Красногорск. 28 февраля. ИНТЕРФАКС - Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг Московской области и ее облигаций на уровне "АА+(RU)", прогноз рейтинга - "позитивный".
"Кредитный рейтинг Московской области обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и умеренно низкой долговой нагрузкой при достаточном уровне ликвидности бюджета", - говорится в пресс-релизе агентства.
"Позитивный" прогноз обусловлен улучшением показателей бюджетного профиля на фоне ожидаемых высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (ННД) в течение 2021-2023 годов с возможностью достижения доли ННД максимально возможной оценки, которая в настоящий момент является сдерживающим рейтинг фактором наряду с достаточно высоким объемом прогнозируемого дефицита бюджета, влияющим на ряд расчетных показателей.
Агентство отмечает, что за 2022 год долговая нагрузка на бюджет Московской области почти не изменилась и составила 37% ее текущих доходов. В то же время в структуре долга произошли изменения за счет реструктуризации коммерческого долга и полученных бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Как следствие, максимальная доля долга приходилась на бюджетные кредиты (60%), облигации составляли 36% долга, на кредиты банков приходилось 4% долга (в январе текущего года кредиты были погашены за счет средств Управления Федерального казначейства, УФК).
АКРА ожидает, что на конец 2023 года соотношение долга и текущих доходов возрастет в связи с необходимостью финансировать планируемый дефицит бюджета, однако этот рост не окажет влияния на кредитный рейтинг Подмосковья.
Соотношение усредненных долга и ВРП Московской области регулярно составляет менее 5%. Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2019-2023 годах составит менее 2%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. На 1 января 2023 года погашению (рефинансированию) в течение 2023 года подлежало 15% долговых обязательств, в течение 2024 года -12% долговых обязательств.
Агентство полагает, что Подмосковье располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году составил 64%, по итогам текущего года он не превысит 20% в связи со значительным планируемым дефицитом бюджета и снижением остатков средств на начало года.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) за указанный период ожидается на уровне 23%. Капитальные расходы Московская область в значительной мере финансирует за свой счет.
Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом на уровне 10% ННД, который планируется покрыть за счет привлечения долга. Рост ННД в 2023 году, согласно закону о бюджете, составит 8%, в том числе рост поступлений по налогам на совокупный доход - 28%, рост поступлений по налогу на прибыль - 13%, по НДФЛ - 7%. Совокупные расходы бюджета увеличатся на 5%. При этом капитальные расходы после существенного роста в 2022 году незначительно снизятся, а текущие расходы возрастут.
"Позитивный" прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12-18 месяцев. Как отмечает агентство, к позитивному рейтинговому действию могут привести: рост доли налоговых и неналоговых доходов выше 90% (с учетом усреднения); сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30% текущих доходов областного бюджета; рост показателей ликвидности бюджета или значимое снижение дефицита бюджета при соблюдении одного из перечисленных выше условий.