Делегация Камчатского края приняла участие в Петербургском международном экономическом форуме. Губернатор края Владимир Солодов в интервью "Интерфаксу" рассказал о главных для региона итогах форума, развитии на полуострове возобновляемой энергетики, перспективах на лососевую путину 2024 года, строительстве туристической инфраструктуры и сотрудничестве с китайскими партнерами.
- Владимир Викторович, традиционный вопрос: какие соглашения Камчатский край подписал и какие из них наиболее важны для региона?
- Петербургский форум - ежегодная точка сверки нашей работы. В этом году одной из ключевых тем на форуме стала реализация мастер-плана Петропавловска-Камчатского. Сам мастер-план утвержден президентом, но для нас он создает долгосрочный вектор развития города. Город развивается не только за счет бюджетных усилий, не только за счет государственных программ, но и за счет внебюджетных инвестиций. И мы уже видим конкретные проекты, которые частные предприятия, частные компании в рамках мастер-плана будут реализовывать. К слову, даже в утвержденном объеме более трети инвестиций - это частные инвестиции, 37%, если точно. Это касается только инфраструктуры. Помимо этого, и жилое строительство, и строительство гостиниц. В этом году мы запускаем новое здание аэровокзального комплекса Петропавловска-Камчатского. Это тоже радикально изменит и возможности приема туристов, и саму конфигурацию нашей агломерации, потому что Петропавловск -Камчатский в мастер-плане рассматривается как единая агломерация. Проекты мастер-плана - это, наверное, первый приоритет, который здесь на форуме обсуждали, по которому достигнут целый ряд новых договоренностей и подтверждена реализация ключевых проектов, которые находятся в стадии практической реализации. Мастер-план, в частности, позволит нам включить город в активную работу с туристами и увеличит мультипликативный эффект, который получает наша экономика, жители Камчатского края от приезжающих туристов. Важно не просто количество людей, которые приехали на полуостров, а их включенность в нашу экономику, в гастрономию, в реализацию нашей продукции, в присутствие экскурсоводов, гидов и другие составляющие туристического продукта. Это один из важных посылов мастер-плана.
Второе важнейшее для нас направление, в этом году особенно важное, - это проекты в сфере энергетики. По поручению президента реализуется строительство комплекса регазификации для обеспечения полуострова газом за счет сжиженного природного газа. Сейчас происходит определение подрядчика по строительству береговых сооружений в соответствии с планами для строительства морской составляющей, судов, челноков и самого плавучего регазификационного комплекса.
Одновременно с этим мы принципиально договорились о расширении "зеленой", возобновляемой энергетики. В частности, здесь для нас основное направление - биотермальная энергия. Вместе с нашими партнерами "Русгидро" и "Зарубежнефть" в ближайшее время подойдем к реализации второй очереди Мутновской геотермальной станции. "Русгидро" уже завершило технико-экономическое обоснование второго этапа геотермальной станции. Принципиальное решение по второй очереди станции принято, думаю, что уже в ближайшее время официально оно будет закреплено правительством Российской Федерации. Первая очередь сейчас функционирует, она будет модернизирована, эффективно повышена за счет современных подходов к выработке электроэнергии, в частности, используемой технологии бинарного цикла. Также уже приступили к бурению дополнительных скважин и подготовке проектных решений по второй очереди Мутновской ГеоЭС. Это позволит нам повысить долю возобновляемых источников энергии в нашем энергетическом балансе. Мы и сейчас один из лидеров. Примерно 30% энергетики Камчатки - из возобновляемых источников. При строительстве этой станции доля дойдет примерно до половины, что, конечно, принципиально важно для нас.
На форуме мы подписали соглашение с крупной компанией "Группа ЭНЭЛТ" по производству возобновляемой электроэнергии на базе солнечных и ветровых установок. Компания модернизирует локальные дизельные электростанции, расположенные на территории Камчатки. Они неэффективные и устаревшие. На отдельных объектах генерации в ближайшее время будут строиться автономные гибридные электроустановки на основе солнечной энергетики. За счет генерации в комбинированном цикле мы рассчитываем на экономию до 30% расходов по топливной составляющей.
Отдельно отмечу традиционно главную тему для нас - туризм. Здесь на форуме было объявлено, что вместе с банком ВТБ мы будем реализовывать проект по строительству детского лагеря на Камчатке для наших детей, для детей в дальневосточных регионах. Сейчас идет процесс обсуждения участка под строительство. Думаю, что в ближайшее время уже всю конкретику определим. Структура ВТБ уже сейчас активно инвестирует в сферу туризма на Камчатке. Идет подготовка к строительству гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского. Здесь проект уже вовсю реализуется. В целом в туризме активно ведется строительство инфраструктуры.
- На Камчатке уже начался туристический сезон. Насколько край сейчас готов принимать туристов?
- К туристическому сезону мы готовы, ожидаем хороших результатов. Ключевое здесь, что у нас спрос на туристическую сферу растет. Сейчас мы принимаем 370 тысяч туристов в год, к 2030-му году будет миллион. Мы последовательно расшиваем узкие места, что позволит нам принимать максимальное количество туристов. В этом году завершается строительство нового здания аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловска-Камчатского. Он будет самым современным, функциональным и одновременно самым красивым в России аэропортом. Запуск - в декабре 2024 года. Помимо собственных аэропортовых мощностей, он будет включать и гостиничный центр, и конгрессно-выставочный. Со следующего года мы рассчитываем на возможность принимать деловые мероприятия высокого уровня. Подумаем над форматами.
Следующее звено в приеме туристов - это, собственно, перелеты, пропускная способность. Здесь хочу поблагодарить авиакомпанию "Аэрофлот" - нашего основного перевозчика, партнера. Благодаря его поддержке мы существенно нарастили объем перевозок из Москвы в Петропавловск-Камчатский - четыре рейса в день летают, и все они востребованы, загружены. На форуме обсудили и возможность наращивания пассажирских авиаперевозок, в том числе появление прямого рейса между Камчаткой и Санкт-Петербургом. Здесь есть свои сложности, но, по крайней мере, готовность к диалогу подтверждена.
Третьим звеном в цепочке приема туристов является, конечно, гостиница. В прошлом году мы ввели в гостиничном фонде более тысячи номеров, новых мест размещения, в этом году не меньший объем будет создан. Целый ряд новых проектов запускается. В этом году мы запустим первую пятизвездочную гостиницу в центре Петропавловска-Камчатского. Начинается строительство целого ряда мест размещения в городе и в ключевых туристических кластерах вокруг города - на природе.
Не последнее звено в этой цепочке -подготовка специалистов для сферы туризма. Мы сейчас готовим заявку на программу профессионалитета подготовки туристических кадров. Надеемся на поддержку со стороны федерального правительства и с помощью наших крупных игроков в этом секторе рассчитываем перезагрузить систему подготовки, чтобы обеспечить сферу сервиса высококвалифицированными кадрами, которые являются основой качественного туристического продукта.
Замыкая цикл всех этапов приема туристов, хочу напомнить про наш ключевой флагманский проект "Три вулкана". По нему решены все инфраструктурные вопросы, достраивается дорога. Общий объем финансирования превышает 50 млрд рублей. С этого года выходим на стройку. В соответствии со сроками, которые обозначены, первый этап проекта будет уже введен в 2027 году, может быть, в конце 2026 года. Реализация этого масштабного проекта по созданию комплексного туристического кластера в горной местности Камчатки задаст новое качество комплексной туристической инфраструктуры, а не просто отдельных баз отдыха и гостиниц, которые уже сейчас развиваются.
- В продолжение энергетической тематики. Каковы ценовые значения заключенного договора о поставках СПГ на Камчатку?
- Поручением президента страны достаточно четко определено, что сжиженный природный газ должен поставляться по регулируемой цене. Ее устанавливает Федеральная антимонопольная служба на всю территорию России. Если не изменяет память, сейчас эта цена составляет 8 тыс. рублей за кубометр. И это та цена, по которой сжиженный природный газ будет поставляться на Камчатку. Относительно других моментов правительство сейчас уточняет все необходимые параметры. Но самое главное, что строительство инфраструктуры идет в соответствии с установленными сроками. Есть уверенность, что все решения, которые президент принял, сможем реализовать.
- Недавно объединенная судостроительная корпорация заявила необычную для себя инициативу - объявила поиск потенциальных инвесторов для создания у берегов Камчатки рыбоводных ферм открытого моря по выращиванию лосося и форели. Есть ли интересующиеся?
- Здесь вопрос непростой, потому что мы делаем ставку на добычу дикой рыбы, по которой Камчатка является лидером. Создаются необходимые условия по устойчивому лову, чтобы была возможность воспроизводства ресурсов. Это наша главная ставка, наш главный ресурс. В этой связи ключевой принцип, которым мы руководствуемся - не навредить, потому что, по оценке ученых, размещение больших аквакультурных ферм может навредить естественному стаду, естественной аккумуляции лосося. Нужно очень внимательно просчитывать и породы рыб, потому что они должны соответствовать и природным условиям, и особенности размещения, чтобы их наличие в нерестовых реках не привело к вреду для популяции дикого лосося. В то же время мы работаем с инициаторами. Пока предметных проектов не было. Но не исключаю, что в будущем такие проекты могут появиться.
- На Камчатке стартовала лососевая путина. Какие в этом году у региона планы на добычу красной рыбы, в том числе на производство икорной продукции?
- Этот год, по прогнозу, относится к "неурожайным". Прогнозируется не очень высокий подход у лосося. В то же время хочу сразу сказать, что все потребности нашего рынка и даже экспортные потребности с лихвой могут быть закрыты тем объемом лосося, который вылавливается. По прогнозу, в 2024 году для Камчатки это в общей сложности порядка 200 тыс. тонн лососей. Но сейчас про какие-то итоги говорить рано, пока это только оценки науки. Что же касается самой организации путины, то все готово. Уверен, что наши рыбаки эффективно смогут осуществить добычу, транспортировку, хранение и, самое главное, сбыт рыбы. Для меня приоритет, чтобы как можно больше лосося вышло на российский рынок. Целый ряд инициатив здесь на форуме обсуждали. Продолжаем работу по увеличению потребления рыбы в России, увеличению спроса на нее, потому что в любом случае свой рынок более устойчивый, более предсказуемый и более надежный. В текущих условиях мы ярко видим справедливость этого тезиса. И, конечно, необходимо наращивать обеспечение доступной, качественной российской рыбой наших граждан.
- Как сейчас развивается сотрудничество Камчатки с Китаем, по каким направлениям?
- Китай - это наш ключевой партнер, в нынешних условиях, наверное, главный зарубежный партнер. Мы с ним плотно работаем. Темы сотрудничества вытекают из структуры нашей экономики. Это, во-первых, сбыт рыбной продукции. Китай - большой рынок, он потребляет и рыбу, и крабы, и другие морепродукты. В целом мы нацелены наращивать это взаимодействие, в то же время повышая уровень переработки на территории России. Второе направление - это туризм. Мы рассчитываем, что с вводом нового аэропорта нам удастся запустить прямой рейс на Камчатку из Харбина. Сейчас ведем переговоры, проработку этого вопроса. Надеемся, что такой рейс позволит увеличить поток иностранных туристов к нам и будет подспорьем для наших туристических операторов. Ну и, конечно, Китай - это партнер по поставкам технологической продукции, компонентов, запасных частей, которые сейчас используются и нашими промышленниками, и недропользователями, и в других секторах экономики. Могу сказать, что здесь у нас взаимодействие выстраивается конструктивно, объем только растет. Также не снимаем со счетов гуманитарное сотрудничество, в частности в образовании. У нас есть совместная программа с китайскими университетами, которая позволяет и готовить квалифицированные кадры, и наращивать постоянное взаимодействие и взаимное понимание между нашими странами, нацеленное на общий результат, общее гармоничное развитие.