Компания "Макфа", входящая в пятерку крупнейших в мире производителей макаронных изделий, завершает инвестиционную программу общей стоимостью более 4,6 млрд рублей. О том, какие инвестпроекты были реализованы, как это повлияет на решение стратегического вопроса о продовольственной безопасности страны, предварительных итогах уходящего 2022 года и решении кадрового вопроса, в интервью "Интерфаксу" рассказал член совета директоров "Макфы" Валерий Юревич.
- Валерий Михайлович, два года назад "Макфа", практически, реализовав потенциал производственных и складских мощностей, заявила о начале масштабной инвестиционной программы технического перевооружения. Что получилось сделать, ведь реализация инвестпроектов пришлась на сложные периоды?
- Мы выполнили намеченное в полном объеме. Введена в эксплуатацию макаронная мельница по переработке твердых сортов пшеницы Ocrim, макаронные линии Fava и Buhler, линия по упаковке круп, котельная.
Запуск нового оборудования - сложная задача, и важно то, что смонтировали и запустили его мы сами, своими силами. Часть подрядчиков не смогли приехать по техническим причинам, и за дело взялись наши технические специалисты. Поначалу были сомнения и сложности, но затем разобрались. Результат - эффективный, оборудование работает как часы.
Осталось ввести в эксплуатацию логистический комплекс - флагманский проект компании. Это роботизированное крупнейшее на Южном Урале предприятие складской логистики в пищевой отрасли. Его общая площадь - около 12 тыс. кв. метров, емкость - 27 тыс. паллетомест. Логокомплекс оснащен оборудованием Stocklin Logistik AG (Швейцария), которое позволяет одновременно отгружать 10 автомобилей и 5 железнодорожных вагонов. После ввода комплекса в эксплуатацию мощность складских помещений "Макфа" увеличится вдвое, и мы сможем обеспечить более равномерную работу производственных линий, поскольку в запасе можно будет держать необходимый для рынка объем продукции.
После запуска логистического центра инвестпрограмму можно будет считать завершенной. Однако ее окончание не повод жить спокойно, уже сейчас думаем, как развиваться дальше.
- Какие задачи ставились при реализации инвестпрограммы?
- Инвестиции - наш вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Россия должна быть продовольственно независимой. Россияне должны иметь возможность покупать качественные и при этом доступные по цене продукты питания. К примеру, новые макаронные линии дадут возможность увеличить производство макаронных изделий со 170 тыс. тонн в год на 25% и обеспечивать потребительский спрос даже в периоды пиковых нагрузок. А такие периоды случаются - в месяцы пандемии коронавирусной инфекции мы работали с серьезной нагрузкой, продукция со складов уходила буквально влет.
- Сколько в итоге составили финансовые вложения в инвестиционную программу?
- На старте инвестпрограммы вложения планировались в размере 3,8 млрд рублей. В итоге стоимость инвестпортфеля увеличилась до 4,6 млрд рублей. На то были объективные причины. Инвестиционные проекты мы реализовали за счет собственных средств, а также заемных ресурсов.
Мы активно пользуемся программами государственной поддержки в сфере АПК. Сегодня предлагаются выгодные программы льготного кредитования в федеральном и региональном министерствах сельского хозяйства, направленные на развитие агропромышленного комплекса России.
- Это не первая инвестиционная программа компании?
- Верно. Мы в постоянном режиме инвестируем в техническое развитие предприятий. Первые крупные инвестиционные проекты были реализованы еще в начале 90-х годов. Проведена модернизация цехов на челябинской производственной площадке, построен цех по производству макаронных изделий, не имевший аналогов в России. Затем последовал ряд проектов по техперевооружению производств на предприятиях, вошедших в периметр компании. Мы модернизировали мощности на "Курганском комбинате хлебопродуктов", "Свердловском хлебомакаронном комбинате", "Мишкинском КХП", "Раменском кондитере". Также в Алтайском крае был построен завод по переработке гречихи.
- Сегодня Россия не только обеспечивает себя продовольствием, но и ставит задачу увеличения экспорта продукции агропромышленного комплекса. Например, сейчас растет объем поставок в страны Персидского залива. Как работает "Макфа" в экспортном направлении?
- Российские продукты в мире должны стать знаком качества, и мы участвуем в этом процессе. Продвижение на внешнем рынке нашей продукции, это, в первую очередь, продвижение страны. Мы вывозим не сырье, а готовый продукт - с добавочной стоимостью, и позиционируем его под нашим брендом именно как российский. Например, продвигаем нашу гречку как национальный российский продукт. Также стремимся предложить международному рынку инновационную продукцию - линейку для здорового питания, макаронные изделия премиального сегмента.
Кстати, со странами Персидского залива мы стали сотрудничать в числе первых из российских бакалейных компаний. Например, активно работаем с Объединенными Арабскими Эмиратами. При этом мы специально не делаем какие-то продукты только для экспорта. Все, что продается в других странах, можно найти на прилавках российских магазинов от Калининграда до Владивостока.
В планах на ближайшие годы - наращивать свою долю на рынке зарубежных стран, планируем, к примеру, выйти на рынок Египта и Омана, тем более, что ощущаем поддержку государства. В частности, с производителями сотрудничает и помогает "Российский экспортный центр".
- Как завершили 2022 год по объемам выпуска продукции? Каковы планы на следующий год?
- В уходящем году выпустили 170 тыс. тонн макаронных изделий. Задача увеличения объема выпуска не стояла, поскольку силы были брошены на выполнение инвестпрограммы. В следующем году, после запуска новых макаронных линий, планируем прирасти на 44 тыс. тонн.
Помимо производства продукции на своих производственных площадках, будем развивать частную торговую марку. Это распространенная практика, когда заказ размещается у партнеров под своей торговой маркой. При этом полностью сохраняется контроль над качеством продукции, включая ценообразование, упаковку, - все вплоть до мелочей.
Сейчас на подходе несколько наименований продуктов, выпущенных под нашим брендом на других российских предприятиях. В частности, это будут крупы кус-кус и киноа, продукты быстрого приготовления.
Кстати, в этом году мы запустили линейку макаронных изделий с соусами, каш моментального приготовления. Под конец года началось производство гранолы, дополнившей линейку макарон с функциональными добавками.
- Сейчас в России ставится задача масштабного цифрового развития, создаются целые министерства, выделяются средства. Что делаете в этом направлении?
- Современный мир бизнеса таков, что решения нужно принимать быстро. Тем более, когда решения эти касаются жизнедеятельности не одной, а нескольких производственных площадок, расположенных по всей России, как у "Макфы". Особенно остро мы ощутили необходимость проведения цифровизации производственных процессов, когда занимались инвестпроектами.
Это одна из наших главных задач на ближайшее время. Необходимо ввести единый стандарт, уменьшить зависимость от человеческого фактора параллельно отлаживая бизнес-процессы и делая их прозрачными.
- Как решается кадровый вопрос на предприятии? Как воспитываете смену?
- Уходящий год дал старт еще одному важному проекту "Макфы" - сотрудничеству по подготовке кадров с высшими учебными заведениями. Пилотным проектом стала работа с Оренбургским государственным университетом.
Студенты - будущие пищевики, проходили у нас углубленную производственную практику. Работали в макаронном цехе, на мельнице и в лаборатории в период, когда шел процесс монтажа оборудования в рамках инвестиционной программы. Ребята приняли участие в инвестпроектах, сдали экзамены на "отлично" и в итоге часть из них пришла к нам на работу.
Есть идея в наступающем году провести эксперимент с открытой практикой, чтобы к нам самостоятельно приходили студенты, заинтересованные в получении профессиональных навыков именно на "Макфе". Думаю, реальный опыт работы на предприятии, которое входит в пятерку крупнейших мировых компаний по производству макаронных изделий, заинтересует выпускников профильных кафедр.
Воспитание и привлечение высококвалифицированных кадров, повышение качества образования - это непреложное условие для развития АПК. И здесь требуется плотный контакт между предприятиями и учебными заведениями.