Будет ли построен на Сахалине НПЗ, для чего возводится агропарк и нефтегазовый парк, как реализуется пилотный проект по углеродной нейтральности и хватает ли самолетов и пароходов для перевозок грузов и растущего потока туристов - об этом на "полях" Восточного экономического форума рассказал "Интерфаксу" губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
- Валерий Игоревич, недавно началось строительство Сахалинского нефтегазового индустриального парка. В какие сроки он будет запущен и какого эффекта ожидаете от реализации проекта?
- Мы его начали строить в этом году. Он очень актуален, так как часть иностранных организаций уходит из шельфовых проектов. Поэтому в порядке импортозамещения начали строить индустриальный парк, чтобы решить стратегическую задачу - увеличить локализацию нефтесервисов в регионе. Проект оказался очень актуален в условиях западных санкций.
У нас сейчас 13 резидентов. В основном это компании, которые имеют контракты с "Сахалином-2" и обслуживают этот проект по сервисам. Они будут предоставлять логистические услуги, ремонтировать и обслуживать производственное оборудование, а также обучать специалистов.
Они же вкладывают деньги в строительство своих корпусов, а мы делаем инженерную инфраструктуру и строим часть деловой инфраструктуры. Рассчитываем в 2024 году запустить первую очередь парка. В целом он разместится на площади около 70 гектаров. Работу в парке получат более 1,5 тысяч человек.
- Как у Сахалина обстоят дела с самообеспеченностью продуктами АПК - овощами, мясом, молоком? Какие еще производства планируется ввести в ближайшие год-два для увеличения этих показателей?
- У нас достаточно прочная продовольственная безопасность. Мы смогли этого добиться за счет реализации инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и поддержке агропромышленного комплекса. У нас почти вся овощная группа выращивается. У нас мощные теплицы. Мы на две трети обеспечиваем себя кисломолочной продукцией. Сейчас мы занимаемся развитием птицефабрики "Островная" и на 50% будем обеспечивать себя мясом птицы, обеспеченность яйцом у нас на 100%. Также планируем дополнительно построить еще 6,9 гектаров теплиц. Вовлечь в оборот более 2 тысяч гектаров сельскохозяйственных территорий. Мы еще агропарк строим.
Что мы завозим с материка из главных продуктов? Завозим муку, сахар и подсолнечное масло. Остальное у нас - свое. Курс взят на то, чтобы продолжить работу по самообеспечению и развитию глубокой переработки сельхозпродукции. Мы все больше потребляем своих колбасных изделий. Нынешним летом начали строить агропарк, который через 2 года запустим в эксплуатацию. Там будут овощехранилища, цеха по полной переработке мясной продукции.
- Расскажите подробнее об агропарке. Какие задачи он будет решать? Актуален ли заявленный объем инвестиций 5,5 млрд рублей в его строительство и из каких источников будет финансироваться проект?
- Проект агропарка предполагает создание логистического центра с высокотехнологической инфраструктурой для хранения продовольственных товаров и переработки сельскохозяйственной продукции.
Первой очередью проекта предусмотрено строительство оптово-распределительного центра на 15 тыс. тонн продукции, производственно-складской комплекс общей площадью почти 5,5 тысяч квадратных метров для предоставления в аренду резидентам и овощехранилища на 1 тысячу тонн. Стоимость первой очереди проекта составит 5,5 млрд рублей, это будут средства Корпорации развития Сахалинской области (КРСО). Строительство первой очереди планируем завершить в третьем квартале 2023 года.
Да, на старте мы вкладываем свои деньги через КРСО на основные здания. Всю технологию принесет бизнес. Там будет еще торговля и прочие сервисы, все это уже будет делать бизнес на свои средства. Когда мы построим агропарк, наверное, продадим его бизнесу. Мы считаем, что деньги, в основном, должен вкладывать бизнес, а мы - создавать условия для развития.
- В декабре текущего года планировалось сдать в эксплуатацию пассажирский терминал в аэропорту Южно-Сахалинска. Как обстоят дела на этом объекте? Не придется ли снова сдвигать сроки?
- Думаю, что будет небольшая сдвижка. Это связано с тем, что оборудование, которое мы должны были получить из Европы, заменили на оборудование, которое завезем из Азии. Из-за этого сроки запуска терминала сдвинутся на несколько месяцев. Для нас это не существенно.
- То есть в 2023 году терминал запустите?
- Думаю, что в первом квартале 2023 года уже запустим.
- В этом году отмечается большой поток туристов на Сахалин, хватает ли морских судов, самолетов, чтобы обеспечить этот поток и потребности местных жителей?
- В последние два года сложился устойчивый спрос на посещение не только Сахалина, но и Курильских островов. Поток туристов в наш регион вырос в 2,5 раза. Но у нас очень сильно продвинулась и ситуация с морским и авиационным транспортом.
Авиакомпания "Аврора" является базовой компанией Сахалина. "Аврора" укрупнилась в несколько раз и обслуживает весь Дальний Восток. Мы решили все вопросы, связанные с перемещением жителей и гостей региона. Полностью решили проблему транспортной связи с Москвой и другими регионами Дальнего Востока.
Благодаря "Аэрофлоту" на самом востребованном маршруте Москва - Южно-Сахалинск в летний период выполняется 20 рейсов в неделю, хотя в прошлые годы количество рейсов не превышало 15 рейсов. Увеличилось количество рейсов на Курильские острова авиакомпании "Аврора". По маршруту Южно-Сахалинск - Курильск вместо прежних 9 рейсов сейчас выполняется до 15 рейсов в неделю, по маршруту Южно-Сахалинск - Южно-Курильск вместо 8 до 12 рейсов в неделю.
- То есть билетов нынешним летом хватило всем?
- Нехватка авиабилетов на Курильские острова, особенно в летний период, периодически возникает. За этой ситуацией мы постоянно следим и оперативно принимаем меры. Как это было в августе, когда к ежедневным рейсам из Южно-Сахалинска в Курильск мы поставили дополнительно еще 15.
Но если в прошлые годы мы специально в августе организовывали дополнительные рейсы из Москвы, чтобы наших жителей доставить домой из отпусков, в этом году эта проблема ни разу не озвучивалось в интернете, чтобы кто-то куда-то не попал.
В части обеспечения морским транспортом в конце прошлого года мы получили два новых мощных судна "Павел Леонов" и "Адмирал Невельской", которые сейчас осуществляют регулярные грузопассажирские перевозки между Сахалином и Курилами. Ранее на этом направлении работало одно судно - "Игорь Фархутдинов". Сейчас эти три судна полностью закрывают потребность в морских грузопассажирских перевозках на этом направлении.
В этом году у нас появится новый грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паром "Александр Деев", построенный на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. В ноябре он вместе с действующими тремя паромами начнет работать на паромной линии Холмск - Ванино, связывающей Сахалин с материковой частью РФ. В 2023 году получим еще один такой же паром, который строится на той же судоверфи. Сможем увеличить пропускную способность и грузооборот. Это важно с учетом того, что у нас сейчас - высокие темпы экономического развития и много продукции завозится с материка.
Ведь у нас в 2025 году начинается крупный проект "Сахалин-3", в рамках которого планируется добывать 10 млрд кубометров газа в год. Это все требует серьезных перевозок. У нас также идет мощное социальное строительство. На Восточном экономическом форуме будем подписывать концессионное соглашение по строительству пяти поликлиник на Сахалине, в том числе, в Южно-Сахалинске, а это - около 10 млрд рублей вложений. Совместно с "Газпромом" собираемся строить завод по производству топлива из газоконденсата, будем производить авиационный керосин, дизтопливо, бензины. Будем строить завод по производству малотоннажного СПГ. На Восточном экономическом форуме подпишем с "Газпромом" соглашения по этим проектам.
Все эти крупные проекты потребуют больших перевозок грузов.
- Много вопросов было вокруг проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2. Как Вы оцениваете то, что японские партнеры - компании Mitsui и Mitsubishi - остались в проекте "Сахалин-2"? Правительство РФ одобрило их участие в операционной компании ООО "Сахалинская Энергия", зарегистрированной в России, вместо прежнего оператора Sakhalin Energy Investment Company Ltd c Бермудских островов.
- Очень хорошо. Это нормальная позиция. Ненормально, когда иностранные компании отказываются от покупки дешевых углеводородов в ущерб интересам народа своих стран, с точки зрения развития экономики, социально-экономических удобств.
Японские компании приняли, я считаю, правильное решение. Япония - наши соседи. Нам надо дружить.
- Какие соглашения подпишете на Восточном экономическом форуме?
- По энергетике, как я уже говорил, подпишем с "Газпромом" соглашение о разработке обоснования инвестиций строительства завода по производству топлива из газоконденсата мощностью 4,5 млн тонн топлива в год. Этот проект крайне важен для нас. Его реализация позволит в полной мере обеспечить керосином Единую дальневосточную авиакомпанию, созданную на базе "Авроры", и повысить конкурентоспособность авиаперевозчика за счет дешевого топлива. Производство бензина и дизтоплива позволят снизить цены на топливо для жителей области.
Второе соглашение с "Газпромом" касается строительства малотоннажного завода СПГ. Он будет производить до 64 тыс. тонн сжиженного природного газа в год для обеспечения им Курильских островов. Мы сможем перевести там на газ угольные котельные и дизельные электростанции. Это позволит повысить надежность энергоснабжения, а также улучшить экологическую ситуацию на островах.
Также с Газпромом будет подписана обновленная программа газификации региона с включением в нее дополнительных объектов. Мы идем к тому, чтобы до конца 2025 года первыми в России газифицировать регион на 100%.
С Газпромбанком и с концессионерами, которые с этим банком пришли к нам, подпишем соглашения по строительству пяти поликлиник.
Еще одно соглашение будет с группой компаний "Дело" по развитию инфраструктуры в Корсаковском и Холмском морских портах, это главные наши морпорты. Группа компаний "Дело" ориентирована на развитие каботажных перевозок. Она намерена стать участником Северного морского пути, что открывает новые перспективы для развития логистики на Сахалине.
Мы подпишем ряд соглашений, связанных с развитием Курильских островов, в том числе, это строительство гостиничного комплекса на Итурупе на 120 номеров с сопутствующей инфраструктурой.
Соглашения с Росрыболовством будут касаться развития аквакультуры на Курилах.
- С 1 сентября стартовал первый в РФ проект по углеродной нейтральности, Сахалинская область выбрана пилотным регионом. Работа началась?
- Нормативная база сверстана, с 1 сентября все стартовало. Что мы делаем в рамках этой работы?
Меняем угольные котельные на газовые, покупаем транспорт, который будет работать на экологически чистом топливе. Планируем закупать электробусы, они пополнят автопарк Южно-Сахалинска. Мы меняем бензиновые и дизельные автобусы на новые, которые будут работать на газе и электричестве.
У нас также есть программы по энергосбережению, снижению углеродного следа.
- В последней беседе с директором КРДВ Николаем Запрягаевым премьер-министр РФ Михаил Мишустин пожурил того за небольшое количество резидентов на Курилах. Как планируете привлекать компании на острова? Какие преференции их ожидают?
- Председатель правительства подгоняет всех - и членов правительства, и губернаторов, чтобы они работали быстрее. И правильно делает. Но сами видите - начался мировой кризис, и одновременно были подписаны документы по Курильским островам. Понятно, что инвесторы проявляют осторожность.
Но, с другой стороны, мы же вместе с бизнесом занимаемся генеральным планированием этих территорий, планируем строительство гостиниц, заводов по переработке и разведению рыбы. Отвели участки для аквакультуры, уже идет торговля этими участками и даже есть первые покупатели. Мы считаем, что все идет так, как надо.
- На полях Восточного экономического форума президент РФ Владимир Путин проведет президиум Госсовета по туризму. Как у вас развивается тот же "Горный воздух"?
- "Горный воздух" - это курорт с 35 км горнолыжных трасс, 18 трасс, в том числе, трассы с искусственным оснежением и с освещением в темное время суток. Мы поставили задачу - увеличить длину трасс до 60 км. Уже есть проектная документация, и нас поддерживает правительство РФ. На Восточном экономическом форуме будем подписывать соглашение с компанией "Мантера-групп", которая управляет горнолыжным курортом "Красная поляна" в Краснодарском крае, по поводу освоения дальнейших объемов на "Горном воздухе". Собираемся развить сеть горнолыжных трасс до 90 км и создать туристическую инфраструктуру на территории свыше 100 гектаров. Это может быть реализовано в ближайшие пять лет. Тогда мы становимся крупнейшим горнолыжным курортом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ну и вторым после Сочи в России. Дополнительные инвестиции к тем проектам, которые уже реализуются на нашем горнолыжном курорте, позволят сделать его жемчужиной Дальнего Востока России.