Interfax-Russia.ru – Особую экономическую зону промышленно-производственного типа создадут во Владивостоке. Но Минэкономразвития предложило закрыть ОЭЗ в Мурманске и на острове Русский.
О создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на Дальнем Востоке глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил еще в январе. "Мы сейчас создаем большую и по объемам освоения средств, и по привлеченным резидентам зону около Владивостока, где будет, в том числе автомобильное производство, химико-технологическая компонентная база. Это очень серьезный задел. Я считаю, что это будет возможно главное направление для 2014 года", - рассказал министр журналистам.
Позднее директор департамента ОЭЗ, проектов развития регионов и моногородов министерства Андрей Соколов пояснил, что речь идет о проекте, который инициировала компания "Соллерс". Эту промышленно-производственную зону собирались ориентировать на автомобильное производство, с перспективой создания кластера, в том числе с привлечением "Роснефти" по созданию завода по производству пластиков.
К проекту планировали привлечь компании-производители автокомпонентов и предприятия электронной промышленности, в основном из Кореи и Японии.
К середине апреля Минэкономразвития подготовило проект постановления о создании ОЭЗ во Владивостоке. На создание особой экономической зоны из федерального бюджета предлагалось выделить 6,5 млрд рублей в 2015-2017 годах. При этом, согласно расчетам, объем отчислений в бюджеты всех уровней от ОЭЗ и ее резидентов за 10 лет (с 2014 года) должен достичь 32,3 млрд рублей.
По данным министерства, к этому времени были получены подтверждения от компаний - потенциальных резидентов зоны - о готовности реализовать на территории планируемой ОЭЗ инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций 20,6 млрд рублей. В частности, ООО "Соллерс - Дальний Восток" в письменной форме подтвердило готовность осуществлять функции управляющей компании по координации реализации проекта создания ОЭЗ, а также приняло на себя обязательства привлечь не менее 50% запланированного объема внебюджетных инвестиций в создание и функционирование ОЭЗ.
Так завод MazdaSollers собирался выделить 15,8 млрд рублей, логистический комплекс PacificLogistic - 3,7 млрд рублей, производители автокомпонентов (компании Японии и Южной Кореи) - 1,1 млрд рублей.
Кроме того, как обращало внимание Минэкономразвития, в непосредственной близости от планируемой к созданию ОЭЗ располагаются грузовая железнодорожная станция "Гайдамак" Дальневосточной железной дороги с пропускной способностью 400 вагонов в сутки и контейнерный терминал с грузооборотом 28,6 тыс. контейнеров.
"Реализация проекта позволит Дальнему Востоку России включиться в процесс глобализации мирового автомобильного рынка, привлекая капиталы, технологии и опыт мировых лидеров автомобилестроения", - говорилось в пояснительной записке к проекту.
Президент РФ Владимир Путин распорядился создать во Владивостоке особую экономическую зону до 15 июня. Со своей стороны вице-премьер РФ Юрий Трутнев дал поручение Минэкономразвития, Минпромторгу, Минвостокразвития, а также администрации Приморского края ускорить создание ОЭЗ. Новый срок истекал 27 мая. Однако к этой дате Минэкономразвития лишь успело внести соответствующий проект в правительство.
18 августа премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что подписал постановление о создании во Владивостоке ОЭЗ промышленно-производственного типа. "По понятным причинам, это решение остается для нас одним из способов развития Дальнего Востока и, естественно, правительственным приоритетом", - заявил он в ходе совещания с вице-премьерами.
В свою очередь Трутнев напомнил, что подписанное постановление позволит создать дополнительно 3,4 тыс. рабочих мест, за 10 лет только объем налогов составит около 30 млрд рублей, при этом затраты всех бюджетов чуть превысят 5,3 млрд рублей.
Отметив, что достаточно большие средства будут вкладывать инвесторы, прежде всего это производство автомобилей и автокомплектующих, вице-премьер пообещал контролировать реализацию этого проекта. "Проект достаточно сложный, большой по инвестициям, но реализовывать его начнем уже в этом году", - добавил Трутнев.
Тем временем Минэкономразвития подготовило два проекта постановления о досрочном прекращении существования портовой особой экономической зоны в Мурманской области и туристско-рекреационной ОЭЗ на острове Русский (Владивосток) в связи с отсутствием резидентов у этих зон.
В пояснительной записке Минэкономразвития напоминает, что согласно закону "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" досрочное прекращение существования ОЭЗ допускается в случае, если в течение трех лет с даты создания ОЭЗ не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) деятельности в ОЭЗ.
Решение о создании портовой ОЭЗ в Мурманской области было принято в соответствии постановлением правительства РФ от 12 октября 2010 года, в связи с "необходимостью стабилизации текущего социально-экономического положения и дальнейшего развития региона, реализации национальных интересов Российской Федерации в Арктике, освоения минеральных и водных биологических ресурсов Арктического шельфа, модернизации транспортной системы России с равноправной интеграцией в международные транспортные коридоры, развития Северного морского пути".
Как отмечают в министерстве, за прошедшее с момента образования ОЭЗ время была разработана концепция создания и развития зоны, проект планировки территории ОЭЗ, включая план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории (I этап), а также велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений. На указанные работы из средств регионального бюджета израсходовано 56,05 млн рублей.
Вместе с тем интерес к реализации проектов частными инвесторами проявлен не был, резиденты в ОЭЗ не зарегистрированы, подчеркивает Минэкономразвития.
В свою очередь решение о создании туристско-рекреационной ОЭЗ на острове Русский было принято в соответствии постановлением правительства РФ от 31 марта 2010 года, для "привлечения как российских, так и иностранных инвестиций в развитие туристско-рекреационного потенциала острова Русский и повышения эффективности бюджетных расходов на создание инфраструктурных объектов, построенных к саммиту АТЭС - 2012 года".
Однако интерес к реализации проектов частными инвесторами проявлен не был, резиденты в ОЭЗ не зарегистрированы, констатируют в Минэкономразвития.
Таким образом, министерство предлагает закрыть обе ОЭЗ и развивать эти площадки "в ином формате, вне института ОЭЗ, с использованием механизмов частно-государственного партнерства".
Между тем Медведев отметил, что предложение о закрытии части туристско-рекреационных территорий должно быть взвешенным и согласованным.
"Будем ориентироваться на результат, что называется. Если по тем или иным причинам нужно что-то подкорректировать, я готов это сделать. Но с другой стороны, надо чтобы один инструмент заработал, прежде чем закрывать какие-либо другие возможности", - заявил премьер.
Врио губернатора Приморья Владимир Миклушевский также категорически не согласен с предложением Минэкономразвития и намерен отстаивать создание ОЭЗ на острове Русский. По его мнению, данный проект исключительно важен для экономики региона.
"Глава Приморья считает, что на острове Русский сегодня есть все условия для того, чтобы территория стала новой точкой роста экономики региона. И власти Приморья не поддерживают позицию Минэкономразвития "исключить" этот амбициозный экономический проект. Тем более это решение было принято без учета мнения региональных властей, что является недопустимым", - озвучил пресс-секретарь главы региона Сергей Нехаев позицию Миклушевского по данному вопросу.
Нехаев также отметил, что реализация этого проекта сегодня затягивается из-за отсутствия земли. "Главная трудность – наличие земли. До сих пор военные земли на острове Русский не вовлечены в гражданский оборот. А значит, администрация Приморья не может в полной мере заниматься поиском инвесторов, разрабатывать концепцию ОЭЗ, готовить вариант планировки территории", - пояснил он.
В свою очередь директор департамента международного сотрудничества и развития туризма Приморского края Алексей Старичков утверждает, что особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на острове Русский сегодня вызывает определенный интерес в российских и иностранных деловых кругах.
Что касается портовой ОЭЗ в Мурманской области, то региональные власти пересмотрели этот проект и собираются сделать акцент на рыбоперерабатывающий профиль. Как сообщила "Интерфаксу" председатель регионального комитета развития промышленности и предпринимательства Ольга Кузнецова, в этом году губернатор Марина Ковтун уже подписала семь соглашений с потенциальными резидентами на участке "Три ручья". Общая сумма инвестпроектов - 1,1 млрд рублей, в совокупности они создадут 380 рабочих мест.
"Именно ориентация на рыбопереработку позволит нам решать вопросы импортозамещения, так как среди проектов есть строительство рыбокормового завода, реконструкция рыбоперерабатывающих фабрик", - отметила Кузнецова, добавив, что также было подписано соглашение с ОАО "НК "Роснефть" - потенциальным резидентом и участником развития ПОЭЗ.
Таким образом, Мурманскую ПОЭЗ ожидает формальная процедура принятия постановления о продлении сроков действия соглашения.
Председатель регионального комитета развития промышленности и предпринимательства пояснила, что проект Минэкономразвития изначально был направлен в регион, откуда был дан ответ с комментариями и замечаниями, "далее будет проходить согласительное совещание в Минэкономразвития РФ, по результатам которого Минэкономразвития будет рекомендовать правительству продлить срок соглашения по портовой зоне в Мурманске".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"