АО "Дальневосточный банк" был одним из пионеров российской банковской системы на Дальнем Востоке, и сегодня является одним из ключевых игроков с региональной пропиской. О том, как банк обеспечивает поддержку бизнесу, как развивает свои продукты и о последних трендах в банковской сфере на фоне разворота на восток, в интервью "Интерфаксу" рассказал президент Дальневосточного банка Сергей Маринин.
- Сергей Викторович, что представляет из себя Дальневосточный банк сегодня, что он означает для экономики региона, на работу в каких направлениях он ориентирован?
- На сегодняшний день Дальневосточный банк является одним из крупнейших банков в ДФО с региональной пропиской. Если говорить о направлениях работы, то сегодня мы позиционируем себя как удобный продуктовый банк для малого и среднего бизнеса, а также для физических лиц. Это, в первую очередь, определяется перечнем услуг, который мы предоставляем своим клиентам. Те продукты и технологии, которые у нас развиты и сформированы, востребованы в регионе, и нам есть что предложить бизнесу и населению.
Географически мы присутствуем на всей территории Дальнего Востока за исключением Якутии, Магадана и Чукотки. К этим территориям мы присматриваемся, но пока не видим своего места на рынках финансовых услуг этих регионов. В Якутии, к примеру, представлены филиалы крупных федеральных банков, и есть сильные местные игроки. Очень специфичный Магадан, по сути, изолированная с финансовой точки зрения территория.
За пределами ДФО мы представлены на территории Восточной Сибири - это Иркутск и Красноярск. Здесь мы точно видим зону своих интересов.
- Казалось, что хуже пандемии уже ничего быть не может. Но 2022 год тоже оказался весьма непростым. В нынешних условиях как будет строиться стратегия банка: расширение/сокращение филиальной сети, закрытие убыточных офисов, переход на другие способы работы?
- Здесь стоит выделить два ключевых направления - технологическое развитие и изменение структуры филиальной сети в зависимости от клиентского потока. Внедрение новых технологий на практике достаточно серьезно меняет формат коммуникации с клиентом. Мы очень четко видим, как и откуда клиент приходит к нам, какие услуги его интересуют, в каком формате. И постоянно проводим оптимизацию филиальной сети с учетом рыночных реалий.
И если в каком-то офисе или регионе мы отмечаем стабильное снижение клиентского потока, это сигнал - нам нет смысла географически там присутствовать. Как правило, мы этот офис закрываем. Но исходим из того, чтобы в близкой доступности была точка, куда наш клиент может обратиться.
Второе направление - это технологии. Все, что можно, мы постепенно выводим в онлайн, развиваем дистанционные каналы. Я не думаю, что в этом плане мы чем-то отличаемся от крупнейших игроков финансового рынка. Мы научились находиться в современных трендах.
В то же время есть ряд услуг, от которых клиенты пока не готовы избавиться. В основном они связаны с наличным денежным обращением. Есть онлайн, банкоматы, автоматические депозитарные машины, но некоторые клиенты все равно предпочитают прийти в банк. Мы стараемся переориентировать их, но при этом, в любом случае, готовы сохранить привычные для клиентов условия обслуживания, причем всегда высокого качества.
Если говорить о географии, то мы смотрим на развитие сети предельно прагматично: если виден потенциал для нашего банка, то мы будем развивать свое присутствие в данном регионе.
- Рассматриваете ли вы варианты ужесточения требований к клиентам?
- Мы стараемся соответствовать экономической ситуации. Как и любому банку, ориентированному на массового клиента, нам важно, чтобы приход новых клиентов превышал естественный отток. Пока мы не видим резкого роста проблемной задолженности и сокращения клиентской базы, что позволяет нам сохранять сложившийся набор требований к клиентам.
- Что банк может предложить бизнесу в текущих условиях для поддержки и развития?
- Мы успешно работаем с различными секторами бизнеса. Исторически банк работал с крупнейшими предприятиями в регионах присутствия. Мы продолжаем сотрудничество, но сменились акценты, и сегодня для крупного бизнеса мы, в основном, предоставляем расчетные услуги и обеспечиваем решение задач, требующих больших ресурсов: массовые зарплатные проекты, оснащение торговых сетей оборудованием для приема оплаты по картам, QR-кодам. Есть несколько десятков крупных компаний, как федерального уровня, так и в масштабах Дальнего Востока и Восточной Сибири, которые пользуются нашими услугами.
Мы четко определяем границы, в которых можем быть полезны. И, наверное, это один из наших плюсов. Зачастую мы работаем гибче, чем федеральные игроки. Центры принятия решений у крупных банков находятся далеко, а мы - вот, рядом. И какие-то вопросы нашего масштаба способны быстро и оперативно решить. Поэтому крупные игроки и работают с нами, если нужно решить не самый масштабный вопрос, они знают, что мы это сделаем быстро и качественно. Да и, несмотря на все современные технологии, человеческое общение никто не отменял.
Что касается среднего и малого бизнеса, то здесь мы предоставляем полный спектр услуг. Но хочу подчеркнуть - мы никогда не делили и не делим своих клиентов в зависимости от масштабов их бизнеса. Главное для нас - предоставлять востребованные услуги оперативно и качественно.
- Дальневосточный банк участвует в тендерах местных администраций, выдает заемные средства для нужд региональных бюджетов?
- Когда нам поступает запрос, мы всегда отвечаем, рассказываем о своих условиях. Но для нас это не приоритетное направление.
- Дальний Восток в последние годы привлекает к себе повышенное внимание руководства страны, развитие Дальнего Востока и Сибири - "горячая" тема. Как Дальневосточный банк видит свой вклад в развитие родного региона?
- Мы достаточно активны в этой части и, конечно, учитываем запросы наших клиентов. Банк является участником всех федеральных программ по кредитованию, связанных с поддержкой бизнеса. Основные продукты, которые востребованы нашими клиентами - это программы льготного кредитования импортеров в рамках 895-го постановления правительства. Импортеры, компании или ИП, могут получить кредиты на льготных условиях на финансирование импортных контрактов с целью приобретения и ввоза на территорию России продукции, являющейся приоритетной для импорта.
Также активно работаем с кредитами для предпринимателей в рамках программы "1764" Минэкономразвития (утверждена постановлением правительства №1764 от 30 декабря 2018 года).
Основной плюс этой программы - льготная ставка, которая не может быть выше, чем ключевая ставка ЦБ плюс 2,75 процентных пункта. В рамках этой программы бизнес может получить кредит на пополнение оборотных средств, инвестиционные цели, а также на рефинансирование ранее взятых кредитов. Льготное кредитование предназначено, в первую очередь, для компаний розничной и оптовой торговли, сельского хозяйства, внутреннего туризма, науки и техники, здравоохранения, образования, обрабатывающей промышленности, ресторанного бизнеса, бытовых услуг и других представителей малого и среднего бизнеса.
Хочу отметить, что спрос на все эти программы достаточно большой. Конечно, есть положительный момент в том, что предпринимательское сообщество информировано о них. А у нас, в свою очередь, накоплен большой опыт, есть и компетенции, и технологии. Мы консультируем бизнес, под какие цели и задачи можно получить кредитование, во сколько им это обойдется, насколько быстро можно уложиться по срокам. Самое главное, что для бизнеса такие продукты обходятся гораздо дешевле, чем просто взять обычный кредит.
- Каков Ваш прогноз на 2022 и на 2023 годы. На какие финансовые показатели банк выходит?
- Объемно кредитный портфель у нас растет. Мы прогнозируем, что на конец 2022 года по юридическим лицам он должен вырасти на 15-20% по отношению к началу года, а по розничному бизнесу - процентов на 50. Основной прирост идет за счет ипотеки, в том числе, льготной "дальневосточной" - под 0,01% годовых. Спрос на ипотечные кредиты - значительный, а у нас хорошо отлажены технологии в этой сфере, и рынок этим пользуется.
- Вы упомянули "Дальневосточную ипотеку " и назвали ставку 0,01% годовых. Дальневосточный банк активно участвует в программе льготного кредитования. Почему вам это интересно, ведь маржа в этом случае не такая уж и высокая?
- Маржа невысокая, но в этих программах участвуют физические лица. Основная масса тех, кто берет ипотеку - это экономически активная часть населения. Истории, когда родители берут ипотеку для своих взрослых детей, единичны. В основном обращается экономически активное население 25-45 лет. Это большой потенциал для нашей работы. В дальнейшем они становятся нашими клиентами не только по ипотеке. Потребительский кредит, кредит на покупку авто, кредитная карта, дебетовая карта, мобильный банк - это все у нас есть. У нас есть и достаточно большой объем зарплатных клиентов, на этом "поле" мы успешно конкурируем с федеральными банками. Те клиенты, которые успели попробовать сервисы от разных банков, довольны тем, как это делаем мы.
Мы считаем, что ипотека - это только старт сотрудничества. Банк не настроен на простую схему "продал - забыл". Мы начинаем коммуникацию с клиентом, предлагаем другие продукты, чтобы он оценил качество сервиса, и у него появилось позитивное впечатление. И в большинстве случаев мы развиваем отношения с клиентом и дальше.
- Какие тенденции Вы отмечаете в случае с депозитами для физлиц?
- По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, здесь мы тоже растем. Но, как и все игроки, в сентябре-октябре увидели некую нестабильность рынка вкладов. С одной стороны, у нас объемы срочных депозитов не росли, но и не падали, все время колебались плюс-минус на одном уровне. Но если посмотреть комментарии крупных игроков, то они ощутили снижение.
Во второй половине ноября мы уже отмечаем, в основном, рост депозитной базы. Может быть, это связано с сезонностью. Какие-то премиальные выплаты, особенно в определенных сегментах. У нас на Дальнем Востоке это актуально, например, рыбаки и моряки получают премии и другие выплаты.
Интересная статистика наблюдается по остаткам на пластиковых картах - волнообразный рост транзакций. В этом году зафиксировали несколько пиков, когда население активно что-то покупало. Сказать, что кто-то, к примеру, скупал бытовую технику, нельзя, просто рос общий объем трат с пластиковых карт, увеличение объема транзакций на текущие нужды. Это было весной - в марте-апреле. Потом, наверное, в августе. Ну и, традиционно, к сентябрю население тратит достаточно большие суммы. Кто-то детей в школу готовит, кто-то делает плановые покупки. И это отразилось на остатках на пластиковых картах.
- Вы сегодня испытываете проблемы с персоналом?
- Здесь все зависит от специфики работы. Наверное, у всех банков, и у нас, в том числе, есть определённые сложности с операционным составом, специалистами, непосредственно обслуживающими клиентов. Но я не скажу, что это серьезная проблема, просто эта профессия перестала быть ценной на рынке. Быть сотрудником банка сейчас - это далеко не предел мечтаний современной молодежи. Вот в сфере ИТ в банках работать интересно, потому что здесь - практические задачи. Сложные, но интересные. А работа "на земле"... С одной стороны, очень высокие требования, потому что банковская область сильно зарегулирована, и требования к компетенциям и знаниям высокие. Поэтому сегодня не все хотят работать в банке.
- То есть можно говорить о проблеме текучки?
- Нет, так как она плановая. "Срок жизни" сотрудника на фронтальной линии - небольшой. Если он работает полтора-два года, это хорошо, его даже можно считать долгожителем. Есть, конечно, те, кто работает и по 10 лет. Но, в среднем, сменяемость сотрудников высокая.
Дальневосточный банк основан в 1990 году во Владивостоке, входит в ТОП-3 крупнейших дальневосточных банков РФ. Региональная сеть на данный момент насчитывает 28 подразделений на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.