Завершается 2022 год. Страна живет в условиях санкций и импортозамещения. Как работали ведущие отрасли экономики Хабаровского края, что удалось сделать, какими ключевыми проектами будет заниматься регион в следующем году, глава края Михаил Дегтярев рассказал в интервью "Интерфаксу".
- Михаил Владимирович, как оцениваете уходящий год для Хабаровского края? Что пришлось менять в экономике, социальной сфере, в том числе с учетом проведения Россией специальной военной операции?
- Я благодарен жителям региона, занятым на производстве, в государственном секторе, предпринимателям, под ударами западных санкций нам удалось экономику удержать. Особая благодарность тем, кто сейчас принимает участие в специальной военной операции и тем, кто остался на местах - работать на Победу.
Общими усилиями мы выведем экономику по итогам года в рост: в судостроении - на 93%, в обработке древесины - на 14%, в добыче металлических руд - на 13%, в рыбопереработке - на 10%, в энергетике - на 7%. Поставим новый рекорд по добыче золота - 27 тонн. Краю удалось удержать инфляцию на уровне ниже, чем, в среднем, по Дальневосточному федеральному округу, - менее 11%. В крае отмечается низкий уровень безработицы, а рабочих мест стало больше, в том числе, благодаря новым проектам.
- Как себя чувствуют ведущие отрасли экономики региона?
- Уверенно. Предприятия, во-первых, загружены гособоронзаказом. Во-вторых, мы приступили к 26 новым инвестпроектам на 133 млрд рублей. Идет модернизация на двух ведущих нефтеперерабатывающих заводах - Комсомольском и Хабаровском, строится Тихоокеанская железная дорога и новый морской порт Эльга, в 2023 году начнем строить сборочный цех для самолетов "Байкал" в Комсомольске-на-Амуре.
В крае создается "сухой порт" - мультимодальный транспортно-логистический центр "Хабаровский" мощностью 300 тыс. контейнеров в год. Совместно с китайской стороной ведем работу по освоению Большого Уссурийского острова, где должен появиться грузопассажирский автомобильный пункт пропуска.
Безусловно введенные санкции оказывают влияние на экономику. Руководителям предприятий в этих условиях приходится искать новых поставщиков, налаживать экспортные поставки в дружественные страны. Но, благодаря федеральным и региональным мерам поддержки, экономика адаптируется: предприятия существенно перестроили работу, минимизировав потери.
В целом можно сказать, что к руководителям, менеджерам пришло понимание того, что ситуация изменилась, и работать необходимо по-новому - с еще большей отдачей.
Единственное, что вызывает у меня беспокойство - это ситуация на заводе имени А.М.Горького в Хабаровске - "Хабсудмаше". Предприятие уже три года, практически, не работает, собственники не видят для него перспектив. Чтобы не потерять высококвалифицированных инженеров, мы составили дорожную карту, и переводим специалистов на другие предприятия, а компетенции планируем передать Хабаровскому судостроительному заводу.
- Будет ли регион наращивать поддержку мобилизованных, добровольцев, членов их семей?
- Край продолжает помогать российской армии и флоту, поставляет в войска технику. В конце декабря со сдаточной базы Амурского судостроительного завода во Владивостоке на первый этап государственных испытаний вышел четвертый серийный корвет "Резкий", построенный для Тихоокеанского флота.
В начале 2023 года вместе с военными на полигонах начнем испытания армейских вездеходов-багги, серийное производство которых планируем организовать на наших предприятиях. В планах также - открыть в крае сборку квадрокоптеров, первую партию отдадим в войска на испытания уже в феврале.
Предприятия легкой промышленности получили заказы на пошив военной экипировки. В войска уже отправили более 1 тыс. армейских утепленных палаток, 9,5 тыс. спальных мешков, свыше 6 тыс. комплектов термобелья. Хабаровский завод "Дальхимфарм" произвел для армии 3 тонны лекарственных препаратов. За счет средств краевого бюджета и спонсоров продолжаем закупать высокотехнологичное снаряжение, медикаменты, экипировку и многое другое, что поможет призванным на службу жителям края. В Хабаровске открываем центр реабилитации военнослужащих.
Заботу и поддержку получают и семьи мобилизованных. В регионе работают 16 центров оказания помощи. Здесь можно получить любую помощь - от решения бытовых вопросов до юридических. Дети обеспечены бесплатным питанием в школах, введены единовременные выплаты студентам, освободили семьи от платы за детсады.
Дополнительно приняли решение - увеличим со 100 тыс. до 150 тыс. рублей помощь льготным категориям граждан в газификации домовладений. На такую поддержку теперь могут рассчитывать и семьи мобилизованных, а также бойцов добровольческого батальона.
- Какой процент региона газифицирован по итогам 2022 года? Какие цели ставите на 2023 год? И с какими исходными данными начинали этот год? Откуда сейчас Хабаровский край получает газ?
- Сейчас уровень газификации региона составляет 25%, природным газом обеспечены 39 населенных пунктов. Согласно генеральной схеме газоснабжения и газификации, предполагается газифицировать 240 населенных пунктов края.
Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным принято решение о продлении программы газификации. Мы, со своей стороны актуализируем наши планы-графики, увеличив ежегодное подключение с 27 до 38 населенных пунктов. Готовим проекты для газификации сел Гродеково, Екатеринославка, Дрофа, База Дрофа, Отрадное и Садовое, поселка Молодежный.
В 2023 году планируем начать строительство распределительных сетей в селе Богородском, продолжить газификацию села Ильинка, поселка Эльбан, микрорайонов Красная речка и "Пятая площадка" в Хабаровске, а также работаем над проектированием и строительством в Комсомольске-на-Амуре.
Сейчас газ в регион приходит с проекта "Сахалин-1", как и ранее. Договор, как известно, заключен с поставщиком в 2005 году на 20 лет.
- В каком режиме идет переподключение потребителей региона с газопровода Оха - Комсомольск-на-Амуре на Сахалин- Хабаровск- Владивосток? На какой срок запланировано завершение? Не было ли форсирования из-за осенней остановки добычи на проекте "Сахалин-1"?
- Процесс переподключения потребителей находится на контроле в правительстве России, его курирует Минэнерго. Министерство раз в полгода докладывает президенту РФ о реализации этого проекта.
В схемы территориального планирования края и РФ включены следующие объекты, имеющие отношение к этому проекту: 4 газопровода-отвода от ГРС до поселков Лазарев, Де-Кастри, Циммермановка и Ягодный; газопровод-отвод к терминалу в Де-Кастри, а также от трубы Сахалин - Хабаровск - Владивосток до магистрального газопровода Де-Кастри - Николаевск-на-Амуре. Вывод газопровода Оха - Комсомольск-на-Амуре будет синхронизирован с завершением строительства в 2025 году.
Временная остановка добычи газа на проекте "Сахалин-1" на работы по переподключению не повлияла.
- В какие сроки запланировано расширение Хабаровского НПЗ и до какой мощности? Что этот проект даст краю и вообще ДФО - может быть, подешевеет топливо?
- Новый инвестпроект предполагает строительство на предприятии гидроочистки вакуумных газолей, установку производства водорода для выработки бункеровочных топлив. Проект - уже в разработке, финансирование идет с 2021 года. Ориентировочный срок ввода - в 2024 году.
Цель проекта - повышение глубины переработки, увеличение производства дизеля, а также выпуск бункерного судового топлива качества MARPOL, увеличение товарного парка по выпуску, хранению нефтепродуктов.
Ожидаем, что это даст новые рабочие места и 3,3 млрд налогов до 2030 года, позволит увеличить производство топлива экологического класса. Продукция Хабаровского НПЗ поставляется почти по всему Дальнему Востоку - в наш регион, Приморье, Амурскую, Магаданскую области, Камчатский край.
- В прошлом году Вы объявили о флагманских направлениях в рамках долгосрочной стратегии развития региона. Каковы предварительные результаты по ним в этом году?
- Стратегия была принята год назад, могу сказать, что уже есть первые результаты.
Хабаровский край - единственный регион Дальневосточного федерального округа, который вошел в ТОП-20 инновационно развитых субъектов России. Мы производим две трети всей инновационной продукции высокотехнологичной отрасли округа.
Жители края должны иметь достойные условия для работы и учебы, жизни, отдыха. Во многом это зависят и от нас самих. Именно поэтому правительство края поддерживает работу территориальных общественных самоуправлений и социально ориентированных НКО, которые входят в программу "Мой Хабаровский край". На днях подвели итоги конкурса на 2023 год: отбор успешно прошли 379 проектов. Объем краевых средств на следующий год увеличим до 250 млн рублей.
Важнейшим показателем комфортного проживания всегда были, есть и будут дороги. В этом году запустили скоростную автотрассу "Обход Хабаровска". Создано более 50 километров инфраструктуры, 3 моста и 21 путепровод, 5 транспортных развязок.
В 2022 году за счет средств федерального бюджета восстановили в общей сложности 60 км дорог, поврежденных паводками в 2020-2021 гг. В порядок привели 34 мостовых сооружения, еще столько же отремонтируем в следующем году.
Дорогу Советская Гавань - Ванино и еще более 40 км краевых дорог Советско-Гаванского и Ванинского районов привели в нормативное состояние. Продолжается масштабная реконструкция дороги Комсомольск-на-Амуре - Чегдомын. Планируем завершить все намеченное в 2025 году.
Что касается авиаперевозок, то в этом году "Хабаровские авиалинии" вошли в состав Единой Дальневосточной авиакомпании. Теперь для жителей края открыто 20 межрегиональных маршрутов. С 1 января 2023 года молодежь в возрасте до 23 лет, пенсионеры и инвалиды смогут летать на региональных маршрутах с 50-процентной скидкой круглогодично.
В сфере образования для нас флагманский проект - создание межвузовского университетского кампуса в Хабаровске. Здесь будут учиться более 30 тыс. студентов. В этом году наша заявка прошла конкурсный отбор, к стройке приступим уже в следующем году.
В рамках флагманской инициативы увеличили набор студентов-целевиков в медуниверситет до 165. До 700 увеличен набор в медицинском колледже. Планы на 2023 год - направить на целевые места по программам специалитета 200 человек, по программам ординатуры - 100.
Сделано многое, и эту работу мы продолжим в 2023 году, ориентируясь на запросы наших жителей.
- Увидим ли в следующем году начало массового строительства жилья в крае?
- За январь-ноябрь 2022 года в крае возведено 350 тыс. кв. метров жилья. Мы продолжаем реализацию адресной программы переселения граждан из аварийного жилфонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. Программа действует в 18 муниципалитетах. Предусмотрено расселение более 61 тыс. кв. метров и 3,8 тыс. человек за счет приобретения нового жилья, выплаты компенсации и ввода новых многоквартирных домов.
Сейчас строится 12 домов в Селихино, Пивани, Комсомольске-на-Амуре, в Токах, Бикине и Хабаровске По программе "Дом дальневосточника" в 2023 году начнем строительство индивидуальных жилых домов в Хабаровске, на участке переулок Ясный - улица Железнякова. В следующем году начнется первый этап строительства по программе "Дальневосточный квартал" в районе аэродрома ДОСААФ. Эту территорию планируем включить в границы ТОР "Хабаровск" с тем, чтобы с помощью налоговых льгот оказать поддержку строителям. Продолжим в следующем году строительство 6-го и 7-го микрорайонов, "Ореховой сопки" в Хабаровске.
- В 2022 году край показал хороший результат в сфере туризма, турпоток, практически, достиг доковидного периода. Какие проекты повысят туристическую привлекательность региона?
- В этом году регион посетили почти 550 тыс. туристов. К нам едут в гости из разных регионов России. Осенью мы провели первый Всероссийский туристический форум, в 2023 году организуем второй.
На Восточном экономическом форуме заключили соглашение с госкорпорацией Туризм.РФ. Этот документ предполагает оказание федеральной помощи в реализации важных для края туристических объектов, среди которых - набережная Амура в Хабаровске и горнолыжные комплексы.
Разрабатываем планы по вхождению региона в проект "Национальный туристический маршрут". В рамках флагманской инициативы - "Край притяжения. Туризм в удовольствие" совместно с организациями туристической и гостиничной сфер мы запустили проект "Отдыхаем в крае". Льготными предложениями уже воспользовались свыше 11 тысяч человек.
В следующем году к 85-летию Хабаровского края география партнеров будет расширена.
Еще одна задача на 2023 год - проведение "Дней районов края". Проект нацелен на популяризацию туристских продуктов и событийных мероприятий в районах. Наша задача - сделать Хабаровский край не только популярным, но и модным для российского туриста.