Как предприятия Камчатского края работают в условиях жестких санкций, как развеивается миф о транспортной недоступности региона для туристов и как будет решен вопрос с газификацией края в интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума рассказал глава региона Владимир Солодов.
— Владимир Викторович, какие соглашения подписала Камчатка на форуме, какие из них наиболее важные для региона?
— Из подписанных соглашений я бы отметил сотрудничество с компанией "Зарубежнефть". Они уже в ближайшее время приступят к практическим работам по геологоразведке геотермальных скважин на полуострове. При подтверждении запасов будем приступать к промышленной эксплуатации скважин, созданию современных электростанций. Это даст нам возможность реализовать большой потенциал геотермальной энергетики, который есть на Камчатке.
Кроме того, мы обсудили продолжение работы, связанной с прозрачностью поставки водных биоресурсов. Мы сейчас концентрируемся на наиболее ценном, наиболее подверженном с точки зрения браконьерской добычи виде ресурсов — это лососевая икра. Прямо накануне форума в первом чтении был принят законопроект об ограничении перевозки икры в личном багаже пассажиров. Это поможет перекрыть канал браконьерский перевозки, которая достигает очень больших размеров сейчас в аэропорту. Сотни тонн икры в год под видом личного багажа перевозится профессиональными курьерами. Вторым шагом (это то, о чем мы на форуме проговаривали) будет система маркировки. Когда икра будет маркироваться от производителя до стола или до прилавка. И третьим шагом мы видим создание рыбной биржи. Именно икорная продукция станет первым видом продукта, который будет применяться в биржевой торговле. Это связано, в частности, с необходимостью поставок как внутри страны, так и на экспортных, зарубежных рынках.
Конечно, мы много обсуждали (это отражено в соглашениях) сферу туризма. Реализацию совместных межрегиональных туристических продуктов, например, с Иркутской областью (с Байкалом), с Калмыкией и другими регионами. Сейчас мы с удовлетворением отмечаем, что 2022 год — первый, когда даже в пиковый сезон можно купить билеты без проблем по сниженной цене, по плоским тарифам. Это связано с поддержкой по линии правительства Российской Федерации, и с политикой, которую проводит компания "Аэрофлот", расширяя и сегменты провозные, и запуская дополнительные сервисы, например, оформление субсидированных авиабилетов для пенсионеров, многодетных, детей. А я напомню, они еще в два раза дешевле, чем субсидированный тариф. Билеты можно купить через сайт авиакомпании. Сейчас нет необходимости стоять в очереди в офисе, то что всегда доставляло неудобство нашим гражданам.
— Как работается камчатским предприятиям в условиях санкций? Особенно это касается поставок импортных запчастей для медицинского, рыбопромыслового, рыбоперерабатывающего сектора, для горнодобывающей промышленности? Насколько укомплектованы сейчас предприятия, в том числе, иностранными специалистами?
— Специфика экономики Камчатки, структура ее, связана с тем, что она меньше подвержена санкциям, и вообще выглядит гораздо более устойчивой, чем в целом экономика России сейчас. Потому что наша ставка — это рыбохозяйственный комплекс. И по спросу на камчатскую дикую рыбу никаких сомнений нет — он будет только расти. Это туризм, на который растет спрос в условиях замещения зарубежных поездок. Это логистика. Здесь мы видим, что Северный морской путь — это уже реальный транспортный коридор, в котором получают практическую реализацию первые проекты. Безусловно, вопросы комплектации касаются и камчатских предприятий. И они, как и, наверное, все предприятия по стране, сейчас интенсивно работают над замещением. Но я бы не сказал, что здесь какая-то большая специфика есть. Хочу подчеркнуть: базовые отрасли более стабильны. Они обеспечивают устойчивое развитие вне зависимости от вот этой внешней турбулентности. Более того, по ряду направлений мы даже выиграли, например, по туризму и логистике.
— Какие региональные меры поддержки предусмотрены для жителей и предприятий Камчатки?
— Основные вызовы для нас — инфляция, рост цен, удлинение цепочек поставок и удорожание кредитов за счет роста базовой ставки.
В отношении бизнеса мы выделили два приоритета. Первый — это поддержка малого и среднего бизнеса. И мы сразу же, буквально в первую неделю, приняли решение о выделении 300 млн рублей на дополнительную поддержку в виде сниженных кредитов, продления возврата займов, которые до этого были взяты, снижения ставки арендной платы для тех, кто арендует помещения у государственных и муниципальных организаций, и предоставления других форм имущественной поддержки.
Второе направление — это отраслевые меры на те сектора, которым сейчас нужнее поддержка. Это туризм, сельское хозяйство, производство пищевой продукции. И здесь мы активно задействуем механизм государственного и муниципального долгосрочного заказа. Я поставил задачу, чтобы у нас до 100 процентов закупок социальными, государственными, муниципальными учреждениями осуществлялись у наших камчатских производителей. Там, где есть достаточные мощности. Это яйцо, молочная и мясная продукция, овощи открытого грунта. Когда урожай засевался, мы эти долгосрочные заказы уже установили.
Конечно, мы и население активно поддерживаем. Тут тоже сфокусировались на тех, для кого наиболее болезненными могут быть изменения в цене. Это, в первую очередь, неработающие пенсионеры с уровнем доходов ниже прожиточного минимума (на Камчатке величина прожиточного минимума пенсионера — 19 тыс. 720 рублей). Для них в виде социальной помощи мы предусмотрели возможность приобретения продуктов камчатских производителей на сумму 3 тыс. рублей в месяц через систему социальной карты, которая у нас уже работает.
И, конечно, это активная реализация тех мер поддержки, которые на федеральном уровне реализованы. Это социальные контракты, и это те выплаты, которые по решению президента осуществляются. Они, конечно, серьезное подспорье каждому оказали.
Могу сказать, что опасение, связанное с безработицей, которое было и отчасти сохраняется в целом по стране, для Камчатке не актуально. У нас безработица даже снизилась по сравнению с прошлым годом и является одной из самых низких в стране. Порядка 4% сейчас уровень зарегистрированной безработицы, что характеризует практически полную занятость. Отчасти это связано с совпадением с активной фазой лососевой путины, которая сейчас идет и которая привлекает и наши внутренние кадровые ресурсы, и ресурсы из соседних регионов.
— На Камчатке начался туристический сезон. Какие планы у региона на привлечение туристов?
— Камчатка вызывает очень большой интерес у туристов. Можно этот стереотип о дороговизне, о недоступности путешествий на Камчатку сломать. Мы этого добиваемся через доступные авиабилеты, через запуск чартерных туров. Их стоимость начинается от 45 тыс. рублей за неделю — с перелетом и проживанием на Камчатке. И поэтому на самом деле вот этот сложившийся стереотип, что Камчатка недоступна, мы его всячески разрушаем. Конечно, нам предстоит решить, как организовать пребывание на Камчатке: места размещения, организация экскурсионного обслуживания и уход от вертолетных перевозок как единственного способа добраться до заповедных уголков края. Вертолетные перевозки останутся, но должны быть альтернативные пути перемещения по полуострову, которые бы позволили более доступным путем увидеть вот эту красоту. И на самом деле огромное количество мест на Камчатке сейчас можно увидеть без привлечения вертолета. Это и морские прогулки, это и пеший подъем, джип-туры на вулканы. Это и рыбалка речная и морская. И это автомобильный туризм, который тоже развивается, поскольку у нас в прошлом году достаточно серьезно увеличилась сеть дорог. Заасфальтировали трехсоткилометровую трассу до Мильково, и она позволяет достаточно комфортно добраться и в максимально приближенную к Долине гейзеров точку, и до Ключевской группы вулканов в течение одного дня достаточно комфортным автомобильным переездом.
Запускаем и нишевые — например, соколиный центр, центр репродукции белых кречетов, который был реализован в прошлом году частными инвесторами в соответствии с поручением президента Российской Федерации. Мы ориентируемся на активное сотрудничество со странами арабского мира, для которых соколы, кречеты — это очень значимые и символ, и материальная ценность. Первые птенцы уже появились в этом питомнике. Я хочу подчеркнуть, что до этого спрос на этих птиц рождал браконьерское предложение. Достаточно варварским путем десятки птиц изымались из дикой природы, перевозились в багаже, многие гибли. И это дополнительно подрывало популяцию. Мы уверены, что с введением центра мы сможем организовать достаточное легальное предложение кречетов, чтобы браконьерский промысел пресечь на корню.
— Больной вопрос для региона — снабжение потребителей газом. Планировалось решить вопрос газификации края за счет НОВАТЭКа, который бы поставлял для нужд Камчатки отпарной газ, образующийся при транспортировке сжиженного природного газа. В силе ли договоренности?
— С компанией НОВАТЭК мы работаем в очень тесном контакте, чтобы за счет СПГ восполнить дефицит природного газа, который сформировался из-за недостаточного объема поставляемого ресурса с месторождений Камчатского края. К сожалению, примерно в два раза меньше тот объем, которые поставляется, по сравнению с плановым дебетом. Поэтому сейчас в энергобалансе более половины занимает мазут — очень дорогой и неэкологичный вид топлива. Мы сможем решить социальные задачи за счет того, что на Камчатке реализуется компанией НОВАТЭК такой глобальный проект — хаб по перевалке сжиженного природного газа с судов ледового класса на суда общего класса в непосредственной близости от Петропавловска-Камчатского (около 140 км). Сжиженный природный газ должен поставляться на Камчатку, чтобы после регазификации поступать в единую газотранспортную систему. Понятно, что проект непростой, он требует и создания причальных мощностей, и плавучих регазификационных установок. Благодаря поддержке компании НОВАТЭК, наши партнеры начали проектировать необходимую инфраструктуру, и после окончания, в соответствии с поручением президента, данном год назад в послании Федеральному Собранию, мы будем прорабатывать механизм финансирования этой инфраструктуры и практическую реализацию этого комплекса.
— Как решается вопрос привлечения подрядчиков, неохотно выходящих на тендеры по реконструкции инфраструктуры аэропортов Камчатки, особенно в труднодоступной местности?
— Во-первых, уже строится новый аэровокзальный комплекс аэропорта Петропавловска-Камчатского — главного аэропорта региона. Он будет сдан в 2024 году.
Что касается удаленных населенных пунктов — хочу напомнить, что там за последние годы три искусственных взлетно-посадочных полосы было построено. Это взлетно-посадочная полоса в Палане, в Оссоре и вот сейчас ведется работа в Усть-Камчатске. Для нас остается острым вопросом строительство полосы в Тиличиках. Это самый северный из крупных поселков. И это тот вопрос, который мы сейчас прорабатываем вместе с федеральными органами власти. Президент поддержал мое обращение об опережающем порядке строительства для этого аэропорта в виду его значения как транспортного хаба. Здесь, правда, вопрос не выбора подрядчика, а определение года возможности горизонта строительства и определение средств федерального бюджета.
Привлечение подрядчиков — это, скорее, текущая работа, она связана с определением начальной (максимальной) цены контракта, с включением в нее транспортных расходов и расходов на перебазировку. И я уверен, что при выделении соответствующего финансирования мы вопросы надежных подрядчиков решим. У нас есть целый ряд таких компаний, которые уже сейчас ведут стройку (Оссору закончили, в этом году Усть-Камчатск), и которые готовы эти строительные работы проводить при выделении соответствующего финансирования.