Прошел год с того момента, как президент России Владимир Путин одобрил мастер-план Якутска. В его рамках строятся новые объекты, расширяется транспортная сеть, изменяется облик столицы. Подробнее об этом в интервью "Интерфаксу" на полях Восточного экономического форума рассказал мэр Якутска Евгений Григорьев.
- Евгений Николаевич, какие можете подвести первые промежуточные итоги по реализации мастер-плана?
- Мастер-план Якутска включает 90 мероприятий. Из них на данный момент в разной стадии реализации находятся 23 проекта. Есть проекты, которые уже были реализованы в течение этого года. Есть те, которые находятся на стадии строительно-монтажных работ. Ведется активная работа по разработке проектно-сметных документаций тех проектов, которые должны быть реализованы в 2025-2026 годах.
Конечно, основной вопрос - это привлечение внебюджетных источников финансирования. Это касается взаимодействия с институтами развития для привлечения таких инструментов, как государственные программы, дальневосточная концессия.
В принципе, сегодня мы следуем по графику того плана 2023 и 2024 года.
- Облик Якутска постепенно меняется. Например, на площади Ленина установили колонны в виде сэргэ, которые подсвечиваются. Как считаете, может ли симбиоз каких-то подобных традиционных ценностей и современных технологий стать визитной карточкой города?
- Одной из наших ключевых задач, несмотря на наши климатические условия, как раз таки является развитие туристического потенциала. Он, в первую очередь, связан с возможностью формирования комфортной городской среды с добавлением этники. То есть здесь реализация дизайн-кода центральной части города, проспекта Ленина, площадей связана с этой концепцией.
Мы твердо верим в то, что благодаря мастер-плану и площадь Ленина, и набережная озера Сайсары, и набережная имени Романа Дмитриева станут новыми местами притяжения не только для населения Якутска, но и для туристов. Что эти объекты будут восприниматься как достопримечательности города.
- К теме изменения облика города можно отнести и озеленение. В последнее время изменился подход к высадке саженцев, установке цветочных клуб на площадях.
- Мы, начиная с этого года, действительно поменяли концепцию озеленения. У нас появился на постоянной основе опытный ученый-ботаник в качестве советника главы города. Благодаря наличию человека с профессиональным подходом первое, что мы сделали, помимо того, что вы уже перечислили, это нормативные документы.
Заказали у Ботанического сада Института Биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН научную работу: специалисты разработали ассортимент посадочного материала для Якутска и в целом центральной зоны нашей республики, идет разработка стандартов озеленения. В них описаны виды и сорта растений пригодных для городского озеленения, их возраст, размер, состояние корневой системы и ветвей и так далее. Эти стандарты мы будем использовать как основу для выдачи технических условий при благоустройстве территорий. Параллельно мы ведем разъяснительную работу, даем рекомендации по правилам посадки и к качеству грунта. Это позволит в целом увеличить процент приживаемости зеленых насаждений, улучшить разнообразие и эстетический вид деревьев и кустарников.
До этого года у нас такого документа не было, и раньше все высаживалось на усмотрение застройщика или специалистов по благоустройству. То, что им казалось правильным и подходящим, то и сажали, нередко по остаточному принципу.
Кроме того, что касается новых подходов, в этом году мы увеличили объем финансирования и начали привлекать профессиональных озеленителей, предпринимателей, специализирующихся в этой сфере. Такой подход будет продолжен.
В этом году по новым подходам задали для себя определенный стандарт озеленения на двух улицах - Пирогова и Ильменская. Это дало результат, горожане заметили и оценили, людям нравится. Поэтому будем продолжать.
Помимо этого, мы сегодня находимся в активной фазе согласования выделения земельного участка под инвестиционный проект. Планируется построить полигон для почвосмеси и питомник для саженцев декоративных растений. Сейчас основная часть, конечно, покупается в ботаническом саду, но там объема не хватает. Поэтому приходится выходить в лес и брать саженцы с просек линий электропередачи. Лучше всего, конечно, высаживать саженцы, которые были специально выращены для этой цели.
- Евгений Николаевич, город расширяется, ведется застройка новых кварталов. Можете рассказать подробнее о строительстве микрорайона «Аэропорт"?
- Одним из ключевых факторов развития Якутска является расселение ветхого аварийного жилья. У нас более тысячи домов имеет этот статус. По этому показателю Якутск находится в очень сложной ситуации. Это одна из самых больших проблем, поэтому любые проекты, которые включают в себя расселение ветхого аварийного жилья, мы приветствуем.
Так, на территории микрорайона аэропорта целая прилегающая территория планируется под строительство летного училища. Территория под расчистку для будущей строительной площадки включает в себя расселение пяти деревянных многоквартирных домов. Это три дома по ул. Гагарина и два по ул. Циолковского. Сейчас активная фаза расселения этих жителей. Им предоставляются либо выплаты, либо новое жилье. Планируется до конца года этот процесс закончить и снести деревянные дома.
На территории прилегающей к аэропорту, в Гагаринском округе активно реализуется проект обустройства общественного пространства Парк Победы. Также у нас в планах обустройство сквера Ю.А. Гагарина, продолжается строительство здания новой поликлиники.
Параллельно с этим сейчас ведется расширение улицы Можайского. Мы планируем закончить проект в этом году и дальше уже приступить к дворовой территории.
- Вы сказали о программе расселения аварийного жилья. Остался год до ее завершения. Сколько всего осталось домов расселить?
- По городу Якутску нам на данный момент осталось расселить немногим более 200 граждан, это 69 жилых помещений. Мы досрочно заканчиваем текущую программу, рассчитанную до 2025 г., в этом году. В целом общий объем расселения был 65 тыс. кв. метров. Из них на данный момент мы расселили более 63 тыс. Нам осталось совсем немного.
- А что насчет транспортной сети? Это одна из больных тем для горожан. Сейчас есть масса федеральных программ, которые помогают муниципалитетам приобретать транспорт. Как с этим обстоит в Якутске?
- За последние три года мы провели колоссальную работу по приобретению транспорта. На данный момент мы обновили почти 150 автобусов. Такого объема обновления не было со времен СССР. В том числе мы полностью обновили технику нашего муниципального предприятия ЯПАК, закупили при поддержке правительства республики только для этого предприятия более 100 автобусов.
Несмотря на это, остается еще потребность - порядка 200 автобусов, которые необходимо приобрести в рамках реализации мастер-плана. Поэтому мы широко приветствуем и рады возможностям, которые предоставляет министерство транспорта РФ. Планируем участвовать в национальном проекте «Общественный транспорт». Сейчас ведем активную работу с нашим региональным Минтрансом для того, чтобы оформить заявку для продолжения закупки транспорта.
Одна из острейших проблем сегодня в Якутске, других городах Дальнего Востока, да и в целом по стране – это нехватка водителей общественного транспорта. Порядка 400 тысяч вакансий по России. В Якутске у нас нехватка более 200 водителей. Поэтому параллельно с закупкой автобусного транспорта необходимо ввести программу по привлечению новых водителей. Одно из наших предложений для того, чтобы снизить дефицит водительских кадров – расширить перечень лиц, получающих право на дальневосточную ипотеку, включив в него водителей общественного транспорта. Это позволило бы закрепить людей на территории Дальнего Востока и привлечь дополнительные кадры.
Недавно мы проводили опрос среди водителей нашего муниципального предприятия ЯПАК. Большинство из них нуждаются в улучшении жилищных условий, но не могут этого сделать, поскольку они не являются льготными категориями, а ипотека по рыночной ставке им не по карману. Отмечу, что за последние годы мы существенно подняли заработную плату водителям автобусов, сегодня она почти сравнялась со средней по г. Якутску. Также улучшились условия труда, поскольку закуплены новые автобусы, но все равно водителей не хватает.
Поэтому у нас возникла такая идея, которую мы хотим оформить как предложение, сформулировать его, посоветоваться с коллегами из других городов, с курирующими госорганами – расширить список получателей ДВ-ипотеки за счет водителей общественного транспорта. Уверен, это поможет закрепить кадры на предприятиях, повысить престиж профессии, мотивировать работников, в конечном счете – улучшить качество обслуживания и безопасность пассажирских перевозок. Это и является главной целью реформы общественного транспорта.
- Какие у вас ожидания от нынешнего Восточного экономического форума?
- Считаю, что с того момента, как президент Путин два года назад поставил задачу по разработке мастер-планов, Восточный экономический форум обрел совершенно иные краски для муниципалитетов Дальнего Востока.
Сегодня основной работой, как и в прошлом году, является встреча с институтами развития и потенциальными инвесторами по реализации нашего мастер-плана.
Также мы намерены озвучить вопросы, связанные с определением льготной категории по дальневосточной ипотеке. Планируем обсудить вопрос расширения программы комплексного развития сельских территорий в ДФО для столичных городов – чтобы прилегающие к центрам регионов сельские поселения были включены в состав этой программы.
В первый день мы приняли участие в сессии, посвященной обсуждению вопросов мониторинга и сохранения вечной мерзлоты, что является очень важным вопросом для нашей страны и, конечно, нашего города. В России более 7 млн человек проживает на территории вечной мерзлоты, это территория 8 млн кв. км, поэтому вопрос внедрения системы контроля за состоянием вечной мерзлоты, формирования нормативно-законодательной базы, привлечения финансирования – это вопросы жизнестойкости очень большой части нашей страны.
Вот эти вопросы мы обсуждаем, дискутируем с экспертами отрасли, руководителями институтов развития, органов государственной власти. Рассчитываем, что удастся выработать по ним подходы, и они пойдут в проработку. Ну и будем работать над реализацией мастер-плана. Площадка ВЭФ является идеальным местом для такой концентрированной работы.