Эксклюзив 28 декабря 2020 г. 13:56

Гендиректор АО "ЭКСАР" Никита Гусаков:

"Объем поддержанного российского экспорта в этом году составил почти $17 млрд"

Акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ЭКСАР), несмотря на пандемию, выполнило намеченные планы на этот год. Так, ЭКСАР поддержал более 450 экспортеров и запустил ряд новых продуктов. О том, какие услуги пользуются наибольшей популярностью у экспортеров, в каких отраслях экономики агентство видит наибольшие риски и о планах на следующий год в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор АО "ЭКСАР", старший вице-президент АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ) Никита Гусаков.

"Объем поддержанного российского экспорта в этом году составил почти $17 млрд"
Фото предоставлено пресс-службой РЭЦ

- Никита Валерьевич, год был непростой для всех и для бизнеса в первую очередь. Учитывая эти обстоятельства, удалось ли выполнить все намеченные планы агентства в этом году или от чего-то пришлось отказаться?

- Год действительно был непростой, учитывая и кризисные условия, и развитие пандемии. Итоги года нам еще предстоит подвести, но уже могу сказать, что нам удалось выполнить намеченные планы. Объем поддержанного российского экспорта в этом году составил порядка $16,5 - $17 млрд. Это соответствует тем целям, которые мы ставили для себя в этом году. При этом в начале года мы готовились к худшему и ожидали, что риски будут расти с учетом кризисных явлений как в экономике, так и в политике ряда стран. Тем не менее, с точки зрения рисков и выплат в целом мы достаточно успешно прошли этот год.

В то же время мы ожидаем, что следующий год будет не менее непростым, и часть рисков, которые в этом году не реализовались, могут реализоваться в следующем году. Часть компаний, которые в этом году работали не на полную мощность или были закрыты на длительный период, могут столкнуться с финансовыми трудностями. Исходя из этого, мы готовимся к тому, что в следующем году нам придется выплачивать страховые премии. Это нормально для страхового агентства, поскольку объем выплат традиционно увеличивается в кризисные годы.

- Сколько всего предприятий-экспортеров получили вашу поддержку в этом году?

 - В этом году мы поддержали около 450-470 экспортеров. Важно отметить, что около 40% поддержки приходится на сегмент малого и среднего предпринимательства (МСП). Остальное – крупные компании. Мы работаем почти со всеми крупнейшими экспортерами несырьевого неэнергетического сектора в России по различным направлениям.

Для МСП у нас есть специальные продукты с упрощенным набором документов. Например, в этом году мы запустили "коробочный" продукт по страхованию отсрочки. В этом случае МСП-экспортер, заключая контракт с отсрочкой платежа с иностранным покупателем, может прийти к нам и, фактически, по заявлению застраховать свой риск от неплатежа на сумму до 10 млн рублей. Этот продукт мы запустили в середине года и уже видим, что он пользуется спросом у МСП.

- Если же говорить в целом, какие продукты пользуются наибольшим спросом среди экспортеров?

 - Два самых популярных наших продукта – это страхование дебиторской задолженности и страхование по финансированию иностранных покупателей российской продукции. Первый – этой "портфельный" продукт. В этом случае мы можем предоставить экспортеру, у которого есть ряд контрагентов, лимиты, и в рамках этих лимитов он дает отсрочку своим клиентам. Так мы страхуем непоступление платежа от его покупателя. Этот продукт пользуется популярностью у крупных компаний. Нашими клиентами по данному продукту являются крупнейшие производители минеральных удобрений, металлургические компании, компании сектора АПК. Также продуктом пользуются небольшие компании, которые в небольших объемах экспортируют свою продукцию в страны СНГ. Здесь важно для нас, что работает "портфельный" подход – т.е. мы балансируем в рамках портфеля между более высокими и низкими рисками.

Второй продукт, который тоже очень популярен - это банковский продукт. В этом случае к нам приходят банки для страхования финансирования иностранных покупателей российской продукции. Т.е. когда иностранная компания хочет купить российскую продукцию, привлекая для этого ресурсы в России, а банк страхует риск неплатежа заемщика. Этот продукт важен, в первую очередь, для отрасли машиностроения, в которой часто заключают крупные контракты с длинным циклом выполнения и с длинным циклом использования. Традиционно во всем мире такие контракты реализуются с привлечением финансирования. Например, в этом году в декабре открылся металлургический завод в Ташкенте, который был построен при нашей поддержке. Так, Росэксимбанк предоставил финансирование под страховую поддержку ЭКСАР. Это пример, когда инициатор проекта привлек российскую компанию-подрядчика вместе с сопутствующим финансированием. Благодаря тому, что мы смогли предоставить финансирование, российский подрядчик выиграл контракт у турецких и у китайских конкурентов.

- Получается такой комплексный подход…

- Да, комплексный. Сейчас на рынке конкуренция не только продуктов и услуг, но и конкуренция финансовых предложений. Сегодня покупатель фактически выбирает не только качество и цену продукта, но и наиболее выгодные финансовые условия.

- Вы говорили про новые меры поддержки субъектов МСП в этом году. Будете ли запускать новые услуги в следующем?

- Да, мы стараемся всегда развиваться и не останавливаться на достигнутом, дополнительно улучшаем наши продукты. Так, в этом году мы впервые совершили сделку по такому новому продукту, как услуги финансирования логистического комплекса - речь о проекте Ультрамар в Ленинградской области. Это первый проект, который ЭКСАР застраховал именно по экспортной инфраструктуре. До этого мы страховали проекты в экспортно ориентированном производстве, т.е. в создание производства либо с нуля, либо модернизация действующего производства с приоритетом на экспортные продажи. Это же был первый пример, где мы застраховали для Сбербанка финансирование на строительство логистического комплекса, который будет заниматься экспортом удобрений и крупных грузов.

На наш взгляд, создание экспортной инфраструктуры способствует решению задач по наращиванию экспорта, и при существующих логистических ограничениях, и прежде всего, инфраструктурных, мы считаем, что это перспективное направление - банки вместе с инициаторами проектов будут приходить к нам за дополнительной поддержкой именно для расширения экспортной логистики.

Помимо этого, мы видим спрос и думаем, что в следующем году будет пользоваться популярностью страхование инвестиций. Когда российские компании инвестируют за рубежом в действующие производства или в создание новых производств, мы страхуем политические риски. В ряде стран политическая ситуация не очень простая, поэтому мы видим больше обращений на страхование инвестиций со стороны компаний, у которых есть или которые планируют проекты за рубежом.

- Будете ли наращивать поддержку в следующем году, и есть ли план, какой объем экспорта планируется поддержать?

- Плановая цифра поддержки объема экспорта на следующий год зафиксирована в национальном проекте - это $17,4 млрд. Мы считаем, что это очень амбициозная цель, потому что, как я говорил, думаю, что год будет непростым, и мы будем еще ощущать серьезные кризисные явления. У многих экспортеров есть сложности с наращиванием объемов, поэтому цель амбициозная. Но мы считаем, что с тем набором продуктов и с той финансовой устойчивостью, которая у нас есть, - она выполнима.

Безусловно, мы хотим наращивать количество клиентов. Ежегодно около 20-25% клиентов мы поддерживаем впервые, поэтому расширение клиентской базы – это тоже наша задача следующего года. Также мы расширяем партнерскую сеть, увеличиваем количество банков-партнеров. В этом году мы начали активно работать с Альфа-Банком. Считаем, что это перспективное направление с точки зрения взаимодействия и продажи наших решений клиентам.

- В этом году агентство поддержало проект строительства портового терминала в Ленинградской области. Планируете ли поддерживать и дальше создание портовых мощностей? Например, которые могут появиться при создании Севморпути?

- Экспортная логистика – это не только портовые мощности. Могут быть и другие виды логистики: и распределительные центры, и складские комплексы с экспортной ориентацией. По Северному морскому пути у нас пока нет проектов на рассмотрении. Тем не менее, это перспективное направление. Думаю, что с ростом объемов грузов возникнет потребность в дополнительных мощностях. Мы будем готовы это рассмотреть, потому что Северный морской путь внесет серьезный вклад в развитие транспортных услуг и в экспорт транспортных услуг.

- ЭКСАР активно поддерживает большие экспортно-ориентированные проекты, такие как Ямал СПГ и Амурский ГПЗ. Не видите ли вы каких-то рисков для этих проектов, учитывая непростую ситуацию на мировом рынке в целом из-за коронавируса?

- Именно для этих проектов мы не видим существенных рисков. Ямал СПГ – успешный проект, который уже полностью запущен, работает и наращивает объем поставки сжиженного газа. Мы считаем, что это проект высочайшего качества, и рисков не видим. Амурский ГПЗ – этот проект еще реализуется, экспорт начнется в 2022 году. Направление приоритетное – это Китай. Спрос в Китае, несмотря на кризисную ситуацию, хороший. Ралли, которые мы сейчас видим на рынках сырьевых товаров, связаны как раз с восстановлением спроса в Китае, поэтому, на мой взгляд, у таких крупных проектов, которые ориентированы на дальневосточный рынок, тоже не должно быть проблем.

 - А для каких проектов есть риски?

- В основном, это страновые риски. Например, в Африке некоторые страны столкнулись с проблемами обслуживания долга. Есть и определенные политические риски в СНГ, где политическая нестабильность может привести к росту экономических рисков.

Если посмотреть на глобальную индустрию экспортно-кредитных агентств, то сейчас наиболее проблематичные секторы – это секторы авиаперевозки, круизные перевозки и все, что связано с туризмом. Понятно, что этот год был провальный для туристической отрасли, а для крупных экспортных агентств – это большой сегмент. У нас тоже есть эта экспозиция, правда, она небольшая в этом сегменте. Там мы видим проблемы и тоже занимаемся реструктуризацией. Пожалуй, на сегодняшний день это наиболее опасный сегмент. Дальше будем смотреть. Многое будет зависеть от того, насколько быстро в следующем году будет восстанавливаться экономика.

- ЭКСАР также продолжает поддерживать проекты в Африке. Известно, что сейчас агентство рассматривает возможность поддержки нескольких майнинговых и инфраструктурных проектов. Не могли бы вы рассказать подробнее о них?

- Африка для нас очень важный рынок с большим потенциалом. В прошлом году с нашим участием прошел форум "Россия - Африка", который дал серьезный импульс развитию отношений и интересу африканских компаний к российским продуктам, оборудованию. По итогам форума нам удалось активизировать много контрактов. К сожалению, пандемия и здесь внесла свои коррективы – из-за ограничений по передвижению эти контракты реализуются не так быстро, как нам хотелось бы.

 Тем не менее, мы уже поддержали проекты по поставкам удобрения в Африку. Действительно, сейчас также рассматриваем ряд инфраструктурных и майнинговых проектов. Это и строительство трубопроводов на Африканском континенте, и добыча полезных ископаемых, где привлекаются российские компании как подрядчики и привлекается российское майнинговое оборудование. Также рассматриваем проекты и в секторе энергетики, где у нас есть конкурентоспособное решение. Африканский континент очень важен для нас. Мы также работаем с нашим стратегическим партнером – Афрэксимбанком. Вместе с ним смотрим на проекты по совместному финансированию и продвигаем российские компании через это партнерство.

- В конце ноября премьер-министр Михаил Мишустин объявил реформу институтов развития, так ЭКСАР перейдет под управление ВЭБа. Изменится ли что-то в агентстве в связи с этим? Как эти структурные изменения повлияют на работу с бизнесом?

- Честно говоря, мы не ожидаем никаких изменений, поскольку ЭКСАР и Группа РЭЦ всегда входили в ВЭБ.РФ. Председателем совета директоров РЭЦ является Игорь Шувалов, поэтому мы в контуре ВЭБа были и остаемся. У нас много совместных проектов с ВЭБ, которые мы реализуем в различных странах. Узбекистан – одно из таких направлений, где мы реализовали несколько совместных проектов, в том числе в этом году. Поэтому для нас никаких серьезных изменений нет. Мы не ожидаем, что это как-то отразится на нашей деятельности.

- В этом году также был внесен законопроект, который допускает частные компании к страхованию рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам. Как в ЭКСАР относятся к такому расширению компаний-участниц рынка?

- На самом деле страховые компании были допущены к страхованию рисков по внешнеторговым контрактам. Изменения заключались в том, что страховка коммерческого страховщика также может являться основанием для непризнания нарушений по валютному законодательству. Мы участвовали в обсуждении этого законопроекта и позитивно к нему относимся, потому что он расширяет круг участников внешнеторговой деятельности и позволяет страховым компаниям более активно в этом участвовать. Проект в целом повышает страховую культуру на рынке, в чем мы видим большой смысл.

Другое дело, что российский страховой рынок, если говорить о кредитном страховании, достаточно узкий, и игроков не так много. Они в основном сосредоточены на внутрироссийских рисках, поскольку для страхования экспортных контрактов нужна международная экспертиза, опыт и оценки рисков нерезидентов, и взыскания в будущем. Поэтому мы не ждем какого-то взрывного роста на этом рынке, но очень позитивно относимся к тому, что ряд крупных страховых компаний готовы выходить, и более того, обсуждаем возможный формат партнерства. Это крупнейшие компании, которые являются лидерами рынка кредитного страхования - такие как Ингосстрах и СОГАЗ. Будем надеяться, что этот сегмент страхового рынка тоже будет развиваться.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще