О последствиях для бюджета пандемии коронавируса, планах по восстановлению исторического центра, борьбе с пробками на дорогах и подготовке к 360-летию города в интервью "Интерфаксу" рассказал мэр Иркутска Руслан Болотов.
- Руслан Николаевич, пандемия коронавируса стала главным вызовом 2020 года. Какие сферы экономики и бизнеса наиболее серьезно пострадали в Иркутске? Есть данные о сокращении числа предпринимателей?
- Под влиянием пандемии экономическая ситуация во всем мире, без того непростая, ухудшилась в разы. Это очевидный факт. Это наша с вами данность. Иркутск здесь не исключение. По состоянию на 1 октября 2020 года количество организаций в городе снизилось на 5,2% в сравнении с 1 октября 2019 года. Прибыль крупных и средних предприятий уменьшилась на 22,6%, доля убыточных предприятий увеличилась на 7,1%.
Этот год стал крайне неблагоприятным для туристического бизнеса. В значительной мере пострадала строительная сфера. Под влиянием сильного шока пребывает потребительский рынок - он находится в прямой зависимости от благосостояния горожан. Пострадал малый бизнес, особенно те, кто работает в сфере услуг. За девять месяцев 2020 года оборот розничной торговли снизился на 2,5%, общественного питания - на 37,2%, платных услуг населению - на 8,3% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - ИФ).
Но предприниматели уже научились подстраиваться под сегодняшние реалии. Есть и те, кого кризис фактически не затронул. Более того, в некоторых сферах наблюдается увеличение показателей. Например, у пищевиков за 10 месяцев 2020 года вырос объем отгруженной продукции на 10,3% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - ИФ). В группе выигравших от кризиса находится отрасль производства лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях - рост на 18,1%.
- Следствием пандемии стало сокращение доходов городской казны. Бюджет Иркутска на 2021 год принят с дефицитом в 1,1 млрд рублей. Муниципальный долг - более 2 млрд рублей...
- Город, даже крупный региональный центр, в отличие от субъекта РФ, не может претендовать на дешевые бюджетные кредиты с низкой ставкой. И это несправедливо. Пандемия ситуацию только усугубила. Мы обсуждали этот вопрос на последнем заседании Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока, решили поднимать его на федеральном уровне.
Иркутск - город торговый, у нас много малого и среднего бизнеса, который в большей степени подвергся влиянию кризиса. Поэтому основную задачу, которую мы ставили при формировании бюджета-2021 - сохранить его социальную направленность. Доля средств, направленных на образование, здравоохранение и другие социальные статьи, составила более половины расходов.
В бюджете-2021 более 8 млрд рублей - оплата труда работников бюджетной сферы. Порядка 700 млн рублей - питание воспитанников детсадов и школьников начальных классов, включая бесплатное молоко. Достаточно серьезные средства направляем в сферу дорожного хозяйства - порядка 2,5 млрд рублей. Более 1,1 млрд рублей - на благоустройство. Порядка 100 млн рублей - резервный фонд.
- Сколько бюджет Иркутска недосчитался в 2020 году?
- Дефицит в октябре был увеличен на 837 млн рублей. Ожидаем, что налоговые и неналоговые доходы в текущем году снизятся на 630 млн рублей к уровню прошлого года. Для обеспечения устойчивости бюджета пришлось привлекать кредиты.
По итогам аукциона с ПАО "Сбербанк" были заключены муниципальные контракты на предоставление Иркутску кредитов со сроком пользования три года. Мы провели ряд встреч и договорились о снижении процентной ставки. В результате за три года мы сэкономим более 28 млн рублей.
Кроме того, нам удалось провести неплохую работу с системой поддержки на государственном уровне - помните, была кредитная линия на сохранение численности работников под 2% годовых? Мы привлекли порядка 360 млн рублей в муниципальные предприятия, средства пошли на погашение задолженности и выплату зарплат. Так, Сбербанк предоставил льготные кредиты МУП "Комбинат питания", МУП "Иркутскавтодор", МУПЭП "Горзеленхоз". ВТБ - МУП "Иркутскгортранс", "Иркутскавтотранс", "Иркутская аптека" и "Бытовик". В результате удалось сохранить МУП "Комбинат питания", который достаточно долго не работал из-за удаленки в школах, но порядка 1 тыс. сотрудников получали зарплаты.
Ключевая задача, которая теперь перед нами стоит - работа с национальными проектами для привлечения средств на развитие города.
- На чем сэкономили при формировании бюджета на 2021 год?
- Мы не экономили, мы увеличили дефицит. Нам нельзя останавливать развитие города. Я в этом смысле продукт советского времени - тогда ставилась задача, и под нее находилось финансирование. Мы тоже должны так делать. Если мы будем исходить только из бюджетных лимитов, то, извините, далеко не уедем.
Говорить, что все плохо, неправильно. Вы знаете, когда пандемия только начиналась и мы с налоговой инспекцией составляли прогнозный план, картина была еще менее оптимистичная. На самом деле спад по доходам оказался не таким катастрофическим, как прогнозировалось. Почему? Если вы обратили внимание, указ губернатора, который регламентировал ограничения из-за пандемии, был достаточно гибкий. У нас весь гостиничный комплекс продолжал работать - да, как обсерваторы, но работали. И полностью номерной фонд был заполнен, был период даже, когда мест не хватало.
У нас очень серьезно просела сфера обслуживания, ресторанный бизнес. Но даже здесь власти старались подходить максимально рационально - разрешили работать, когда напряжение спало. В Иркутске не было полного локдауна, у нас функционировала вся система - да, с ограничениями, иногда жесткими регламентами. Но в целом экономика Иркутска понесла меньший ущерб, чем прогнозировалось на входе в пандемию.
- Одна из самых горячо обсуждаемых проблем Иркутска – пробки на дорогах, которые даже в разгар пандемии не исчезли. Как городские власти планируют ее решать?
- Дорожная тема у нас действительно притча во языцех. Этим летом многие меня поминали недобрым словом за ремонт моста через реку Ушаковку. Но откладывать его дальше было совершенно невозможно. Мост просто мог рухнуть. И пусть меня ругали, но если бы кто-то потом пострадал или погиб, меня бы стали проклинать. Я – человек, который прошел зону ЧС (Болотов участвовал в ликвидации последствий масштабного наводнения 2019 года в Тулуне, работая председателем правительства Иркутской области – ИФ), я видел горе на лицах людей, которые потеряли близких, и я этого точно допустить не могу.
Мы отремонтировали Ушаковский мост и сегодня ремонтируем путепровод над железной дорогой на улице Джамбула. Работы идут с опережением графика, но тоже вызывают пробки и недовольство горожан. И опять-таки эти работы надо было проводить уже давно, поскольку путепровод начал разрушаться изнутри. Проект реконструкции был подготовлен еще в 2013 году.
Вообще же, одна из главных причин дорожных заторов в Иркутске - очень плотная историческая застройка центра, который сегодня серьезно загружен. Дорожную инфраструктуру нужно глобально пересматривать. Создавать транспортное кольцо так, чтобы в любой район города можно было попасть, не заезжая в центр. Необходима реконструкция Лермонтовского узла, строительство новых ключевых развязок - Западного, Южного и Северного обходов.
В текущем году был заключен контракт на разработку проектной документации по реконструкции Лермонтовского узла. Работы планируем завершить до конца 2021 года. По проекту планируется расшить участок объездной дороги Первомайский-Университетский от Академического моста до улицы Вампилова. Реализация проекта - 2022-2023 годы при условии софинансирования из федерального и областного бюджетов. Цена вопроса - порядка 1 млрд рублей.
Если говорить о концептуальных вещах, то в Иркутске надо менять приоритеты организации дорожного движения. В первую очередь, важен комфорт пешеходов, затем – движение общественного транспорта и велосипедистов. И только потом уже – легковой и грузовой транспорт. У нас это пока воспринимается с трудом. Однако современная урбанистика, опыт больших городов говорят, что это реальный способ уменьшить транспортные заторы.
- Причиной дорожных проблем Иркутска называют также недобросовестных подрядчиков, некачественно выполняющих ремонтные работы.
- Многие годы ремонт дорог не был выстроен системно, не отрабатывались гарантийные обязательства подрядчиков. К этому сезону подготовка в 2019 году была проведена не должным образом. Некачественная проектно-сметная документация. Большая часть объектов - 10 штук - отдана в руки одного подрядчика одним лотом в нарушение антимонопольного законодательства. Сейчас по данному факту ведется разбирательство.
Теперь, после внесения изменений в федеральное законодательство, мы можем выбирать подрядчиков не по аукциону, а на конкурсной основе. Раньше контракт выигрывала фирма, предложившая наименьшую цену. Теперь при проведении конкурса мы можем четко прописать наши условия – вплоть до количества техники и квалификации рабочих. Организации, которые этим требованиям не соответствуют, не смогут получить контакты.
В 2020 году в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги" провели ремонт 22 участков протяженностью почти 26 км. В 2021 году запланирован ремонт 19 участков протяженностью 22 км. По моему поручению контракты начали отыгрывать уже сейчас. До конца года большинство подрядчиков будут определены. Это даст возможность выйти на ремонт дорог уже весной и не затягивать его до глубокой осени.
- Руслан Николаевич, вы обмолвились, что центр Иркутска имеет плотную историческую застройку и это создает проблемы современному развитию города. При этом Иркутск занимает первое место среди российских городов по количеству памятников деревянного зодчества – их более 700, всего же архитектурных памятников порядка 1,5 тыс. Что планируете делать с наследием?
- Исторический центр Иркутска рассчитан на 50 тыс. жителей – это город XIX века с очень четкими границами, узкими улицами и близко стоящими домами. Моя позиция как мэра – историческое лицо города нужно сохранять. Но и развитие Иркутску необходимо. Поэтому нам необходимо вместе с экспертным сообществом и общественностью разработать комплексный план развития исторической застройки.
У нас есть пример реконструкции 130-го квартала (комплекс из 63 восстановленных старинных деревянных зданий в центре Иркутска - ИФ). Объекты, которые сегодня входят в него, далеко не все находились на этом месте. И не все дома, которые там находились, были оставлены – три деревянных многоквартирных дома советского периода снесли, и они точно центр города не украшали.
Новым этапом реновации центра стал проект "Иркутские кварталы", в который вошли более 100 объектов. Старинные дома становятся современными магазинами, галереями, гостиницами, ресторанами - получают новую жизнь, сохраняя исторический облик. К настоящему времени завершено восстановление 25 объектов, на пяти работы еще ведутся, 21 объект находится на стадии проектирования, 17 – на стадии градостроительной подготовки.
Администрация города также учредила Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ). Оно ищет инвесторов, за счет которых проводится реставрация старинных зданий, и сопровождает проекты. Сегодня в уставном капитале АРПИ около 60 объектов, 19 домов-памятников уже восстановлены, на 20-ти идут работы.
Комплексный план развития исторической застройки Иркутска должен включать работу и АРПИ, и "Иркутских кварталов". Кроме того, буквально на прошлой неделе мы обсуждали эту тему с Ростуризмом, у них разрабатывается программа, которая позволяет финансировать восстановление исторических центров городов. Она для Иркутска очень подходит. Вопрос сейчас в подготовке документов и начале действия этой программы – она должна быть принята в следующем году на федеральном уровне. Будем готовиться к тому, чтобы включаться.
Центр Иркутска нужно сохранять и развивать, и делать это комплексно. Приведу еще один пример – благоустроили Центральный парк, теперь это историко-мемориальный комплекс "Иерусалимская гора". Хорошо получилось, красиво. И построили лестницу, ведущую к нему из центра города – тоже красивую. Но вот стоим мы перед этой лестницей и что наблюдаем? С одной стороны контейнеры, оставшиеся от закрытого китайского рынка, которые владелец никак не может продать, с другой – покосившиеся деревянные дома, не все исторически ценные. Если бы у нас был комплексный план развития, мы бы эту проблему решили.
- Есть мнение, что у каждого хорошего градоначальника должен быть свой проект, с которым он войдет в историю. Что бы Вы хотели сделать для Иркутска?
- Свой проект – громко звучит, я бы так не стал говорить. Но есть несколько значимых проектов, необходимость в которых назрела давно, которые я очень хочу запустить. Первый – это восстановление исторического центра. Второй - благоустройство правого берега реки Ушаковки. Третий – создание единой набережной реки Ангары, от плотины Иркутской ГЭС до Московских ворот. Сейчас набережная разорвана, полностью благоустроен только один участок в центре, остальные находятся в разной степени запущенности, требуются работы по берегоукреплению.
Нужно также создать комфортный участок на острове Конном. Уже есть хороший проект, который мы скоро вынесем на публичное обсуждение. Сразу скажу – там не будет торговых центров и жилых домов. Будет парковая зона для отдыха горожан с велосипедными дорожками и спортивными сооружениями.
- И большой концертный зал?
- Здесь еще идет обсуждение, есть два варианта размещения. Первый – это остров Конный, но там существует угроза подтопления. Кроме того, это может ухудшить ситуацию с пробками в центре города – из 9-бальных перевести их в 10-бальные. Второй вариант – полуостров Чертугеевский на Иркутском водохранилище. Хорошее, видовое место. Зал будет выходить на берег и как будто стоять на воде.
- Иркутск называют "Воротами Байкала", как планируете развивать туристическую сферу?
- Сегодня в Иркутске существует неплохая базовая туристская инфраструктура. В городе насчитывается 115 туроператоров и около 150 гостиниц, в числе которых международные сетевые отели "Ибис" и "Мариотт". Завершается строительство отеля "Хилтон".
Но мое мнение - Иркутск не должен быть только транзитом на Байкал. Наш город сам по себе интересен. У нас есть, на что посмотреть. Крестовоздвиженская церковь, которая работала даже в советское время, и куда тогда свозили православные реликвии. Глазковский некрополь - памятник археологии федерального значения, единственный в мире некрополь эпохи палеолита, сохранившийся в центре большого города. Дома декабристов, сначала отбывавших ссылку, а потом оставшихся в Иркутске и во многом определивших наше культурное развитие.
Кроме того, наш город являлся форпостом в освоении Востока России и тихоокеанского побережья Америки. Назовите мне еще хоть один российский город, который бы управлял Америкой! А ведь это историческая правда. У нас есть уникальные памятники архитектуры, связанные с этими событиями. Как говорят наши историки, это готовый туристический маршрут.
Хочу подчеркнуть - туризм для Иркутска не только бизнесовая история. Это наше позиционирование на карте России.
- Следующий 2021 год юбилейный – Иркутску исполняется 360 лет. Какие мероприятия планируются?
- Сначала хочу поблагодарить Игоря Ивановича Кобзева, губернатора Иркутской области, который возглавил оргкомитет празднования юбилея. Это нам дает возможность привлечь внимание к проблемным точкам и получить определенные преференции. При подготовке к празднику большое внимание мы планируем уделить исторической составляющей – она будет проходить красной нитью по всем мероприятиям. Сейчас разрабатываются различные форматы событийных мероприятий, которые будут интересны не только горожанам, но и туристам: спортивный, гастрономический, музыкальный фестивали. Планируем проведение городского карнавала. Прорабатываем также идею проведения выставок, посвященных Иркутску, в Москве и в наших городах-побратимах – их 15.
Кроме того, в следующем году в рамках юбилея мы начнем строить несколько соцобъектов. Из знаковых – школа на улице Багратиона. Это будет историческая школа. Мы так решили – если школа стоит на улице, названной в честь героя войны 1812 года, то она должна иметь исторический уклон. У нее будет соответствующий фасад, а при ней мы планируем открыть небольшой музей истории Иркутска – города боевой и трудовой доблести.
Из вещей, не затратных по бюджету, но которые будут определять наше будущее: в юбилейный год мы решили ввести в школах факультативно новый предмет - "Иркутсковедение". Это будет курс по истории Иркутска, от основания до сегодняшних дней.
- Руслан Николаевич, приближается наш самый любимый праздник - Новый год. В этом году власти Иркутска приняли беспрецедентное решение – отменили открытие городской елки, традиционную горку в сквере им. Кирова. Чем вызвано такое решение, и какие альтернативы празднования предложены горожанам?
- Вы знаете, в этом году само слово "празднование" у части горожан вызывает негативные эмоции. Однако, думаю, праздник городу все-таки нужен. Мы уже устали от негатива. И подчеркну: одна из традиций - отмечать Новый год с самыми близкими и дорогими людьми, дома с семьей. Мы приняли непростое решение – отменить традиционные мероприятия: открытие городских елок, массовые гуляния, салют. Да, это вызвало много негативных откликов. Но здоровье людей важнее, и мы не имеем права рисковать, создавая условия для массового скопления горожан. Они сами нам потом этого не простят.
Сегодня ведем оформление города. На главной площади установим светодиодные фигуры и праздничную иллюминацию – "звездное небо". Новогодние елки поставим в сквере им. Кирова, на острове Конном и в заливе Якоби. Там же появятся ледовые фигуры – сказочные персонажи. На Якоби будут установлены также копии мировых достопримечательностей изо льда: Большой театр, Эйфелева башня, Биг Бен, Сиднейская опера.
31 декабря по телевидению и в интернет будут транслировать фильм-концерт "Иркутск, с Новым годом!", героями которого будут как известные личности – врачи, педагоги, политики, так и обычные люди. Горожане впервые увидят полнометражный фильм в таком формате местного производства.
В этом году очень много приходилось корректировать из того, что планировалось сделать изначально. Сложный год. Но жизнь продолжается.