Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев:

"Новые экономические условия должны нас заставить смотреть не только на Восток, но и внутрь себя"

Как изменение геополитической ситуации в мире отразилось на экономике Хабаровского края, повлияло ли это на реализацию ключевых инвестиционных проектов и на работу промышленных предприятий, в интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума рассказал губернатор региона Михаил Дегтярев.

"Новые экономические условия должны нас заставить смотреть не только на Восток, но и внутрь себя"
Фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

- Михаил Владимирович, в новых реалиях, естественно, интересует судьба экономики. Насколько удалось предприятиям и компаниям Хабаровского края адаптироваться и как сильно пострадали логистические цепочки?

- Логистические цепочки порушились однозначно, и у всех. Насколько это критично для экономики Хабаровского края? Наш ответ: не сильно критично. Критический импорт у нас всего 2% - это общий объем поставок по нашим предприятиям. Экспортные операции - это вся Юго-Восточная Азия, преимущественно, Китай, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Гонконг. Мы не видим снижения экспортного потока, но и в то же время резкого роста тоже нет. Если смотреть импорт, то это, в первую очередь, детали для самолета Суперджет, но, как вы знаете, в следующем году уже начнется производство новой модели, которая будет оснащаться отечественной продукцией.

Из неожиданного - это еще шмели для опыления растений в японских овощных теплицах, которых почему-то не хотят менять на наших. В остальном мы не видим каких-то серьезных угроз для нашей экономики. Судостроительные, авиастроительные, нефтеперерабатывающие, металлургические фармацевтические заводы работают стабильно. Если брать пищевые, деревообрабатывающие производства или горно-добывающую отрасль - тоже. Оборудования у нас много западного, но есть отечественные, белорусские или китайские аналоги. Единственный у нас проект на паузе - завод СПГ Exxon (Строительство завода по производству СПГ мощностью 6,2 млн т в год в районе поселка Де-Кастри Хабаровского края заморожен по решению американской Exxon - ИФ).

- Если уже затронули тему импортозамещения, как быстро, с точки зрения экономики Хабаровского края, сможете преодолеть эти временные сложности?

- Любое производство разворачивается до двух лет, я так вижу из практики. Но не надо забывать, что у нас есть еще восточный сосед - КНР, который, в принципе, может часть оборудования и производственных линий заместить. Есть белорусы, которые в одном из проектов мясо-молочной фермы, ориентированной на итальянское оборудование, займут это место. Также происходит и "импортозамещение мозгов" у наших предпринимателей, в первую очередь, о них речь. Многие привыкли просто по накатанной обращаться больше к западным технологиям - и в сельском хозяйстве, и в машиностроении, и в микроэлектронике. Нам надо смотреть на Восток и внутрь себя.

- Следующий вопрос о портах Хабаровского края. Насколько они загружены сейчас - в период санкций, и повлияла ли эта ситуация на развитие их инфраструктуры?

- По порту Ванино никакого снижения нет, там небольшой рост мы видим по объемам. Советская Гавань - небольшое снижение, но оно - ситуативное, не связанное с экспортно-импортными операциями. Порт Де-Кастри, который оперировал с Exxon, пока на паузе стоит. Плюс - мы начинаем строительство двух новых портов: один - универсальный в Советско-Гаванском районе и второй - крупнейший угольный терминал на 30 млн тонн в районе поселка Чумикан, Мыс Манорский. Здесь, в Петербурге, я нашел инвестора еще под один проект - большой универсальный порт, планируем уже встретиться на месте - в крае, посмотреть площадки, подъездные пути. Если инвестор заинтересуется - а там сумма вложений порядка 10 млрд рублей - то года за два тоже построим. Там проект и под пшеницу, и под нефтепродукты, и под насыпные все грузы, и под продукцию деревопереработки.

- В продолжение темы логистики: поможет ли в разгрузке действующих мощностей запланированное строительство терминала для вывоза угля с Эльги - из Якутии?

- Конечно, 30 млн у них провозная мощность железной дороги в порт. ("Эльгауголь" строит частную Тихоокеанскую железную дорогу, от месторождения Эльга к Охотскому морю - ИФ). Соответственно, примерно, до 20 млн провозной мощности освободится на Восточном полигоне. Этим воспользуются Кузбасс, разумеется, Бурятия. И наше, кстати, Ургальское месторождение, которое разрабатывает компания СЭК, тоже будет в этом дополнительном объеме. У них ограничение по добыче связано только с провозными способностям. Ургальская фабрика и карьер могут давать 15 млн тонн, а они пока сейчас дают 10-11 тонн. То есть это вызовет еще и рост угледобычи.

- Вопрос относительно строительства погранперехода на Большом Уссурийском острове. Была информация, что началось проектирование автодорог, сооружений, определена сметная стоимость проекта. Можете назвать, какова эта стоимость, и вообще что-то можно уже говорить о сроках, подрядчике?

- Рано. Мы, действительно, проектируем грузо-пассажирский погранпереход и подходы к нему. Мы склоняемся к варианту строить его на искусственной возвышенности - так безопаснее во время подъема воды в Амуре. Участок площадью около 10 гектаров. Работы запланирован до 2026 года, но может быть сможем побыстрее реализовать этот проект. В следующем году полностью закончим проектирование, пройдем госэкспертизу, потом уже будем определять подрядчика.

- По поводу судостроения: как работают Амурский и Хабаровский судозаводы, законтрактованы ли их мощности и успевают ли они все построить в срок?

- По Амурскому судостроительному вообще никаких вопросов, загрузка - полная: корветы и малые ракетные корабли на этапе строительства. Я очень надеюсь, что Министерство обороны нас поддержит, и в связи с тем, что АСЗ в срок все делает, с высоким качеством, разместит заказ на строительство фрегатов . Мы очень на это рассчитываем. Фрегаты - это все-таки другой класс, более тяжелый и престижный. Компетенции, эллинги - все у нас есть. С Хабаровским судостроительным заводом сложнее, потому что они уже заканчивают строительство краболовов, а оборонный заказ на военно-десантные корабли "Мурены" пока не получен. Но мы в инициативном порядке ведем сейчас проектные работы и очень надеемся, что Хабаровский завод получит заказ на два круизных судна для туров на Курильские острова. Там небольшие два заказа, мы уже коммерческое предложение дали в Минвостокразвития.

- Сохраняется ли стоимость международного терминала аэропорта Хабаровска? Раньше озвучивалась стоимость 5,2 млрд рублей. Справляется ли подрядчик в новых условиях?

- Работа кипит. Был вопрос к Минтрансу по оборудованию международного пограничного пункта пропуска. Его ввод планировался позже окончания строительства самого терминала, что совершенно несправедливо, и мы на это обратили внимание в правительстве России. Инвестор, подрядчик, мы со своей стороны - делаем все, чтобы в марте 2023 года терминал открылся. Минтранс пошел нам навстречу, так что в апреле 2023 года можно уже будет вылетать из нового международного терминала.

- Когда планируется открытие первой на Дальнем Востоке платной дороги "Обход Хабаровска"? Сроки постоянно сдвигаются, вызвано ли это условиями концессионного соглашения или есть другие причины?

- Это будет в ближайшее время. Надеюсь, в начале следующего месяца. 2 июня Министерством строительства Хабаровского края было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Сейчас решаются юридические вопросы по тестовому вводу.

Могу лишь сказать, что из-за затянувшегося строительства и нарушения условий концессионного соглашения концессионер должен Хабаровскому краю заплатить штраф - более 225 млн рублей, и за следующий квартал будет ещё порядка 75 млн рублей.

У нас средства в бюджете, как вклад концедента, заложены, но штрафные санкции никто не отменял, и мы не можем их простить, это не наши деньги, это деньги наших налогоплательщиков. Аукциона необузданной щедрости со стороны Хабаровского края, пока я губернатор, не будет, это я могу точно сказать. Или надо было достраивать в срок и вводить или, если затянули, подвели людей, подвели меня, как руководителя - будьте любезны выплатить штрафные санкции.

- Еще один крупный объект, работа над которым широко анонсировалась - это строительство межвузовского кампуса на 10 тыс. мест. Не изменились ли планы в связи с геополитикой, удорожанием стройки?

- Нет, наоборот, проект заиграл новыми красками. Я буквально перед вылетом встретился в Москве с министром образования Валерием Фальковым. Еще раз ему подтвердил наши намерения - край будет выступать здесь главным координатором, оператором, создаст управляющую компанию. Земельный участок под объект будет передан краю в управление, власти региона будут гарантом. Это большой проект, в этом году мы планируем поучаствовать в конкурсе, разработать проект с двумя вузами - это Тихоокеанский госуниверситет и Хабаровский госуниверситет экономики и права, а в следующем году приступить к стройке.

Много было слухов о том, что планируется объединение вузов. Заявляю, что объединения не будет. В ТОГУ в ближайшее время будет назначен новый ректор, потому что контракт со старым закончен и продлеваться не будет. И новая команда из двух молодых ректоров ТОГУ И ХГУЭП при моей поддержке будет реализовывать этот проект. Это будет совместный проект правительства региона, Минобразования России и двух ключевых вузов региона. Правительство Хабаровского края станет и гарантом, и управляющей организацией всего этого проекта. Конкурс пройдет в августе. Проект доложен президенту и им поддержан в начале этого года.

- В завершение хочется спросить о проходящем Петербургском международном экономическом форуме. Что наиболее важное здесь отметите для Хабаровского края? Он же у вас подготовительный к предстоящему Восточному форуму?

- Да, мы основные соглашения подписываем традиционно на ВЭФ. Здесь, в Санкт-Петербурге, мы проводим встречи, выстраиваем коммуникации. Если говорит о первых дня форума, то удалось найти инвестора на новый универсальный порт в Хабаровском крае. Во-вторых, с компанией "Полиметалл" договорились о раскассировании нового месторождения. Плюс - провели встречи со всеми нашими группами присутствия: ОАК, ННК, РЖД. Еще мы нашли инвестора на съемки художественного фильма "Золото Умальты". Это будет приключенческое кино, Андрей Богатырев будет режиссером, главную роль исполнит Павел Деревянко. В основу сюжета положена история ограбления золотопромышленной компании, которое произошло в Верхнебуреинском районе в конце 19 века. Тогда грабители завладели 430 кг золота, которое так и не нашли впоследствии.

Впереди еще много встреч на форуме, так что будет о чем рассказать.