецке и в Перми.
Кстати, команда администрации Южно-Сахалинска приняла участие в восьмом инфраструктурном конгрессе "Российская неделя ГЧП", которая с 28 сентября по 1 октября прошла в Москве. Мы представили реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты, в том числе на условиях концессии. Также рассказали о предстоящей у нас транспортной реформе. Федеральные эксперты и другие участники форума отметили деятельность администрации Южно-Сахалинска по повышению инвестиционной привлекательности областной столицы. Напомню, что у нас реализуются и планируются к реализации более 60 инвестиционных проектов в различных сферах экономики. Общий объем финансирования по этим проектам составляет более 100 млрд рублей, их реализация позволит создать свыше 2 тысяч рабочих мест.
Администрация города является участником программы антикризисного управления инфраструктурными проектами которая реализуется "ВЭБ.РФ" и АНО "Национальный Центр государственно-частного партнерства". Муниципалитету оказывается экспертно-консультативное содействие при запуске проектов муниципально-частного партнерства.
- Как собираетесь решать проблему "пробок" в городе, которые отражаются на работе общественного транспорта?
- Конечно, на сегодняшний день "пробки" - это самый негативный фактор, который влияет на привлекательность общественного транспорта. В связи с отсутствием приоритета общественного транспорта допускаются срывы расписаний и графиков движений. В этой связи ведем работу по внедрению мероприятий интеллектуальной транспортной системы. Одно из мероприятий - "умные светофоры", которые в перспективе помогут создать так называемые индукционные петли, и позволят обеспечивать приоритетный проезд через перекрестки.