Депутаты Законодательного собрания Красноярского края на заседании 7 декабря приняли во втором, окончательном, чтении бюджет региона на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. О тонкостях бюджетного планирования и о том, что принятый документ значит для жителей региона, "Интерфаксу" рассказал председатель Законодательного собрания Красноярского края Алексей Додатко.
- Алексей Игоревич, если говорить о принятом бюджете региона на 2024 год - по каким направлениям, по вашему мнению, парламент мог добиться более значительного увеличения финансирования, чем это было сделано? По каким из этих направлений планируется работать тщательнее в следующем году, чтобы добиться более значительного увеличения финансирования этих сфер на 2025 год?
- Бюджет сформирован не с целью кого-то удивить миллиардами - здесь, наоборот, заложен очень сдержанный сценарий для экономики, для того, чтобы иметь 100% гарантии исполнения тех обязательств, о которых мы сегодня говорим. Бюджет - это же не только цифры, это конкретные льготы и пособия, конкретная корректировка в сторону увеличения фонда оплаты труда.
Работа с бюджетом ведется очень тщательно. Это поддержка экономики, создание льготных условий и преференций, чтобы в край заходили инвесторы, готовые здесь строить предприятия и создавать рабочие места; это модернизация и строительство инфраструктуры. С другой стороны, для нас важно поддержать людей, наших избирателей, сохранить все пакеты социальных мер и расширить их, как мы это сделали для многодетных семей.
Эти приоритеты были обозначены и на нулевом чтении бюджета у губернатора края. Часть предложений вошла в документ уже к первому чтению. Между первым и вторым чтением по настоянию депутатов был добавлен ряд расходов. В результате мы видим увеличение расходной части бюджета на 2024 год более чем на 5 млрд рублей.
По 21 из 23 государственных программ выделены дополнительные средства. Это социальный, экономический блоки и развитие муниципальных образований: 2 млрд рублей - на здравоохранение, образование, культуру, спорт и туризм; 2,5 млрд - на дороги, развитие агропромышленного комплекса, обеспечение жильем; 500 млн - на благоустройство, ЖКХ, реализацию местных инициатив, ремонт детских садов и клубов в городах и районах края.
За этими цифрами - содержание и ремонт дорог, средства на реновацию Норильска, строительство детской многопрофильной больницы, лекарственное обеспечение граждан, сертификаты на жилье детям-сиротам, модернизация первичного звена здравоохранения, активное вовлечение жителей в формирование бюджета своих территорий.
В целом параметры внесенного проекта бюджета на 2024 год были увеличены по доходам до 379,3 млрд рублей и расходам до 437,2 млрд рублей.
Конечно, предложений было гораздо больше. Заксобрание сформировало постановление, многие вопросы мы будем рассматривать в весеннюю корректировку бюджета.
В этом году прошло повышение заработной платы бюджетникам. Мы продолжим работу по настройке этой системы. Здесь речь, в частности, идет о работниках госучреждений на Крайнем севере. Состояние здравоохранения в крае далеко от идеала, поэтому внесли в постановление больницы в Арктической зоне, реконструкцию краевых больниц, модернизацию инженерных коммуникаций на объектах здравоохранения, строительство детских школ искусства, музыкальных школ в муниципальных образованиях, чтобы дети могли полноценно развиваться.
Кроме того, бюджет учитывает социальные выплаты на строительство жилья для молодых специалистов, обеспечение инфраструктуры, коммунальной, транспортной к земельным участкам, выданным многодетным семьям.
Не менее важно сохранить в крае опорную сеть автодорог, создать в крае экономику замкнутого цикла, финансировать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ. В плане экономики - это совершенствование налогового законодательства, чтобы создать условия для развития малого бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности.
Есть предложение по-другому в будущем выстроить процесс формирования бюджета, чтобы уже весной обсуждать те проблемы и темы, которые должны быть учтены в осеннюю корректировку. Говоря о корректировке, параметры бюджета по отношению к прошлому году вырастают равно как по расходам, так и по доходам. Часть этого - результат нашей работы с органами федеральными, значительная часть нашего госдолга, который заложен в параметры бюджета, - это средства инфраструктурного кредита, который мы получаем на строительство метро. Так называемое "инфраструктурное меню", по которому край получает деньги в виде льготного заимствования средств федерального бюджета.
Если посмотреть на эти параметры долга без учета этих средств, то они системно снижаются, особенно по коммерческой составляющей. Размер коммерческого заимствования у бюджета края достиг исторического минимума сейчас. С точки зрения сохранения необходимого уровня доходов региона здесь действует та база, которая формировалась в последние годы, связанная с действием крупных компаний на территории региона, - это то, что называется профиль Красноярского края, связанный с реализацией инвестиционных проектов.
Если сравнивать и в динамике, и в абсолютных цифрах, то регион относится к узкому списку лидеров по инвестиционным вложениям.
- Есть ли конкретные проекты поддержки красноярских семей, реализация которых запланирована на следующий год?
- В крае действует комплекс мер по поддержке материнства и детства, в том числе и многодетных семей. За 9 месяцев этого года различные меры поддержки получили около 164 тыс. семей, что составляет 51% от семей с детьми, проживающих в регионе, в которых воспитывается более 275 тыс. детей.
Одна из новых мер поддержки - расширение категории многодетных семей. По поручению губернатора края Михаила Котюкова депутаты доработали законопроект, который имеет длительную историю - между первым и вторым чтением прошло более шести лет. Была расширена льготная категория многодетных семей.
Закон приняли на сессии в ноябре. Теперь под статус многодетных попадают не только семьи, в которых воспитываются трое и более детей до 18 лет. Возраст может достигать 23 лет при условии обучения детей в государственных образовательных учреждениях на очном отделении и совместном проживании с родителями.
В крае насчитывается более 64 тыс. многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте не старше 23 лет. В соответствии с изменениями, предусмотренными проектом закона, более 16 тыс. семей смогут претендовать на меры социальной поддержки. Средний размер расходов на предоставление одной многодетной семье мер социальной поддержки - 25 тыс. рублей.
Кроме того, на последней сессии были приняты поправки в краевой закон "О транспортном налоге". Если раньше право на льготу по налогу (уплата 10% от ставки) имел только один родитель семьи, в которой трое и более детей в возрасте до 18 лет, то теперь такая льгота дана обоим родителям, и, соответственно, увеличен возраст детей до 23 лет.
В крае существуют различные меры поддержки многодетных семей. Это и ежемесячные выплаты до достижения ребенком трех лет, и региональный маткапитал, и адресная материальная помощь на развитие личного подсобного хозяйства малообеспеченным многодетным семьям, и единовременное материальное вознаграждение матерям, награжденным Почетным знаком Красноярского края "Материнская слава".
В этом году также были приняты поправки. Теперь женщины-ветераны труда края, награжденные Почетным знаком "Материнская слава", сохраняют за собой право на положенные им льготы при переезде из районов Крайнего Севера края и приравненных к ним местностей в другие территории края.
Что касается улучшения жилищных условий, то в Красноярском крае многодетным семьям предоставляются земельные участки, выплаты на покупку жилья Почетным матерям. Кроме того, с этого года многодетные семьи могут выбрать между получением земельного участка или земельного сертификата, который можно использовать на приобретение земельного участка, покупку или строительство жилого помещения на территории края. Сумма сертификата ежегодно индексируется.
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Красноярском крае Ольга Загитова сообщила, что в Арктической зоне региона работает 31 резидент (25 из них - в Норильске), при этом она отметила, что по состоянию на середину 2023 года произошел отток резидентуры с территорий Таймыра и Эвенкии. Почему это произошло? Каким образом планируется привлекать предпринимателей для работы в Арктической зоне?
- На прошедшей сессии депутаты продлили на три года пониженные ставки налогов на доходы - в 3% и 7,5% - для резидентов Арктической зоны. Тем не менее, мы видим, что проблемы есть. Этот вопрос обсуждался в ноябре на "круглом столе" в Законодательном Собрании. Сейчас в Норильске, на Таймыре, в Туруханском, Эвенкийском районах работает около 7,5 тыс. предпринимателей, из них 30-45% - в торговле, 20% - в перевозках.
Недавно в Заксобрании прошел "круглый стол", посвященный, в том числе, развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) на Севере, там был озвучен ряд предложений. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в крае, Агентство развития Норильска, а также мэрия Норильска предложили, во-первых, утвердить план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов края до 2035 года, начиная со следующего года.
Далее это административные преференции - предоставлять земельные участки без аукционов, налоговые преференции - это дополнительные льготы по налогам на прибыль и имущество. Например, снижение налоговой ставки по УСН (упрощенная система налогообложения - ИФ) на доходы с 3% до 1%; по примеру Ямала снизить налог на прибыль по отдельным видам деятельности, для Норильска - по строительству, туризму, экологии, сервисной экономике.
Речь шла, разумеется, и о финансовой поддержке - частичном возмещении транспортных расходов субъектам МСП из-за дорогой логистики. Поступило предложение реализовать пилотный проект на резидентах, емкость инвестиционных проектов которых превышает 10 млн рублей. Максимальный размер компенсации не может превышать 3 млн рублей в год на одного субъекта МСП.
Еще одно немаловажное предложение - создать социально-экономическую интерактивную карту районов Арктической зоны края с особенностями ведения бизнеса и проживания. Это необходимо для выбора потенциальным резидентом территории для инвестирования.
- Кстати, о Норильске: достаточно ли успешно осуществляется Комплексный план социально-экономического развития Норильска до 2035 года, утвержденный распоряжением правительства России?
- На сегодняшний день по плану реновации Норильска нужно снести около 40 аварийных жилых домов и построить более 90 новых, провести термостабилизацию грунтов под многоэтажками и социальными объектами. Также в приоритете замена коммунального хозяйства и ремонт дорог, благоустройство общественных территорий.
Большая сдача проектов начнется в следующем году. Строится десять домов, новый лицей имени В.И. Долгих, на очереди ледовая арена и бассейн, поликлиника на 1,1 тыс. посещений за смену. Можно однозначно сказать, что визуально Норильск меняется в лучшую сторону.
Наши северные депутаты постоянно работают в округе, мы участвуем во всех крупных совещаниях, которые проходят там с участием первых лиц страны, губернатора края. Последнее совещание прошло в конце ноября.
Много вопросов по Норильску возникло в ходе принятия бюджета. Около 200 млн рублей запланировано на приведение в порядок зданий медучреждений в Норильске и капитальный ремонт здания детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья. В поправку дополнительно включено порядка 370 млн рублей на план социально-экономического развития города. Депутаты от севера подняли вопрос о закупке новых автобусов, о состоянии дорог в Норильске, о перинатальном центре. По их оценкам, на решение вопросов северной столицы необходимо порядка 2,5 млрд рублей, т.е. тут не обойтись без помощи федерального бюджета, который пока не особо активно в этом участвует.
- Разработаны ли на сегодня какие-либо проекты или предложения по развитию туризма в регионе? Есть ли новые направления или планируется развитие уже существующих в крае туристических маршрутов?
- Красноярский край всегда был известен своим промышленным и природным потенциалом. Под природным, в первую очередь, подразумевались полезные ископаемые. Но необходимо и есть возможности сделать туризм доходной частью региональной экономики. Краю повезло по сравнению со многими другими регионами: из-за географической протяженности есть возможности побывать и на севере, и на юге. Много природных парков, заказников, заповедников: Плато Путорана, Столбы, Ергаки, Шушенский Бор. Есть богатая история, мы отреставрировали Енисейск, Минусинск. Есть много интересных культурных событий: фестиваль искусств "Хворостовский", "Мир Сибири". Идет развитие водного туризма по Енисею. Очень много вложений в Красноярск, где создают новые локации и благоустраивают старые: Торгашинский хребет, Гремячья грива, смотровая площадка на Николаевской сопке, лестница в Удачном, Серебряниковский пруд.
Мы активно эту повестку продвигаем, показывая наши возможности. На международной выставке-форуме "Россия" стенд Красноярского края признан одним из лучших в стране.
В регионе развивается и школьный туризм. На него выделяется 56 млн рублей - это средства только краевого бюджета. Третий год край участвует в этом проекте, когда дети могут по туристическому сертификату побывать уникальных уголках края, познакомиться с музеями, природными достопримечательностями. В 2024 году туристическим сертификатом воспользуются 5,6 тыс. школьников.
Кроме того, добавлены средства на инфраструктуру. Краю нужны кемпинги, гостиницы. Поэтому сейчас при формировании бюджета, между первым и вторым чтением, мы добавили около 250 млн рублей на создание туристической инфраструктуры и проведение мероприятий, прежде всего, это модульные постройки для размещения туристов.
Разумеется, сегодня по поручению президента разрабатывается программа развития туризма в крае.
- В Законодательном собрании была сформирована рабочая группа по мониторингу и контролю реализации мероприятий, направленных на газификацию края к 2028 году. Что сейчас, по данным рабочей группы, уже сделано в рамках реализации поручения президента? Какие мероприятия планируются на 2024 год?
- В рабочую группу вошли 15 депутатов из различных фракций и комитетов, она приступает к работе в ближайшее время. Руководителем группы стал Егор Васильев (депутат Заксобрания края, экс-министр экономики и регионального развития региона - ИФ). Задача депутатов - мониторинг и контроль реализации мероприятий по газификации. Также депутаты видят пространство для работы в формировании нормативной базы, в которой нам предстоит отразить региональные аспекты и создать все необходимые условия, например, какие-то льготы, субсидирование.
Говоря о процессе, отмечу, что в ноябре в Красноярск приезжала делегация ПАО "Газпром", губернатор края провел совещание с участием депутатов. Газопровод протянут к нам из Томской области, его протяженность составит 700 км. В ближайшие годы у нас должны появиться программа и схема газификации населенных пунктов, понимание - какой будет топливо-энергетический баланс, объемы потребления, перспективные потребители. Этой осенью в Минприроды проходило, опять же с участием депутатов, согласование прокладки маршрута газопровода через особо охраняемые природные территории в Козульском, Большеулуйском, Емельяновском районах. В части частного сектора - Ачинск активно готовится к газификации. Уже заключено соглашение, участниками которого, в том числе, являются АО "Терминалнефтегаз" и АО "Красноярсккрайгаз". Сейчас в городе около 8 тыс. частных домовладений, начать хотят с эксперимента - перевести на газ 300 домов.
- Вы неоднократно поднимали важные для края вопросы на заседаниях Совета законодателей СФО. Насколько схожи проблемы в разных регионах Сибири и насколько весомы решения Совета для федерального центра?
- Сотрудничество между регионами, между законодателями на федеральном и региональном уровнях дает возможность сформировать консолидированную позицию по отдельным вопросам, поделиться опытом и донести свою позицию для центра, где на ее основании могут быть приняты новые законы. Совет законодателей - та площадка, которая помогает достичь результатов в формировании необходимой нормативно-правовой базы.
Например, в июне я выступил с докладом на заседании Комиссии Совета законодателей РФ по социальной политике, поднял вопрос о необходимости совершенствования системы опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан и развитии института распределенной опеки. В Красноярском крае функционирует сеть стационарных учреждений. Но необходима легализация некоммерческих организаций (НКО) в качестве субъекта распределенной опеки - с возможностью оказывать образовательные услуги, получать госзаказы и т.д.
По итогам каждой такой встречи готовятся предложения, которые направляются на федеральный уровень, становятся основой новых законодательных решений.
- Помимо прочего, вы являетесь одним из авторов законопроекта про выплаты на содержание собак-проводников. Насколько этот закон актуален для края?
- Наш край - единственный регион в стране, который установил региональные меры поддержки на содержание собак-проводников. Во втором чтении закон был принят 8 декабря. Выплаты начнутся с 1 января 2024 года.
Сейчас в регионе проживают 20 инвалидов по зрению, которым предоставлены собаки-проводники. Это, по сути, средство реабилитации. Собака помогает слепому человеку в решении множества повседневных задач: ориентации в пространстве, передвижении по улице, оказании неотложной помощи. Содержание четвероногого помощника дорого, в среднем обходится для владельца в сумму свыше 115 тыс. рублей каждый год, включая расходы на спецкорма и ветеринарное обслуживание. С 1 февраля 2023 года из федерального бюджета выделяется ежегодная денежная компенсация - около 32 тысяч рублей, остальные средства тратит владелец животного.
В крае установлена дополнительная ежегодная компенсация расходов инвалидам на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников в размере около 82 тыс. рублей. В целом на это из краевого бюджета потребуется выделять около 2 млн рублей.
Мы прогнозируем, что резкого увеличения количества собак-проводников не будет - обучение каждого животного занимает около двух лет, питомец должен отличаться выдержкой, стрессоустойчивостью. Сейчас своей очереди на получение уникального помощника с комплектом оборудования в крае ждут три человека. Можно назвать этот закон точечным, но он поможет снять проблему и оказать реальную помощь.