Строительство домов, социальных и спортивных объектов, проведение капремонта дорог и обустройство сопутствующей инфраструктуры - все это является неотъемлемой частью мастер-плана Якутска. В интервью "Интерфаксу" на полях Восьмого экономического форума мэр столицы Якутии Евгений Григорьев рассказал о перспективах развития города.
- Евгений Николаевич, 5 сентября вы с главой Якутии Айсеном Сергеевичем представляли мастер-план Якутска, получили хорошие отзывы. Но вот если подробнее о нем: что он даст городу, какие значимые объекты появятся?
-Мастер-план, в принципе, подразумевает под собой взаимодействие всех федеральных институтов развития, в том числе информационных и экономических. Сейчас вектор страны направлен на Восток, и это находит отражение в таких прикладных вещах как мастер-планы городов.
Первое: мы должны сохранить темпы роста населения города. Планируем к 2030 году прийти с населением 418 тыс. человек. Это рост на 14% от базового значения 368 тыс. человек в 2021 году. К слову, за один год - с 2021 года до 2022 года - мы выросли на 10 тыс. человек. Якутск остается самым быстрорастущим городом на Дальнем Востоке.
В основу реализации экономической политики, которая заложена в мастер-плане, сделана ставка на развитие креативной экономики.
Сейчас в экономике Якутска занято 154 тыс. человек. Из них 14% задействованы в сфере здравоохранения, "социалки", 14% - образования, 13% - госаппарат, 10% - это ЖКХ. Особенность такая, что очень большая зависимость от бюджета. Город, по сути дела, является административным центром науки, образования и здравоохранения.
Здесь с точки зрения диверсификации экономики и подходов идеальным было бы использовать талант людей, живущих на территории города, республики. И развивать экономические проекты, которые могут быть конкурентоспособными в наших условиях. Это, в первую очередь, креативная экономика, IT-проекты, кино. Все, что связано с созданием нематериальных активов.
К 2030 году мы планируем увеличить валовый городской продукт на 109 млрд рублей: с базовых 264 млрд рублей до 373 млрд рублей. Мы планируем 25% от этого роста обеспечить за счет развития креативной экономики.
Самый масштабный проект в рамках развития креативной экономики - это создание круглогодичного кинопавильона. Он уже поддержан президентом страны. Сегодня Якутия находится на третьем месте в стране по выпуску фильмов. Больше только у Москвы и Санкт-Петербурга.
Это все если смотреть стратегически.
Если смотреть на уровне тактики и среднесрочных задач, то, конечно, сосредоточим наши усилия на ускоренном решении существующих закоренелых проблем города.
Это ветхое аварийное жилье, ликвидация очередей в школьных и дошкольных системах образования. За счет бурного роста населения города сохраняется перегруженность школ. У нас сегодня проектная мощность всех школ 27 тысяч ученических мест. А в школу 1 сентября пошло около 54 тысяч детей, что в два раза больше.
Дети - это прекрасно, они должны учиться в хороших, современных условиях. Тем более наша ставка на креативную экономику прочно связана с развитием человеческого капитала.
И, конечно, ключевым проектом всего нашего мастер-плана является строительство мостового перехода через реку Лена. Проект важный не только для города, но и для всего Дальнего Востока и Северо-Востока страны. Мост свяжет три федеральных дороги, пять региональных и железную дорогу.
Все думают, что мостовой переход нужен только Якутску. Но это не так. Это история развития Магадана, федеральной трассы "Лена", связанность огромных территорий самого большого по площади субъекта России. И его невозможно переоценить.
Мы очень рады, что президент поручил определить точные сроки, когда этот проект будет завершен. 8 сентября было получено положительное заключение госэкспертизы. Думаю, что дальнейшая реализация проекта уже пойдет более динамичными темпами.
- Одно из направлений мастер-плана - это развитие жилищного строительства. В последние 10-15 лет в Якутске активно ведется жилая застройка, появляются новые микрорайоны. Какие перспективы у города по развитию жилищного строительства?
-В прошлом году мы ввели 347 тыс. кв. метров жилья, это неплохо. В этом году планируем прийти примерно к этому же показателю. В целом, задача по вводу: чтобы к 2026 году мы подошли к показателю 1 кв. метр на одного жителя. Это примерно 370-380 тыс. кв. метров.
Надо сказать, что за последние 5 лет в Якутске введено более 1,5 млн кв. метров жилья. Я считаю, что сейчас у нас в городе благодаря таким инструментам поддержки как "Дальневосточная ипотека", внутренним процессам урбанизации, привлекательности региона для миграционных процессов - сохраняется высокий интерес для инвесторов в части проектного строительства.
Сегодня у нас до сих пор существует значительный неудовлетворенный спрос. Например, есть одобренные дальневосточные ипотеки, но нет соответствующего запросам и возможностям людей жилья.
Конечно, это отчасти подразумевает и спекулятивный рост на стоимость квадратного метра. Надо строить больше. Поэтому одной из задач, которую я себе сейчас ставлю как глава Якутска, это обеспечить приход на территорию города крупных федеральных застройщиков. Это один из вопросов, который хотелось бы решить в ближайшие годы.
- Пока у вас сейчас местные строительные компании?
- Да, пока строят местные. Вот сейчас есть первый масштабный проект реновации и комплексного развития территории - "Ленские столбы". Будет реализовываться на территории бывшего грузового терминала речного порта. Собственник его начал, мы уже подписали договор комплексного развития территории, внесли изменения в градостроительную документацию. ГК "Старвей" приступит к застройке нового жилого квартала.
- Город - это еще и дороги. Какой план был на этот год по строительству новых и ремонту существующих дорог? Какие планы на следующий год?
-Вы знаете, нам очень крупно повезло в 2019 году, что город смог попасть в состав городов, включенных в реализацию национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Можно смело сказать, что для Якутска - это является ключевой вехой. С учетом текущего года в общей сложности за пять лет мы должны ввести 164 км. Новое строительство, реконструкции, капремонт и текущий ремонт.
Общее количество дорог в городе - 562 км. Таких темпов ремонтно-строительных работ никогда не проводилось. Хотел бы выразить большую благодарность и Минтрансу, Росавтодору, президенту страны за столь необходимый национальный проект.
У нас и в мастер-плане указано: до 2030 года привести в соответствие 488 км дорог. То есть 164 км мы сделали, осталось еще, условно говоря, 320 км. Считаем, что к 2030 году достигнем образцово-показательного состояния дорог на территории нашего города.
Если говорить в процентах, то на момент начала национального проекта уровень дорог, соответствующих техрегламенту, на которых можно было обеспечить безопасное передвижение, составлял 33%. К окончанию строительного сезона 2023 года мы придем к показателю 66%.
-Поговорим о туризме. Якутия всегда привлекала жителей нашей страны и иностранных гостей, прежде всего, своей экзотикой. Якутск в этом плане такой хаб, куда прилетают туристы. Как в городе сейчас со строительством новых мест размещения, общественного питания и внутренними туристическими маршрутами?
- Вы знаете, мы хотим, для начала воспользоваться существующим туристическим потоком. По результатам 2022 года чуть больше 230 тыс. человек посетили Якутию. Якутск здесь выступает как транспортный хаб. Я считаю, что необходимо это поправить.
Надо попробовать предложить туристам возможность остаться на один день дольше в Якутске и получить больше незабываемых впечатлений, которых нет ни в одном другом городе мира. Основная мысль такая.
На самом деле, нам есть что предложить. Примечательным является то, что есть уникальный ряд объектов, которые имеют историческую ценность. Но мы еще не монетизируем их, поскольку не даем доступ для туристов, не обеспечиваем вообще их продвижение.
- Например?
-Например, Троицкий собор. Он построен в 1708 году. По личному согласию Петра Великого. Давая разрешение построить собор в Якутске, он уже в то время придал значимость городу.
Проект "Старый город - Залог". Это очень интересный квартал, который каким-то чудом весь не сгорел, не утонул. Ведь у нас до строительства гидротехнического сооружения эти территории постоянно уходили под воду. Тут сохранились уникальные деревянные дома XIX века, которых на всем Дальнем Востоке осталось крайне мало. Мы будем их кропотливо и бережно восстанавливать, создавать здесь новый центр притяжения и культурного отдыха для туристов и горожан. Стремимся примерно к такой же модели, которую реализовали наши друзья, коллеги из Иркутска - 130 квартал.
-А что насчет мест размещения?
-В мастер-плане запланированы две новые гостиницы. По одной из них уже заканчиваются археологические изыскания. Как только археологи закончат, до наступления зимы начнется процесс строительства. Мы реализуем этот проект в рамках масштабного инвестпроекта. Вторая гостиница будет в самом центре города, с номерным фондом на 150 мест.
Реализация этих направлений позволит создать условия для комфортного и интересного пребывания и обслуживания 230 тыс. человек, которые приезжают в Якутию за год. В целом, согласно мастер-плану, мы видим, что турпоток в перспективе можно увеличить до 750 тыс. человек в год.
Мы ставим задачу создать 20 тыс. рабочих мест. И, думаю, около тысячи из них должна обеспечить туристическая отрасль.
-В городе также строятся теплые остановки. Поскольку в Якутске зимой суровые морозы, аномально низкие температуры, эти остановки являются, скорее, необходимостью. Сколько в этом году их построено, сколько в планах на ближайшие годы?
- Да, мы начали массово строить теплые остановки с 2021 года. Вообще, в моем понимании, в наших условиях теплая остановка - это неотъемлемый элемент дорожно-транспортной инфраструктуры. Она должна быть обязательно. Вот как у арабов есть холодные остановки с кондиционерами - у нас зимой должны быть теплые.
Долгое время в Якутске строились остановки по такому принципу: город предоставлял землю в аренду, а дальше предприниматель сам строил и занимался в ней каким-то бизнесом. Но после того, как он построит остановку, объект находится в его собственности. И он сам решает в каком режиме будет остановка работать.
Наш же подход такой: остановка должна работать с момента как начнет ходить первый автобус, до момента пока не закончит работу последний. При этом, в это время она должна быть всегда открыта.
За 2021-2022 года запустили порядка 35 остановок, в этом году должны еще 10. Сегодня в целом их около 65. До конца срока полномочий планируем довести общее количество теплых остановок в городе до 100.
-С какими проблемами столкнулись за это время?
- Первая - это криминальные проявления и вандализм. Это происходит и во всех других городах, где экспериментировали с теплыми остановками. Например, у нас случались кражи телевизионных мониторов, находящихся внутри остановок. Также нередки намеренная порча скамеек, стен, дверей, окон и прочего. Особенно на окраинах города, где нет камер видеонаблюдения.
Вторая проблема - это асоциальные личности и нетрезвые граждане. На улице зимой очень холодно, они заходят погреться. Чисто по-человечески, конечно, понятно. Но с точки зрения обеспечения комфорта, удобства для людей, ожидающих автобус - это невыносимые условия. Стоит соответствующий запах, эти люди часто творят непотребные вещи, за которые просто стыдно.
Поэтому принимаем меры совместно с МВД, постоянно проводим рейды. К слову, с теплых остановок зимой еженедельно несколько десятков человек доставляется в отделы полиции.
Также начинаем заводить внутрь остановки бизнес, на очень льготных условиях, насколько позволит площадь. Чтобы постоянно обеспечивался контроль за ситуацией, санитарным состоянием. Это может быть кофейня, пекарня, мелкий киоск или любой другой бизнес.
В целом, мы видим, что население начинает воспринимать теплые автобусные остановки как необходимость. Относятся более бережно, активно сигнализируют городским службам в соцсетях о любых неполадках или каких-то происшествиях на остановках.
Именно в такой взаимосвязи властей и жителей города, как мне кажется, и должны решаться любые сложные вопросы, представляющие общественный интерес.
- В следующем году в Якутске состоятся международные спортивные игры "Дети Азии". Сколько участников ожидается? Какие объекты возводятся и ремонтируются?
-Восьмые спортивные игры "Дети Азии" вернутся домой, пройдут у нас на территории города. Для нас это значимое событие. Поскольку, в принципе, население города молодое. Средний возраст 36 лет. У нас, людей моего поколения, 30-40 лет, многие яркие воспоминания детства связаны с проведением "Детей Азии". Многие участвовали в их подготовке и организации, кто-то сам принимал участие в соревнованиях.
Уже начали готовиться. Создан республиканский оргкомитет под председательством Главы Республики Айсена Николаева. Я в городе создал городской.
У нас большая программа по благоустройству города. Уже сегодня ведем крупные проекты по строительству, созданию новых мест общественного пользования: Озеро Сайсары, сейчас начнем площадь Ленина, набережную Романа Дмитриева. Большая программа запланирована по ремонту детско-юношеских спортивных школ.
Займемся благоустройством и в целом по городу. Хотим достойно встретить эти крупные международные соревнования. Ожидается более 2,5 тыс. участников из порядка 35 стран.