Стратегический поворот России на Восток произошел. О том, какие задачи стоят перед приграничным регионом - Хабаровским краем, как территория развивается в новых экономических условиях, выстраивает добрососедские отношения и привлекает инвесторов, в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Михаил Дегтярев.
- Михаил Владимирович, Россия взяла курс на Восток и в этом процессе, надо полагать, Хабаровскому краю отводится большая роль. Регион выгодно расположен географически, развивает транспортно-логистическую инфраструктуру. Как сегодня выстраивается сотрудничество между регионом и провинциями Северо-Востока КНР?
- Китай для Хабаровского края был и остается основным партнером на международной арене. Нас связывает не только граница, но и высокая взаимодополняемость экономических потенциалов.
Во время недавнего государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что "приоритетной для нас была и остаётся тематика торгово-экономического взаимодействия, что вполне естественно, учитывая, что Китай прочно занимает позицию ведущего внешнеторгового партнёра нашей страны. Наши государства слаженными усилиями удерживают высокую динамику взаимной торговли, которая по итогам прошлого года выросла на 30 процентов, установив новый рекорд - свыше 185 миллиардов долларов. И нам по силам уже в текущем году преодолеть знаковую отметку в 200 миллиардов долларов.
Сегодня Хабаровский край вносит свой вклад в достижение поставленных президентом целей. Внешнеторговый оборот края с Китаем по итогам 2022 года увеличился на 31%. Грузооборот вырос на 106% к уровню 2021 года. Перевалка грузов в контейнерах в порту Ванино за год выросла в 3,6 раза.
В навигацию 2022 года по моей личной договоренности с губернатором провинции Хэйлунцзян было возобновлено грузовое речное сообщение "Хабаровск - Фуюань" и "Хабаровск - Тунцзян". В июле прошлого года открылось грузовое сообщение "Покровка - Жаохэ", а в январе этого года там открыли международное грузовое сообщение по понтонному мосту. За навигацию было перевезено 255 тыс. тонн грузов, по зимней переправе - свыше одной тысячи тонн.
Отмечу, что в КНР постепенно возвращаются к допандемийной обстановке: сняты ограничения в портах Далянь и Циндао на импорт российской рыбы, ушли в прошлое сертификаты о тестировании на нуклеиновые кислоты и дезинфекции. Это уже позволило нарастить экспорт мороженой рыбы из Хабаровского края в Китай в 15 раз.
В планах - увеличивать показатели внешнеторгового оборота, расширять номенклатуру поставок. Для этого встречаемся с китайскими коллегами очно и онлайн, ведем работу с нашими экспортерами.
Недавно порадовала и новость о том, что МИД Китая заявил о возобновлении выдачи всех категорий виз для иностранцев. Мы готовы встречать гостей из Поднебесной и отправлять группы в КНР. Туроператоры уже включились в работу, ожидаем ответа китайской стороны о готовности пунктов пропуска.
- Какие наиболее знаковые инвестиционные проекты дадут дополнительное развитие российско-китайскому сотрудничеству?
- В разворот на Восток отлично вписывается строительство частной Тихоокеанской железной дороги, начатое в 2022 году. Проект позволит разгрузить БАМ и даст дополнительные мощности для взаимодействия с азиатскими партнерами.
Ветка около 500 км свяжет Эльгинское месторождение в Якутии и мыс Манорский на побережье Охотского моря. Провозная мощность составит 30 млн тонн в год. Завершить проект планируем в течение двух лет.
К этому времени также будет готов тихоокеанский порт Эльга площадью 44,5 га и емкостью складов 344 тыс. тонн. Перевалочная мощность на первоначальном этапе в 2024 году составит 14 млн тонн в год, в 2025 году доведем до 30 млн тонн.
И еще одно важное направление - создание на Большом Уссурийском совместной трансграничной территории развития, где резидентами могут быть компании как России, так и Китая. Бизнесмены получат льготы по экспортно-импортным операциям: это будет зона свободной таможенной и беспошлинной торговли.
Обсуждаем с китайскими коллегами концепцию развития трансграничной территории, прорабатываем вопрос строительства грузопассажирского пункта пропуска. Потратили время на изменение и согласование статуса пункта пропуска с пассажирского на грузопассажирский.
- Заключен ли твердый контракт на строительство на мощностях Хабаровского судостроительного завода судов для Эльги? Если да, то о каких сроках и суммах идет речь? Предполагается строительство особенных буксиров или речь идет о типовом проекте?
- Пока контракт не заключен. Переговоры между Хабаровским судостроительным заводом и руководством будущего порта по строительству первого буксира ледового класса - в процессе.
- Как складывается бюджет края на 2023 год в условиях санкций? Удастся ли выполнить доходную часть в запланированном объеме? Нет ли выпадающих доходов? Все ли проекты края будут выполнены в срок? Некоторые частные инвесторы, например, сдвигают срок реализации проектов вправо - например, угледобывающая компания "Колмар" переосмысливает проект расширения порта "ВаниноТрансУголь".
- Несмотря на "санкционную лихорадку" Запада по итогам прошлого года в крае зафиксирован рост собственных налоговых и неналоговых доходов. Он превысил 135 млрд рублей - плюс 11% (14 млрд рублей) к уровню 2021 года. Это выше запланированного на 19 млрд рублей.
Добиться этого удалось благодаря мерам по сохранению стабильности основных показателей социально-экономического развития края. На текущий год бюджет принят на уровне 2022 года.
Сейчас в крае на разной стадии реализации находятся более 130 инфраструктурных и инвестпроектов с общим объемом инвестиций более 5,7 трлн рублей, что позволит нам создать свыше 25 тыс. новых рабочих мест.
В 2022 году мы приступили к реализации 26 проектов на сумму свыше 133 млрд рублей. У нас полностью внедрены все этапы Регионального инвестиционного стандарта, что создает благоприятный климат для инвестирования.
Активно работаем над упрощением процедур - от оформительских до подключения к инженерным сетям. Отслеживаем сроки получения разрешительной документации - где-то уже сократив время на треть, а где-то в разы.
Большой плюс: в крае есть "одно окно" для инвесторов - Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций (АНО "АПИРИ"), которое позволяет миновать бюрократические коридоры и где можно оперативно решать спорные вопросы, обсудить с экспертами свою бизнес-идею.
Внедряем проект "Госпартнер" для получения в аренду государственной недвижимости. У агентства сейчас на сопровождении 39 проектов на 435 млрд рублей.
Добавлю также, что проекты с большими объемами инвестиций - на особом контроле. Если инвестор обозначил серьезность намерений, - к примеру, подал заявку на резидентство в территориях опережающего развития - ему доступны все механизмы государственной и краевой поддержки.
- Во всех "лесных" регионах сейчас наблюдается спад этой отрасли промышленности. Удается ли Хабаровскому краю стимулировать внутренний спрос или как-то иначе решать проблему дохода предприятий ЛПК? Все ли заводы работают на проектной мощности или кому-то пришлось сбавить обороты?
- Лесопромышленный комплекс для края - один из опорных. У нас работают 300 лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий и более 13 тыс. человек.
Санкционное давление вносит свои коррективы. В частности, это потеря высокомаржинальных рынков Европы, Японии, Южной Кореи, сокращение спроса и демпинг цен в КНР на российские лесоматериалы.
Также в прошлые годы одной из основных статей дохода был экспорт необработанной древесины, но с 2022 года в России действует запрет на экспорт необработанного леса.
Это дало толчок развитию переработки древесины в крае. Так, доля переработанных круглых лесоматериалов в 2020 году составляла 45%, а в 2022-м - уже 93%.
В прошлом году мы стали лидерами по производству лесоматериалов на Дальнем Востоке. У нас произведено 50% пиломатериалов, более 47% шпона и 96% топливных гранул от всего объёма по ДФО. Доля лесоматериалов в общем объеме экспорта - около 20%. Всего на переработку в прошлом году направлено почти 4 млн кубометров древесины.
По итогам января есть снижение показателей по сравнению с прошлым годом. Но это связано со спадом активности в КНР. На складах скопились остатки лесоматериалов, поэтому предприятия снизили объемы производства. Сейчас прорабатываем альтернативные пути сбыта: Южная Америка, Средняя Азия, Ближний Восток.
Из новых предприятий - завершается создание центра лесопереработки в районе имени Лазо. Приказом Минпромторга России он включен в перечень приоритетных проектов. Инвестором выступает ООО "Тумнинский прииск". Реализация началась с 2021 года, окончание намечено на этот год. Появятся мощности по производству 50 тыс. кубометров пиломатериалов, 25 тыс. кубометров шпона, 20 тыс. кубометров фанеры, 15 тыс. тонн топливных гранул, 3 тыс. тонн древесного угля. Для населения будет налажен выпуск 23 тыс. кубометров дров. Привлечено 757 млн рублей инвестиций, создается 314 новых рабочих мест.
Для строительства целлюлозного производства в нашем крае зарезервированы лесные участки с ежегодным отпуском древесины 2,6 млн кубометров в 300 км от Амурска. Ведем подбор инвестора.
Глава государства также поставил задачу по формированию и стимулированию внутреннего спроса на продукты деревообработки. Здесь мы предлагаем производство домокомплектов и модулей на основе инновационных решений. Например, панелей из массива древесины 95%-ной заводской готовности.
Ежегодный объем заготовки может достигать полумиллиона кубометров. Уже готовы предложения для реализации инвестпроекта в области индустриального деревянного домостроения по технологиям HBF/CLT. Прорабатывается вопрос организации производства для выпуска роботизированных прессов CLT и широкой линейки вспомогательного оборудования с ЧПУ для деревообработки. Планируется привлечение механизмов ТОР.
- Недавно министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин заявил, что в России могут начать строить девятиэтажные дома из дерева. Возможно ли это в Хабаровском крае?
- Пока строить многоэтажные дома из дерева не планируется. Делаем акцент на наш флагманский проект - "Дом дальневосточника". Это индивидуальные жилые дома в едином архитектурном стиле, в том числе из дерева. Региональным оператором выступает государственное АО "ЗАСТРОЙЩИК.27".
Краевой проектно-строительный институт разработал шесть вариантов типовых решений домов площадью от 98 до 128 квадратов. В их основе - деревянные конструкции: каркас и брус.
"ЗАСТРОЙЩИК.27" активно сотрудничает с "ДОМ.РФ", в частности, по размещению параметров проекта на платформе "СТРОИМ.ДОМ.РФ", что упростит взаимодействие между гражданами и инвесторами.
Идет аккредитация региональных подрядчиков проекта. Уже заявлены ООО "АА-Ярило" (каркасные дома, клееный брус, профилированный брус), ООО "Зодчий" и СК "Канада" (каркасные дома), ООО "Студия металла "Спецстройиндустрия" (дома из СИП- панелей), Хабаровский завод ЖБИ № 4 (дома из железобетонных конструкций), ООО "ДОМСТРОЙ" (кирпичные дома).
Также готовится документация по передаче земельных участков "ЗАСТРОЙЩИК.27" для формирования банка земельных участков на платформе "СТРОИМ.ДОМ.РФ" в раздел флагманского проекта.
- Когда в регионе может начаться строительство арендного жилья? Какие договоренности уже есть с институтами развития?
- Мы заинтересованы в программе "Доступное арендное жилье в ДФО". В 2021 году одними из первых на Дальнем Востоке внесли изменения в краевое налоговое законодательство и установили нулевую ставку по налогу на имущество организаций для арендных проектов. Сейчас определяются категории граждан, которые смогут принять участие в программе "Доступное арендное жилье в ДФО", идет работа с застройщиками.
Принципиально механизм понятен. В качестве регоператора для передачи квартир в субаренду гражданам определён "ЗАСТРОЙЩИК.27".
16 февраля Юрий Петрович Трутнев провел заседание правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока. Мы подтвердили потребность в арендных квартирах и готовность субсидировать региональную часть платежей.
По итогам заседания поставлено несколько задач. Так, до конца апреля Минвостокразвития РФ, Минстрой РФ, Минфин РФ, АО "ДОМ.РФ" должны разработать и представить на утверждение в правительство страны план реализации программы "Доступное арендное жилье в ДФО", указать объемы и источники финансирования, количество планируемого жилья по годам, а также ответственных исполнителей.
- Недавно к перечню предприятий ОПК края добавилось новое - компания ООО "Сониктранс", наладившая выпуск вездехода-багги. Есть ли в планах предприятий освоить новые виды продукции?
- Компания "Сониктранс" недавно запустила серийное производство высокопроходимых тактических автовездеходов. В начале февраля пять опытных образцов багги "Ерофей" прошли испытания на полигонах Восточного военного округа. Готовим их к отправке в зону проведения СВО. Вторая, уже опытно-серийная партия из нескольких десятков машин, нами заказана и находится в производстве.
Предприятие готово производить до 20 автомобилей в месяц, а в ближней перспективе и расширять модельный ряд новыми образцами. С этой целью мы планируем предложить коллаборацию коллегами из Чеченской республики. У них уже накоплен большой опыт в производстве тактических вездеходов. В Хабаровске готовится площадка под строительство цеха площадью около 2 тыс. кв. м. и внедрение полноценной конвейерной линии сборки. Для финансирования задействовали краевой Фонд развития промышленности.
Кроме того полным ходом идёт организация в Хабаровске площадки для сборочного производства квадрокоптеров - как легких, так и тяжёлых.
- Хабаровск в этом году отметит 165-летний юбилей. Готов ли мастер-план стратегического развития краевого центра до 2030 года?
- Работа над мастер-планом идет по поручению президента России. Идем по плану. Итоговый вариант будет представлен на Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 года.
Хабаровск получит новое развитие. Предусмотрена ревитализация исторического центра города: восстановление архитектурного облика исторических зданий, реставрация и реконструкция объектов культурного наследия, их адаптация под новые функции. Все это позволит сохранить историческое наследие и расширить возможности для бизнеса.
В этом году мы начнем строить межвузовский кампус, который вошел в мастер-план краевого центра. Под проект отведено три земельных участка общей площадью в 42 га и более 150 тыс. кв. м. строительства: общежития, учебные корпуса, технопарк и другие важные объекты.
Уверен, что новый кампус выведет образование в регионе на принципиально новый уровень и насытит Дальний Восток необходимыми кадрами. А также заинтересует абитуриентов из соседних стран.
К символам города и края добавится и новое здание Дальневосточного художественного музея на берегу Амура. Проект рассчитан на 22 тыс. кв. метров. Этого хватит, чтобы разместить все произведения изобразительного искусства из запасников музея. Сейчас посетители видят лишь 5% экспонатов. Это будет современное общественное пространство - музей-сад с залами и прогулочными зонами. Появится еще одна точка притяжения, как для жителей города, так и для туристов, российских и иностранных, которые непременно захотят посетить наш край. Музей органично станет продолжением самой протяжённой речной набережной на Дальнем Востоке, которая свяжет центральную часть с дамбой Амурского затона.
Преобразовать Хабаровск планируем к 2030 году.
Мы обсудили ближайшее будущее краевой столицы, а как обстоят дела со столицей инженерной - Комсомольском-на-Амуре? Там ведь реализуется план долгосрочного развития, и тоже готовится мастер-план?
В декабре 2015 года президент в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что "в рамках имеющихся программ нужно сконцентрировать ресурсы и, не откладывая, направить их на решение городских проблем Комсомольска-на-Амуре".
Уже в апреле правительство страны утвердило Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития города. Работы начались в 2018 году, но шли с трудом - сказывались и нехватка финансирования, и недобросовестные подрядчики. Так, в 2019-м были приостановлено строительство детского больничного комплекса - обнаружились недоработки проектной и сметной документаций, потребовалась корректировка. Схожая ситуация произошла и с межрайонным онкологическим центром. Его возведение началось в 2018 году, но подрядчик не справился, стройка была приостановлена.
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, благодаря которому "Военно-строительная компания" определена единственным исполнителем по межрайонному онкодиспансеру и детскому больничному комплексу. Установленный срок завершения работ декабрь 2023 года. Работа кипит, однако, сложностей с проектом хватает.
В этом же году ожидаем передачу в эксплуатацию IV этапа Регионального центра развития спорта (РЦРС) или, по-простому, Дворца единоборств. Уже идут отделочные работы, монтаж вентиляционных систем и кондиционирования, работы по водоподготовке бассейна. В новом комплексе будет 5 залов, в том числе, универсальный - с возможностью установки трибун на 300 мест, раздевалки, тренерские, судейские, медицинский кабинет, фитобар, конференц-зал и другие помещения. Одновременно смогут заниматься 300 спортсменов.
Напомню, в июне 2022 года в эксплуатацию сдан III этап РЦРС - Центр сложнокоординационных видов спорта. Уже идут тренировки по спортивной и художественной гимнастике, акробатике, скалолазанию.
Также введены знаковые объекты: драматический театр, инженерная школа, станция скорой медицинской помощи, проведена реконструкция важных участков автодорог, первый этап набережной с фонтанами. Окончательно набережную введем в этом году.
К 2025 году приведём в порядок школу № 38 и детский сад № 134, построим инновационный центр "Эвристика".
Дамбы, защищающие город Юности от наводнений, в завершающей фазе строительства. Второй и третий этапы введем в этом году, а самый протяженный, первый, в 2024 году. Все сроки нагнали. При этом тело дамб уже с прошлого года достигло таких уровней, что Комсомольск защищен.
Напомню, что в 2020 все стройки представляли удручающее зрелище, полная тишина.
Также сейчас по поручению президента идет разработка мастер-плана Комсомольска-на-Амуре. Мы видим его как важнейший промышленный центр не только Дальнего Востока, коим он является сейчас, но и всей России.
К 2030 году продолжится развитие промышленных предприятий города. Основные направления работы: модернизация коммунальной инфраструктуры, трансформация общественных территорий, наращивание темпов жилищного строительства, в том числе, создание арендного жилья, о котором уже говорили выше, а также развитие инженерного образования.
Разработчик мастер-плана к маю этого года представит проработанный перечень новых проектов. Их в общем виде в прошлом году удалось собрать с жителей города, в том числе, мы использовали довыборы депутатов в краевую думу. Очень кстати пришлись довыборы, комсомольчане были очень активны. Главная наша задача - изменить настроения жителей, создать условия, для привлечения и закрепления кадров. Инструменты финансирования мастер-плана - инфраструктурный бюджетный кредит, ДВ-концессия, единая президентская субсидия, казначейские кредиты, частные средства и краевой и муниципальный бюджет.