Дальний Восток / Эксклюзив 5 декабря 2024 г. 11:12

Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин:

"Бизнес в регионе сохраняет инвестиционную активность"

Хабаровский край - один из ключевых промышленных центров на востоке страны, который сохраняет рост экономики в сегодняшних непростых условиях, поддерживает предпринимателей и малый бизнес, развивает международное сотрудничество. О состоянии экономики региона, борьбе с долгостроями и других стратегических задачах в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Дмитрий Демешин.

© Пресс-служба правительства Хабаровского края. Антон Шевченко

- Дмитрий Викторович, Вы уже полгода возглавляете Хабаровский край, объехали и не один раз почти все районы. С какими проблемами чаще всего обращаются жители края?

- Да, действительно, посетил почти все районы края, некоторые не по одному разу. Девиз нашего региона, который поддержал президент страны, - "У Хабаровского края нет окраин". И мы стремимся достичь этого реальными делами: улучшить качество дорог, транспорта, обслуживания в поликлиниках. Чтобы эффективно воздействовать на эти проблемы, по моему поручению был создан "Атлас проблемных объектов". Не для отчетов и картинок - в нем собраны конкретные решения, которые легли в основу Стратегии развития Хабаровского края. На эти цели и указания я настоятельно ориентирую чиновников всех уровней, муниципалитетов и правительства.

- В состав правительства вошли новые для региона люди. Ваша команда сформирована окончательно? Какие задачи ставите перед зампредами и министрами?

- Ответ на него я давал неоднократно, с первого дня вступления в должность: моя команда - это жители Хабаровского края. Абсолютное большинство членов правительства региона - местные, есть, конечно, и приток высококвалифицированных специалистов из других регионов. Чиновник - это прежде всего должностное лицо, которое должно максимально эффективно выполнять поставленные руководством страны задачи и отработать доверие населения.

- Заканчивается 2024 год. Каковы предварительные результаты в экономике региона? Как себя чувствуют ведущие отрасли: авиа- и судостроение, добывающая промышленность?

- Экономика края имеет хорошие темпы роста. ВРП за год превысит прошлогодний почти на 4%, то есть 103,7-103,8%, что выше, чем средний общероссийский. Индекс промышленного производства вырос на 5,4%. Обрабатывающая промышленность по итогам года покажет рост не менее 6,5%.

Край работает. Лучшие результаты - в цветной металлургии, машиностроении, производстве стройматериалов, ремонте и монтаже машин и оборудования, добыче полезных ископаемых, обеспечении электрической энергией, газом.

Вырос грузооборот транспорта, отмечается рост трубопроводного транспорта за счет экспорта нефти по ВСТО-2 в АТР, нарастило перевозку грузов за рубеж "Амурское пароходство".

Спасибо сотрудникам оборонной промышленности, которая сегодня настолько же значима, как и в годы Великой Отечественной. В авиастроении подписано несколько крупных контрактов, в том числе на изготовление истребителя пятого поколения Су-57 для Минобороны. Продолжается выпуск Су-35 и Су-57 независимо от импортных комплектующих. Также в Комсомольске-на-Амуре продолжается подготовка к сборке многоцелевых самолетов "Байкал". Задача - не сбавлять темп.

Развиваем производство беспилотных авиационных систем: компании "ХабИнноТех" и "Аэро-Хит" запустили производство беспилотников различной модификации, три года работаем над программой обучения специалистов.

По заказу Судоремонтно-Судостроительной корпорации до конца года введем в эксплуатацию "Несамоходный землесос" (проект 4395). Он позволит поддерживать необходимые глубины для безопасного судоходства пассажирского и транспортного флота.

Сохраняет инвестиционную активность бизнес: по итогам первого полугодия инвестиции в основной капитал выросли на 38,4% - до 246,5 млрд рублей. Реализуем масштабные проекты - модернизацию Восточного полигона РЖД, строительство порта Эльга, Тихоокеанской железной дороги, Малмыжского ГОКа, Амурского ГМК.

В крае почти нет безработицы: она составляет 0,24%, а число зарегистрированных безработных - 1,7 тыс. человек. Большая часть этих людей проходят переобучение. Рынок труда сейчас диктует рост уровня зарплаты техническим специалистам и с радостью забирает за большие деньги высококвалифицированных токарей, сварщиков, бульдозеристов.

- Чем вызван прирост мигрантов в последнее время? Какова демографическая ситуация в крае? Замедлился ли отток населения?

- Мигрантов на рынке труда у нас сегодня около 30 тыс., в прошлом году в это же время их было около 28 тыс. человек. Рост не глобальный, но имеется. Конечно, эту сферу надо контролировать. В начале ноября подписал документ, согласно которому с 2025 года будет наложено ограничение на работу мигрантов в отдельных сферах. Например, мигрантам запретят водить такси, общественный транспорт. Это вопрос не экономики, а безопасности. Иностранные работники могут перейти туда, где их труд наиболее востребован, - в строительство, горнодобывающую промышленность.

Что касается демографии, как и в большинстве регионов Дальневосточного федерального округа, население в крае пока сокращается. Но отмечу, что в 2023 году уже уезжали меньше, чем из других регионов. Моя позиция: люди перестанут покидать край, если увидят, что их запросы слышат, а проблемы решают. Собственно, с этого мы начали разговор: обеспечить достойную медицину, рабочие места, дороги.

Мы продолжаем поддерживаем семьи с детьми. У нас 20 региональных мер поддержки многодетных семей и этот список расширяется. В крае один из самых высоких в ДФО размер краевого материнского капитала - более 327 тыс. рублей. При этом его базовый размер увеличивается на 50 тыс. с рождением (усыновлением) четвертого и каждого последующего ребенка. При рождении третьего или последующих детей семьи могут дополнительно получить на погашение ипотеки 550 тыс. рублей.

У нас работает программа экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) по ОМС. Перинатальный центр приглашает женщин также из других регионов и сделал в этом году уже более тысячи ЭКО. Число счастливых родителей стало больше - в крае родились 315 малышей. Мы рассчитываем, что они останутся здесь жить, в Хабаровск - самом крупном городе на территории Дальнего Востока.

- Вернемся к проблемам региона. Еще будучи временно исполняющим обязанности губернатора Вы заявили, что медицину в крае "надо кардинально лечить". Это лечение уже началось?

- Лечение началось, но до выписки, говоря медицинским языком, еще далеко. Хотя здравоохранение уже начало идти на поправку. Приступил к работе новый исполняющий обязанности министра, замечательный доктор с большим опытом руководства медучреждениями, отраслью в целом. Мы провели встречи с федеральным Минздравом, с министром здравоохранения Михаилом Мурашко уточнили позиции по ряду вопросов. Решаем проблемы с новыми объектами и достройкой старых, оборудованием и кадрами.

В крае на текущий момент дефицит 576 врачей и 554 средних медицинских работников. Но мы не только привлекаем специалистов по программе "Земский доктор/ фельдшер" и подпрограмме "Кадры здравоохранения", но и помогаем медикам со служебным жильем, а также создаем условия для их обучения. Сейчас в Дальневосточном государственном медицинском университете на всех курсах обучаются 679 студентов-целевиков. В этом году увеличили число абитуриентов и в медицинском колледже имени Макарова до 983 человек.

- Хабаровский край остался одним из регионов Дальнего Востока, где еще не решена проблема дольщиков. На фоне роста строительства нового жилья как решаются проблемы этой категории граждан?

- Проблема старая. Из всех регионов Дальнего Востока только Хабаровский край не смог полностью выполнить поручение президента РФ и закрыть этот вопрос. Все 6 объектов, где серьезно затянуты сроки строительства, находятся в Хабаровске. Почти 1400 человек годами ждут достройки объектов и заплатили за это немалые деньги.

Этот вопрос я обсуждал с министром ЖКХ России Иреком Файзуллиным, на особом контроле решение проблемы находится у заместителя председателя правительства Марата Хуснуллина. Сейчас наша задача - действовать в ручном режиме, точечно заниматься каждым долгостроем. Один дом уже сдали, два объекта сдаем под конец года. По трем самым сложным приняли волевое решение объекты достраивать. Исходим из того, что за строительство, замороженное на начальном этапе, даем выплаты, а объекты в высокой степени готовности достроим.

- Не так давно Вы заявили о том, что в край идут инвестиции, но в первую очередь за счет крупных федеральных проектов. А как складывается ситуация в малом и среднем бизнесе? Достаточно ли мер поддержки в регионе для этого сегмента?

- Радует, что отмечается рост выручки малого и среднего бизнеса за 9 месяцев этого года на 14,2% к аналогичному периоду прошлого года. Для нас это очень важный индикатор. Деловая активность населения не уменьшается, а наоборот увеличивается. В крае 52 тыс. субъектов МСП, что почти на 4% больше, чем в прошлом году. Число самозанятых выросло на 30% - до 85 тыс. человек, второй результат в ДФО.

Мы развиваем меры государственной поддержки, проводим форумы, выставки. Продвигаем местную продукцию под брендом "Сделано в Хабаровском крае", планируем открыть несколько магазинов в Москве.

- Хабаровский край - приграничная территория. В следующем году, как ожидается, начнется строительство дороги на острове Большой Уссурийский к будущему грузопассажирскому погранпереходу. Как это отразится на взаимной торговле с Китаем и инвестиционном сотрудничестве?

- В мае этого года проект, о котором говорили десятилетиями, сдвинулся с мертвой точки. В присутствии лидеров России и КНР была подписана концепция совместного развития острова. В октябре китайская сторона начала строительство грузопассажирского пункта пропуска, на нашей стороне - в 2025 году. Договорились, что синхронизируем этот вопрос, а после запуска выйдем на план до 1,3 млн тонн грузов и 1,5 млн человек в год.

Остров станет "пилотным" для международной территории опережающего развития (ТОР). Сейчас идет законодательное согласование. Рассчитываем привлечь инвесторов из дружественных нам стран Юго-Восточной Азии.

Также готовим мастер-план развития острова, в который включим все базовые и опорные проекты. Надеюсь, к лету 2025 года выйдем на стадию практической реализации, когда можно будет заказывать экспертизы проектов.

- Накануне Хабаровский край и Татарстан заключили соглашение о сотрудничестве. Хабаровская делегация посетила Агентство инвестиционного развития Татарстана, ИТ-парк имени Рамеева, ознакомилась с деятельностью Университета Иннополис и одноименной особой экономической зоны. Какие направления развития предусматривает данное сотрудничество?

- Важно, что это не рамочное соглашение. Мы сразу же с главой республики Рустамом Миннихановым, членами правительства Татарстана выработали "дорожную карту". Что нас интересует? Татарстан и Хабаровский край - это промышленный сектор экономики. Например, они дальше нас продвинулись в IT-технологиях, причем создали индустриальные парки. Мы постараемся создать такие же парки, кстати, и на острове Большой Уссурийский. Нам есть чем обменяться в авиа- и судостроении, есть все возможности для расширения взаимной торговли, для развития связей в сфере образования и науки, культуры, молодежной политики, спорта и туризма.

Кстати, в Хабаровском крае большая диаспора татар - порядка 3,3 тыс. человек. В регионе работают татарские общественные, деловые и молодежные объединения, регулярно проводится праздник Сабантуй.