Interfax-Russia.ru – Поисково-спасательная операция не прекращается на месте крушения буровой платформы "Кольская" в Охотском море. Пока, впрочем, меняется только число погибших.
В Охотском море продолжается поиск пропавших без вести в результате крушения плавучей буровой платформы "Кольская".
Платформа затонула 18 декабря примерно в 200 км от Сахалина, когда ледокол "Магадан" и судно "Нефтегаз-55" буксировали ее с Камчатки на Сахалин. На борту платформы находилось 67 человек – экипаж и рабочие.
Сразу после того, как с "Кольской" поступил сигнал "SOS", к месту трагедии вылетели вертолеты спасателей. Правда, оказать помощь терпящему бедствие судну они так и не смогли - когда они прибыли, платформа уже полностью затонула. На воде покачивалось лишь несколько пустых спасательных плотов.
К настоящему времени известно лишь о 14 выживших в аварии – этих людей сразу после крушения буровой еще до появления спасателей подняли из воды моряки ледокола "Магадан" и буксира "Нефтегаз-55". С тех пор, несмотря на масштабную спасательную операцию, развернутую в Охотском море, список спасшихся не пополнился ни одним новым именем. Пока находят только погибших. Но людей все же продолжают искать с моря и с воздуха. Поисковые работы не прекращаются даже ночью. Спасатели уже обследовали почти 3 тыс. квадратных миль акватории Охотского моря. На момент подготовки этой публикации, по данным Дальневосточного регионального центра МЧС, из воды подняли тела 17 человек.
11 погибших обнаружили в море и подняли на спасательные суда в первые дни после трагедии. Их тела уже отправили на Сахалин на судне "Смит Сахалин", где 22 декабря их опознали родственники и коллеги.
"Сейчас следователи проводят судебно-медицинское обследование в морге Южно-Сахалинска", - сообщила 22 декабря агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного следственного управления на транспорте Наталья Салкина.
Между тем, компания, которой принадлежала "Кольская", ОАО "Арктикморнефтегазразведка", еще 21 декабря - до опознания - опубликовала на своем сайте имена погибших и спасенных с буровой. Дело в том, что у большинства тел, найденных в море, при себе были паспорта.
Так, в списке выживших значились Радамес Бабко, Григорий Варенов, Сергей Грауман, Валерий Загидулин, Данил Зимин, Александр Кашпур, Александр Коваленко, Дмитрий Кузнецов, Анатолий Кумуков, Виталий Логонов, Иван Мишинев, Дмитрий Поляков, Юрий Синявский и Игорь Сухомлин.
Погибшими были названы Рихард Грауман, Сергей Донецкий, Александр Зарицкий, Юрий Коровкин, Игорь Ребик, Вячеслав Руссу, Валерий Сироткин, Александр Суша и Сергей Устинов.
Как сообщили в Дальневосточном следственном управлении на транспорте, при опознании личности погибших и данные в документах совпали.
22 декабря спасателям удалось обнаружить в море тела еще 6 погибших, в тот же день их подняли из воды. Личности этих людей также станут известны после опознания, которое проведут сразу, как их тела доставят на сушу.
Всех тех, кому посчастливилось выжить после затопления буровой, уже отправили на Сахалин. Первые четыре человека оказались на острове сразу в день аварии – их с сильным переохлаждением вертолетом отправили в больницу поселка Ноголики. Откуда они, кстати, уже выписались. Остальные, по информации МЧС, прибыли позже. Троих 20 декабря с ледокола "Магадан" забрал вертолет Ми-8 МЧС России, который в районе происшествия занимался воздушной разведкой. В тот же день еще семерых привез на Сахалин буксир "Нефтегаз-55".
Все остальные пассажиры и члены экипажа пока официально числятся пропавшими без вести.
Тем временем, параллельно с поисковой операцией продолжается и расследование ЧП с буровой платформой. Сразу после затопления "Кольской" Дальневосточное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Саму буровую, которая сейчас находится на глубине примерно полтора километра, поднять со дня Охотского моря скорее всего не удастся.
"Поднять затонувшую буровую со дна - было бы идеальным вариантом для следствия. Но на вещи надо смотреть реально. Поднять такую конструкцию с более чем километровой глубины вряд ли получится", - сообщила "Интерфаксу" официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте СКР Наталья Салкина.
"У нас нет даже водолазов, которые могли бы работать на такой глубине. Максимум, где они могут работать - это 100 метров", - отметила она.
Пока, по данным СМИ, главные подозреваемые по делу о крушении "Кольской" - руководство компании "Арктикморнефтегазразведка".
Так, например, источник, знакомый с ходом расследования, сообщил газете "Коммерсант", что большая часть находившихся на платформе людей присутствовать на ее борту во время буксировки не имела права.
"Примерно половина из общего числа находившихся на установке людей не имела к перегону "Кольской" никакого отношения. Это были операторы буровых установок, их помощники, крановщики и т.п.", - пишет, в частности, издание.
В то же время, как объяснил собеседник газеты, согласно пункту 2.10 Инструкции по безопасности морских буксировок от 8 июля 1996 года Федеральной службы морского флота России, "для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается".
Источник газеты также предположил, что к трагедии привело интенсивное раскачивание буровой установки на волнах, на величину которых она по проекту не рассчитана.
"Пока установка шла в связке с ледоколом, она еще держалась на плаву, но когда из-за качки оборвался один из буксировочных тросов, "Кольская" попросту зачерпнула бортом воду и перевернулась",- заключил он.
В свою очередь, по данным газеты "Известия", "Кольскую" вообще буксировали без разрешения контролирующих госслужб.
"Буксировку "Кольской" от западного побережья Камчатки в бухту Зырянская острова Сахалин компания "Арктикморнефтегазразведка" с нами не согласовывала", - заявил изданию директор Мурманского филиала Морского регистра Владимир Николаев, который должен был утверждать буксировку платформы.
Формально "Арктикморнефтегазразведка" могла обратиться за согласованием и в Северо-Восточный филиал Морского регистра, но и там, как удалось узнать "Известиям", ей никаких разрешительных документов не выдавали.
Как отмечает издание, разрешение не может найти и комиссия Минтранса, которая расследует причины трагедии.
"Пока мы сомневаемся в самом факте существования согласования, а без него любая транспортировка нефтегазодобывающих платформ категорически запрещена", - объяснил газете глава управления государственного морского и речного надзора Петр Ермолаев.
Кстати, по данным "Известий", уголовное дело по статье ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта) может грозить и капитанам "Магадана" и "Нефтегаза-55". Со ссылкой на источник в следственных органах газета пишет, что буксир "Нефтегаз-55" не был приспособлен для переходов на большие расстояния. Что касается "Магадана", то пока не ясно, мог ли он проводить подобные операции.
"С момента обрыва буксировочного троса от "Кольской" к "Магадану", подачи сигнала "SOS" и до полного затопления платформы прошло более трех часов, однако непонятно, что все это время делали капитаны. По всем правилам они должны были попытаться восстановить буксировку и тем более забрать людей с "Кольской" на свой борт", - добавил также источник издания.
Если предположить, что все эти факты, озвученные СМИ, подтвердятся, то картина вырисовывается страшная – будто людей сознательно отправили в море рисковать жизнями.
Тем временем, руководство компании "Арктикморнефтегазразведка" продолжает настаивать на том, что буксировка проводилась без нарушения требований безопасности. Во всех этих противоречиях предстоит разобраться следствию.
Обозреватель Вера Широкова