Какими темпами реализуется масштабный нацпроект по переселению граждан из аварийного жилья? В каких регионах РФ готовы приступить к ускоренному завершению программы и хватит ли им выделенных на это средств федерального бюджета? Где находится первый в России населенный пункт без аварийного жилья? И сколько миллиардов рублей можно сэкономить в масштабах страны благодаря модернизации коммунальной инфраструктуры, повышению энергосбережения в сфере ЖКХ и применению энергоэффективных технологий при строительстве и капитальном ремонте многоквартирных домов? Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор, председатель правления государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константин Цицин.
— Константин Георгиевич, в декабре принято подводить итоги работы, проделанной в уходящем году. С какими результатами Фонд ЖКХ завершает столь непростой во многих отношениях 2020-ый? Все ли планы текущего этапа программы переселения удалось выполнить?
— Сейчас подходит к завершению второй год реализации программы переселения, и завершаем мы его с результатами, за которые, как говорится, перед людьми не стыдно: переселены 120,56 тыс. человек из 1,97 млн кв.м. аварийного жилья. Это данные по состоянию на 9 декабря 2020 года — с учетом программ, финансируемых субъектами РФ, и с учетом реализации 2019 года. И здесь мне хотелось бы отметить активность регионов, с которой они включились в реализацию нацпроекта "Жилье и городская среда": с самого начала был взят настолько мощный старт, что уже к маю этого года был перевыполнен план по объемам переселения граждан из аварийного жилья.
Приведу цифры из отчета за 2019 год: переселены 40,58 тыс. человек из 663,03 тыс.кв.м. аварийного жилищного фонда, а с учетом программ, реализуемых за счет собственных средств субъектов РФ, — 57,81 тыс. человек из 946,74 тыс.кв.м. аварийного жилья.
Что же касается предварительных итогов текущего года, то могу отметить следующее: стабильную динамику реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда"удалось сохранить — с учетом перевыполнения целевых показателей 2019 года целевые показатели 2020 года перевыполнены почти в два раза: переселены 112,36 тыс. человек (205,79%) из 1,83 млн кв.м. (183,06%) аварийного жилого фонда.
И это несмотря на ограничения, связанные с непростой эпидемиологической ситуацией. И снова — конкретные цифры: согласно национальному проекту "Жилье и городская среда"в 2020 году регионы должны были расселить миллион "квадратов" "аварийки" и обеспечить комфортным жильем 54,6 тыс. человек. Но уже к началу декабря мы подошли к объему, который я озвучил в начале нашего разговора.
Считаю, что во многом такого результата удалось добиться благодаря налаженной системной работе между Фондом ЖКХ и всеми регионами нашей страны. Отработаны четкие механизмы эффективного взаимодействия, в том числе — по вопросам организации финансовой и административной дисциплины на местах. Это позволило реализовывать программу переселения с учетом особенностей каждого субъекта РФ.
В качестве примера я могу привести данные на декабрь текущего года: исполнение контрактов на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийных домов по этапу 2019-2020 годов составило 96,2% от плана, а целевой показатель текущего года на данный момент достигнут в 56 регионах страны.
— Эти цифры можно считать итоговым результатом работы Фонда ЖКХ в 2020 году?
— В декабре у нас начинается "горячая пора", потому что традиционно для строительной отрасли именно в конце текущего-начале следующего года сдается большой объем жилья. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайший месяц еще многие сотни семей в разных регионах страны переедут из аварийного жилья и встретят Новый год уже в новых квартирах в комфортных домах.
Вообще, знаете, ведь подобных программ по переселению граждан из аварийного жилья нет нигде в мире — ничего подобного не делает ни одно государство! А главная задача, поставленная руководством нашей страны, звучит предельно ясно — сделать жизнь людей лучше, комфортнее, безопаснее. В национальном проекте обозначены совершенно конкретные целевые показатели, которые необходимо выполнить в полном объеме. И цифры, безусловно, крайне важны, потому что каждая единица в отчете — это не только "квадратный метр", а в первую очередь люди, семьи, которые благодаря поддержке государства обретают уверенность в завтрашнем дне. Поэтому главный результат нашей работы — это сотни тысяч счастливых новоселов.
Добавлю, что многие субъекты РФ нацелились на досрочное расселение жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2017 года. В частности, до конца этого года программу переселения в полном объеме обязались завершить в Карачаево-Черкесской Республике и Сахалинской области — Фонд ЖКХ подписал с этими регионами соответствующие соглашения.
— И, тем не менее, правительство РФ поставило задачу завершить переселение ранее запланированного срока. Остальные регионы готовы к такому ускорению?
— Социальную значимость этой программы невозможно переоценить — проживание в аварийном фонде зачастую связано с риском для жизни. Во многих субъектах есть понимание этой проблемы, и региональные власти стараются как можно быстрее переселить людей из опасных домов в новое жилье и берут на себя повышенные обязательства. Сейчас уже 39 субъектов РФ сообщили о своих планах сократить сроки реализации программы и завершить переселение граждан из аварийного жилья не позднее 31 декабря 2023 года. В том числе 15 регионов уже подписали соглашения, согласно которым обязались расселить аварийный жилфонд раньше 1 сентября 2025 года.
Помимо Сахалина и Карачаево-Черкесии в перечень регионов, которые завершат программу раньше остальных, можно добавить Чеченскую Республику, а также Магаданскую и Саратовскую области — в этих субъектах программу переселения с участием средств Фонда ЖКХ запланировано выполнить до конца 2021 года.
Таким образом, на данный момент ускориться готовы порядка половины субъектов РФ. Мы надеемся, что в скором времени такой темп возьмут остальные регионы.
— При этом становится очевидно, что одновременное увеличение темпов переселения в регионах потребует колоссальных затрат — хватит у государства денег?
— В первую очередь, это вопрос контроля за эффективностью использования субъектами РФ средств, перечисленных по программе переселения. Мы также понимаем, что для ускоренного расселения регионы-лидеры вправе рассчитывать на стабильное финансирование. Деньги должны работать, а не лежать на счетах субъектов. Поэтому в 2020 году Фонд ЖКХ внедрил новую схему финансового обеспечения программных мероприятий. Как она работает: после одобрения правлением госкорпорации заявки региону предоставляется 20% от запрашиваемой суммы, а когда мы получаем от субъекта РФ реестры контрактов, выделяется еще 30% средств. Оставшиеся 50% перечисляются региону уже по факту возникновения обязательств по платежам. Существенным стимулом ускориться для субъектов стало и новое условие: если государственная поддержка не будет использована в течение 6 месяцев, то деньги будут временно отозваны и перераспределены в те регионы, где программа переселения реализуется более эффективно.
Переселение из аварийного жилья сотен тысяч граждан стран — "мероприятие" жизненно важное и, действительно, затратное. Поэтому решение правительства РФ — предоставить в 2020 году 50 млрд руб. из 99,954 млрд руб., предусмотренных на реализацию программы переселения граждан в 2022 году, стало большим и своевременным подспорьем для регионов.
Вот цифры для понимания общей картины: с начала реализации федерального проекта субъектам РФ уже перечислено 66,44 млрд руб. Из них по этапу 2019-2020 годов — 33,45 млрд руб., 22,68 млрд руб.— по этапу 2020-2021 годов и 10,31 млрд руб. – по авансам и реестрам контрактов этапа 2021-2022 годов.
Что касается ответа на ваш вопрос — да, денег на ускорение хватит: теперь у регионов есть финансовая возможность приступить к ускоренному завершению программы переселения для выполнения задачи, поставленной президентом РФ.
— Получается, уже буквально через несколько лет можно будет говорить об аварийном жилье в прошедшем времени? Или в выполнении программы существуют некоторые сложности, которые еще предстоит преодолеть?
— Несмотря на высокие темпы расселения, проблема "аварийки" еще не один год будет стоять в государственной "повестке дня". Сейчас в стране более 500 тыс. человек нуждаются в улучшении жилищных условий, так как проживают в домах, которые признаны аварийными уже после 1 января 2017 года. И этот показатель постоянно увеличивается — дома стареют.
Также очень важно, чтобы при выявлении аварийного жилья регионы показывали реальное положение дел. В качестве примера приведу Республику Саха (Якутия), где в срок до 1 января 2017 года было выявлено, и, соответственно, включено в программу, 1,16 млн кв.м аварийного жилья — это самый большой показатель среди всех субъектов РФ. Такая ответственность руководства республики за судьбы людей вызывает уважение.
Кстати, в ноябре мы с председателем набсовета Фонда ЖКХ Сергеем Степашиным посетили поселок городского типа Жатай в Якутии. Там ввели в эксплуатацию последний многоквартирный дом, построенный для переселенцев из аварийного жилья. Так что Жатай стал первым муниципальным образованием в России, где полностью расселили аварийное жилье, признанное таковым до 1 января 2017 года. Что очень важно, этот 8-этажный дом возведен с применением энергоэффективных технологий: на крыше установлены солнечные модули, которые обеспечивают питанием узел управления теплопотреблением, освещение подъездов и придомовой территории. К слову, всего на территории этого городского округа построено 11 таких "умных" домов — и это в условиях вечной мерзлоты! При этом по всей России более 150 жилых зданий такого же уровня энергоэффективности.
— А почему в России строится не так много жилья с высоким классом энергоэффективности? И что делать жителям неаварийных домов, если их не устраивает качество жилья?
— Здесь моя позиция однозначна: если дом возводится с привлечением средств федерального бюджета, то он обязательно должен быть энергоэффективным. Это умный, рациональный подход, это инвестиции в будущее: таким образом мы сразу закладываем существенный коэффициент качества в жилищном фонде, и в плане более бережливого потребления энергоресурсов, и с точки зрения существенной экономии жителей на оплате коммунальных услуг. Как говорится, мы не настолько богаты, чтобы строить плохие дома.
С одной стороны, это несколько удорожает стоимость строительства, но в то же время, по экспертным оценкам, применение современных энергосберегающих технологий на объектах коммунальной инфраструктуры и в жилищном фонде в масштабах страны имеет потенциал экономии в несколько сотен миллиардов рублей ежегодно.
Также мы настоятельно рекомендуем собственникам жилья проводить энергоэффективный капремонт. Ведь даже обычный ремонт в любом случае требует затрат, но только ремонт с применением энергосберегающих технологий их окупает. Причем в отдельных случаях — буквально за год, а дальше — чистая экономия. Добавлю, что Фонд ЖКХ компенсирует до 80% от стоимости работ по энергоэффективному капремонту. И эту возможность регионы активно используют, например, в Краснодаре, где "умными"и экономными должны стать более десятка домов, и в Липецкой области. Всего же с начала этого года механизмом господдержки энергоэффективного капремонта, в том числе предоставлением субсидии за счет средств Фонда ЖКХ, воспользовались 27 субъектов РФ: госкорпорацией одобрено 37 заявок на ремонт 122 домов на общую сумму поддержки в размере 128,23 млн руб.
В первую очередь программа господдержки проведения энергоэффективного капремонта рассчитана именно на активность собственников — для них на сайте госкорпорации создан специальный раздел "Помощник ЭКР". Алгоритм этой системы анализирует сведения о многоквартирном доме и выдает конкретные рекомендации — применение каких мероприятий по энергосбережению обеспечит максимальный экономический эффект.
Хотелось бы поделиться еще одним интересным наблюдением: в период самоизоляции люди стали больше находиться дома, и как следствие, требовательнее относиться к качеству коммунальных услуг. На мой взгляд, это говорит об изменении сознания собственников жилья — повышается ответственность граждан в вопросах эксплуатации собственного дома и контроля за состоянием домовых коммуникаций.
— Можно построить тысячи энергоэффективных домов и еще в тысячах провести энергоэффективный ремонт, но жители все равно будут жаловаться на качество коммунальных услуг…
— Вы абсолютно правы: по нашим данным, сейчас в целом по стране коммунальные сети изношены на 70%. Ремонт таких коммуникаций и устаревшего оборудования не способен заметно повлиять на ситуацию: залатали магистраль в одном месте, а ее прорывает на участке рядом. Этот процесс может длиться бесконечно. И главное, что от всех этих аварий страдают потребители, получая коммунальные услуги с регулярными перебоями.
Совершенно очевидно, что нельзя строить дома, а порой и целые кварталы, на старых сетях! Поэтому особое внимание Фонда ЖКХ обращено на поддержку проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Понимая масштаб накопившихся в этой сфере проблем и не бесконечные возможности федерального бюджета, основной потенциал здесь мы видим именно в развитии государственно-частного партнерства. Мы активно поддерживаем проекты модернизации в сферах тепло- и водоснабжения, водоотведения, предоставляя 60% от стоимости проекта. Остальную часть составляет консолидированный бюджет региона и частного инвестора.
На данный момент в работе Фонда ЖКХ находятся 17 концессионных соглашений. Их реализация позволит улучшить качество и надежность предоставления коммунальных услуг в 17 муниципальных образованиях, в которых проживают около 1,3 млн человек. Отмечу, что мы пристально следим за качеством проработки этих проектов, так как очень важно добиться окупаемости вложенных инвестиций без резкого роста тарифов. Всего же финансовая поддержка Фонда ЖКХ в размере 14,5 млрд руб. предоставлена 99 проектам в 38 субъектах РФ. Объем привлеченных частных инвестиций составляет 8,9 млрд руб.
Одновременно с проведением модернизации коммунальной инфраструктуры необходимо выявлять и самые "слабые места", ведь где тонко — там и рвется. "Держать руку на пульсе"и оперативно реагировать на коммунальные коллапсы в каждом из 85 субъектов РФ позволяет Система мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов, которую Фонд ЖКХ совместно с Минстроем России запустили во всех субъектах РФ 1 сентября текущего года. На данный момент в нее стекаются данные со всей страны. И например, когда в каком-то многоквартирном доме пропадает электричество, мы знаем причину аварии и контролируем своевременность устранения инцидента, принимая решения в оперативном режиме. Кроме того, эта система позволяет проанализировать структуру инцидентов по каждому региону и составить объективную "диагностическую карту"для выработки рекомендаций по реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры.
Резюмируя вышесказанное, хочу подчеркнуть, что мероприятия, предусмотренные национальным проектом "Жилье и городская среда", имеют высокую социальную значимость. Президент РФ поставил перед нами совершенно четкую задачу — обеспечить устойчивое сокращение непригодного для проживания жилья. И эта задача должна быть выполнена.